Реконструкция Троянской войны (52) Эпитеты для народов и героев 2

Jan 07, 2015 22:33



Эпитеты, действительно разные: у данаев исключительно военные, у аргивян - индифферентные, у ахейцев не только военные. Можно трактовать это обстоятельство двояко: либо считать, что в составе ахейской экспедиции есть воины и обслуживающий их невоенный контингент, либо что употребление того или иного названия как раз связано с определенной характеристикой: если речь идет о невоенных делах - говорится о данайцах, если о военных - об ахейцах и аргивянах. Но есть еще и третий подход - мол, разноименность связана с метрическими потребностями, законами гомеровского гекзаметра. То или иное название подстраивается под ритмику стиха. Но искажение смысла вряд ли было бы допустимо с целью сохранения этой ритмики. По крайней мере, применение иного термина взамен наиболее частому («ахейцы») должно быть принято как допустимое.

Эпитеты также служат исследователям в качестве повода, чтобы распределить термины по древности. Если «ахейцы» сопровождаются эпитетами примерно в третьей части случаев упоминания, то «данаи» имеют эпитеты вдвое реже, а для «аргивян» имеют лишь единичные случае употребления эпитетов (4 случая). Выходит, что ахейцы - наидревнешее наименование. Но в «Одиссее» «аргивяне» и «данаи» отнесены только к героям минувших эпох, но никогда - к действующим лицам поэмы. Получается, что «ахейцы» -это современники Гомера, а «аргивяне» и «данаи» - народы героического минувшего.

Аналитическое расчленение «Илиады», полезное в других случаях, в данном случае приводило исследователей к тому, что наименование для пришедшего под Трою войска обусловлено различными по времени создания пластами эпоса. В обоснование приводят позднейшее развитие эпической традиции, в которой у Квинта Смирнского наименования по частоте употребления практически сравнялись. Что означает, якобы, что «данаи» и «аргивяне» появились у Гомера из более поздних источников. Тем не менее, у самого Гомера употребление термина «данаи» в явно более поздней «Одиссее» заметно ниже, чем в «Илиаде». Кроме того, более поздний эпос реагировал на реалии своего времени: крах династий, отправивших экспедицию в Трою и возвышение Аргоса приводило к снижению частоты употребления термина «ахейцы» и укреплению ранее нейтрального термина «аргивяне» применительно ко всем грекам.

Дальнейшее развитие этой идеи препарирования «Илиады» предполагает разделение поэмы на книги, в которых соотношение частот этих терминов резко различается. Действительно, в некоторых частях поэмы «данаи» порой и просто отсутствуют, а вот «аргивяне» никогда не пропадают и не демонстрируют резкого провала по частоте употребления. Тем не менее, разделение «Илиады» на «книги» - чисто условное, и попытка иного деления (по сюжетным блокам) может кардинально изменить соотношение частот.

Следует заключить: при всем различии происхождения терминов «ахейцы», «аргивяне», «данаи», у Гомера они используются практически как равнозначные и взаимозаменяемые, изредка передающие какие-то оттенки смысла. Все попытки расчленить эпос на основании различия происхождения терминов, относимых к войску Агамемнона, выглядят сомнительными и опровергаются контраргументами.

Что же касается эпитетов, то они дают вполне однозначное различие между ахейским и троянским войском.

Троянцы гораздо чаще определяются как пылкие и гордые (11 раз против 2 упоминаний у ахейцев). Этот термин также применен к Тидею (отец Диомеда) 4 раза, к Антилоху (сын Нестора) 5 раз. В данном случае Тидей - герой прошлого, а Антилох - троянец, действующее лицо «Илиады».

Ахейцы - божественные (5 упоминаний в «Илиаде», 2 в «Одиссее», 1 раз в «Одиссее» божественными названы пеласги). Этот термин к другим участникам Троянской войны не относится ни раз. Также только ахейцы определяются как «любимцы Ареса» (4 раза). Также этот эпитет многократно характеризует Менелая (19 раз, по 1 разу еще двух героев). Внешность ахейцев описана строго специфическими характеристиками - длинноволосые и пышнопоножные. Эти черты сохраняются за ахейцами и в «Одиссее». Героями в «Илиаде» называются только ахейцы и данайцы, но не другие народы. Хотя эта характеристика дается многим отдельным персонажам, но аномально много - Патроклу (6 раз).

Проблема возникает с эпитетом έλίκωπες , который у античных авторов интерпретировался как «черноглазые». Весьма странный термин, поскольку идеал красоты у Гомера - белокурый герой. Правда, этим качеством обладают всего два конкретных героев - Менелай, Мелеагр. Сомнителен и перевод «быстровзорные». Он ничем не подкреплен. Скорее всего, речь идет все же о «дырооких» или «дугооких» шлемах.

Специфика данайцев - «быстроконные» и «слуги Ареса». То есть, воинственные обладатели коней. Что данайцы относятся к ахейским «верхам» указывает тот факт, что «слугами Ареса» Гомер называет только их и еще Одиссея, Диомеда и Аяксов. Этот термин менее подходит для владетельных вождей войска - Агамемнона, Ахилла, Менелая, Нестора. Он скорее - любимцы Зевса. Судя по эпитетам, ахейцы в общем и целом не являются конниками, а владельцы коней связываются с аргосскими династиями - эпитет 'Άργος ίππόβοτον («питающий коней Аргос») используется 7 раз в «Илиаде», 5 раз в «Одиссее». Законный царь Аргоса Диомед имеет специфический эпитет ίππόδαμος («укротитель коней»), который употреблен 6 раз. Кроме того, тот же эпитет 2 раза отнесен к его отцу Тидею. Данный эпитет изредка относится и к другим героям, но не является для них специфическим. Среди них Атрей, родитель Агамемнона -тоже относящийся к Арголиде (2 случая). Диомед имеет в «Илиаде» аномально большое число эпизодов с конями, которых он отбивают у врага. Кроме того, бесспорным конником является и Нестор - «конник геренский», правящий в Пилосе.

Древняя Греция

Previous post Next post
Up