Умели ли древние китайцы летать?

Jun 01, 2012 21:39




Самая ранняя запись в Китае о воздушном змее (фэн чжэн) относится к 5 в. до н.э. и связывается с Лю Банем, ставшим историческим прообразом для божества ремесленников Гуншу Пань. Как сообщается, Гуншу Пань, подобно своему прообразу, изготовлял воздушных змеев в виде птиц. Они могли находиться в воздухе до 3 дней. Гуншу Пань запускал змеев во время осады города Сун, возможно, в качестве сигнального средства.



Известно, что китайцы применяли воздушных змеев при военных операциях для передачи информации на расстоянии. Со змеями пересылались письма в зоны, окруженные врагом. В китайской литературе указывается, что моисты, интересуясь военными технологиями, изучали применение воздушных змеев в военных целях. Даже сам основатель учения моистов философ Мо Ди делал воздушных змеев, потратив на это занятие три года.
Змеи также использовались для ловли рыб. Крюк с приманкой прикреплялся на леске к воздушному змею, который запускался на некотором расстоянии от лодки. Это делалось для того, чтобы лодка или ее тень не пугали осторожных рыб.
Разнообразие воздушных змеев в Китае экстраординарно. Кроме традиционной формы птицы имеются воздушные змеи в виде многоножек, лягушек, бабочек, драконов и сотен других существ, реальных и воображаемых. Некоторые имеют вращающиеся глаза или подвижные лапы и хвосты.
Музыкальные воздушные змеи, кажется, существуют в Китае начиная с седьмого или восьмого столетия. Они издают свист, стоны или подобные звучанию арфы звуки. Воздушный змей с одной бамбуковой полосой назывался “воздушной цитрой”, а воздушный змей с семью нитями, укрепленными поперек каркаса, подобного тыкве, - “лютней ястреба”.
В Европе первый воздушный змей, названный “летающим парусом”, упомянут Джамбатистой Делла Порта в “Естественной магии” в 1589 г. - на 2 тысячелетия позже первой записи о воздушных змеях в Китае.
Известно, что даосская школа следовала ранним шаманским традициям, в которых практиковались мистические полеты в трансе или под воздействием наркотиков. В книге “Чжуан-цзы”, например, пишется, что Ле-цзы мог парить по ветру в течении 15 дней:
"Лэ-цзы передвигался, управляя ветром, легко и искусно и возвращался только через 15 дней. Да! Таких, как он, даже среди достигших счастья найдется немного, и хотя он и освободился от [необходимости] передвигаться [пешком], по все же еще в чем-то нуждался. Но тот, кто овладеет [смыслом] постоянства неба и земли и сможет управлять изменениями шести элементов природы, чтобы блуждать в бесконечности, разве будет он еще в чем-то нуждаться? Поэтому говорится: “Совершенный человек не имеет [собственного] я; святой человек не имеет заслуг; совершенномудрый не имеет славы...”

Тема воздухоплавания встречается в сочинениях известного даоса и алхимика Гэ Хуна (283-343), который был всесторонним ученым, испытывавшим любовь ко всему необычному. В молодости, будучи военачальником, он достиг высокого положения, подавив восстание в 303 г. Ему было обеспечено быстрое продвижение по чиновничьей лестнице, но он предпочел занятия наукой. Гэ Хун был дружен со многими учеными своего времени. В трактате “Баопу-цзы” Гэ Хун писал о некоей упряжке из пяти змей, шести драконов и трех волов, на которой можно парить над землей, опираясь на “твердый ветер” и подымаясь на высоту до 40 ли (около 20 км) в область “Великой чистоты” (тай цин), где пневма ци достаточно плотная, чтобы выдерживать вес людей. Все это могло бы показаться непонятным и странным, если бы не было известно, что китайцы изготовляли многих своих воздушных змеев в виде животных.


Гэ Хун

Гэ Хун говорил еще о полетах на “летающей колеснице” (фэй чэ), изготовленной из крепкой внутренней части дерева жужуба (китайский финик). На колеснице были установлены вращающиеся лопасти, благодаря которым она могла двигаться по воздуху. Описание этой колесницы похоже на описание вертолета, но не ясен принцип движителя, приводившего лопасти в движение:

"Можно также сделать летающую повозку, используя сердцевину дерева жужуба. Полосы бычьей кожи крепятся к вращающимся лопастям, подобным клинкам мечей, и ими этот механизм приводится в движение.
Можно также при помощи мысленного сосредоточения и визуализации создать упряжку из пяти змей, шести драконов и трех быков, чтобы ездить на ней. Она сможет взлететь на сорок ли в область, которая называется миром Великой Чистоты. Пневма мира Великой Чистоты очень прочная, и она может выдержать вес человека. Мой учитель говорил мне, что когда коршун или ястреб спиралью поднимается все выше и выше, то ему больше не нужно махать крыльями, чтобы лететь, так как он постепенно достигает уровня крепкой пневмы, на которую может опереться, распластав крылья, и просто парить в пространстве. Точно так же и дракон поднимается над облаками на расстояние в сорок ли, а затем движется уже чисто автоматически. Эти знания пришли к нам от бессмертных, но они никогда не передавали их мирским людям. Поэтому обыватели ничего об этом не знают".


Воздушная повозка мифических цзигунов. Рисунок 1601 г.

Самое раннее ясное описание пилотируемого полета на воздушном змее приходится на время династии Северной Ци, просуществовавшей всего 30 лет - с 549 по 579 г. Речь идет о неком ужасном эпизоде, связанном с первым императором Гао Яном (Вэнь-сюань-ди), который правил между 549 и 559 г. Он подверг гонениям правящую верхушку предыдущей династии Вэй, уничтожив не менее 700 ее представителей. Многие из этих убийств были выполнены со зловещей изобретательностью.
Исповедуя буддизм, император Гао Ян захотел получить посвящение в духовный сан в Башне Золотого Феникса, находящейся на северо-западе от столицы Е. По древнекитайским обычаям, особым проявлением благочестия был обряд “освобождение живых существ”, когда ранее пойманных птиц или рыб выпускали на свободу. Буддисты приняли подобную практику, веря, что она облегчает карму человеку.
В типичной для китайских императоров извращенной манере Гао Ян решил отпраздновать свое посвящение церемонией, которую он также назвал “освобождением живых существ”. Однако его версия этой церемонии была совершенно иной. “Существами”, которых он решил “освободить”, были его враги, а способ, который он избрал, заключался в сбрасывании их с башни, имеющей высоту более 30 метров.
Как сообщает официальная история, он заставлял заключенных прыгать с башни вниз с привязанными к спине подобно крыльям бамбуковыми циновками. При этом все заключенные погибли, а император наблюдал это зрелище с большим удовольствием и весельем. От увиденного воображение императора разыгралось, и он захотел провести забавный эксперимент по полетам на дальние расстояния. В 559 г. он регулярно использовал осужденных на смерть в качестве пилотов (своеобразных “летчиков-испытателей”) воздушных змеев, запускаемых с Башни Золотого Феникса. Воздушные змеи, изготовленные в виде сов, управлялись посредством троса с земли специальным человеком, перед которым ставилась цель продлить их полет как только возможно. Сообщается, что один из князей династии Вэй, видный член семейства Юань, совершил полет на расстояние около 3 км. Но это не спасло его от смерти, а только отсрочило ее. После полета он был брошен в темницу, где его уморили голодом.
К 13 в. поднимающие человека воздушные змеи использовались морскими купцами для предсказания благоприятной или неблагоприятной поездки. Для этого привязывали человека к воздушному змею, который запускался в небо. Это был обычно умалишенный или пьяный, поскольку никакой нормальный человек не согласился бы на такое предприятие. Если змей подымался на такую высоту, что скрывался из вида, то считалось, что рейс судна будет удачным. Если же змей не был способен подняться, то торговец даже не решался выходить в плавание.
Ко времени жизни Гэ Хуна была весьма распространена игрушка под названием “бамбуковая стрекоза”. Это был пропеллер, насаженный на ось. Вокруг оси накручивается шнурок, концы которого укреплены на гибкой перекладине, сгибающейся подобно луку. При раскручивании шнура “бамбуковая стрекоза” взлетала вверх. Высота подъема могла достигать 7 м.



Летающая игрушка “Бамбуковая стрекоза”.

Китайцы прикрепляли подобный пропеллер с горизонтальной осью к воздушным змеям. Под действием воздушного потока лопасти пропеллера вращались. Разукрашенные в разные цвета, они являли собой яркое зрелище.
Вероятно, китайцы изобрели парашют еще до конца 2 в. до н.э., поскольку первое текстовое свидетельство о парашюте имеется в трудах Сыма Цяня, законченных в 90 г. до н.э. Сыма Цянь имел доступ к архивам и оттуда мог почерпнуть свои знания. Он относит время создания парашюта к далекой старине. По Сыма Цяню, легендарный правитель Шунь, убегая от отца, хотевшего его убить, нашел себе прибежище в большой башне, служившей зернохранилищем. Отец отыскал эту башню и собирался ее поджечь. Но Шунь связал вместе несколько конических соломенных шляп и спрыгнул с башни, используя их как парашют. В 8 в. комментатор Сыма Чжэнь отметил, что шляпы действовали подобно крыльям птицы, что и позволило Шуню благополучно спуститься на землю.
В книге Юе Кэ “История лаковой таблицы”, опубликованной в 1214 г., указывается, что в 1180 г. в Кантоне с минарета, построенного проживавшими там мусульманскими торговцами, была украдена нога у золотого петуха, причем хитрый вор покинул башню, используя парашют. Грабитель тем самым прославился. Было сохранено его собственное описание этого поступка. Он указывал, что использовал два зонтика без ручек. Возможно, кантонский вор был акробатом и знал, как пользоваться зонтиками в качестве парашюта, поскольку парашют в виде зонтика использовался многими столетиями раньше китайскими акробатами.
В книге 2 в. до н.э. “Десять тысяч успешных затей принца Хуай Нань” описывается как сделать миниатюрный воздушный шар с теплым воздухом, используя яичную скорлупу. Для этого из яйца надо удалить содержимое и поместить внутрь трут, который затем следует поджечь. Яйцо наполняется теплым воздухом и взлетает. В дальнейшем эта тема редко встречается в литературе. Однако в средние века воздушные шары с теплым воздухом стали использоваться в военных целях. В европейских хрониках имеются несколько ссылок на то, что в 1241 г. при сражении под Лигницей (сейчас это город Легница в Польше) монгольская армия использовала имеющие вид драконов воздушные шары для передачи сигналов и как штандарты. Принцип их изготовления был, вероятно, заимствован у китайцев, над которыми монголы установили господство через 19 лет.



Миниатюрный воздушный шар, сделанный из бумаги и наполняемый горячим воздухом.


Согласно легенде, китайский изобретатель Ван-Гу (ок. 1500), построив два коробчатых воздушных змея с сиденьем между ними, снабдил свою конструкцию сорока семью пороховыми ракетами, поджигавшимися при старте сорока семью слугами, и пытался совершить первый в мире пилотируемый полет, используя реактивную тягу. Но ракеты взорвались, и Ван-Гу погиб. Его именем назван один из кратеров на обратной стороне Луны.

Китай, это интересно, история

Previous post Next post
Up