Механика игры.

Aug 02, 2012 12:07


Приступаю к «теоретической» части игры.
Не могу сказать, что я готов к этому, но просто настало время.
Начну с оговорок и некоего «виляния».

Раньше я выступал против сциентистского теоретизирования в игре. И был прав. Любая неигровая процедура - процедура из науки, философии, педагогики и т.д. - разрушает игру. Поэтому я и остерегался построения научной (псевдонаучной!) теории игры.
Но, с другой стороны, в любой деятельности условно можно выделить теоретическую и практическую части.
Такую теоретическую часть игры и хочу выделить я.

Не устаю повторять, что я играю.
«Механика игры», «теория игры» - это скорее игровые метафоры. Но в пределах игры - моей игры - я буду относиться к ним «серьёзно», без всяких оглядок на белоснежные вершины науки и прочих столь же достойных видов деятельности.

Определение игры.
Я не давал прямого и корректного определения игры.
Потому что у меня не было его тогда, как нет и сейчас.
В качестве косвенного описания-определения игры я предлагал следующее.
Игра - вид деятельности, характеризующийся признаками:
1) Свободная деятельность;
2) Выход из рамок реальной жизни;
3) Наличие специфических рамок пространства и времени;
4) Эмоциональное и волевое напряжение;
5) Наличие правил;
6) Обособленность и таинственность;
7) Наличие явления «заигрывания», «плена», игры, азарта;
8) Добровольное объединение людей в ассоциации, команды.

Это описание-определение я взял у Новиковых из их «Методологии». А они - у Хейзинги из «Человека играющего». Я говорю об этом, чтобы указать на корни моих размышлений и отдать должное тем, у кого я позаимствовал первоначальные идеи.
Щедровицкого здесь нет, хотя хронологически он появился в моей жизни раньше. А Анисимов ещё раньше.
Хочу отметить влияние на меня отца и сына Новиковых, зафиксировавших игровой вид деятельности. (Хотя описание методологии игровой деятельности им не удалось из-за сциентизма и школизма.)

А самый главный скачок произошёл, когда я заменил «методологическое» самозванство Щедровицкого на игровой вид деятельности.
Вот с этого момента моё движение в познании  «феноменов Щедровицкого и Анисимова», а  также их кружков, стало идейным и получило направление игрового подхода в методологии.

По прошествии времени описание-определение игры мне всё меньше нравится.
Если взять религиозную секту, то она обладает почти всеми «признаками игры». Кстати, очень часто игра похожа на секту. И СМД-М этому пример.
Да что там секта!
Возьмём, например фабрику. И здесь мы обнаружим «признаки игры», может быть за исключением 1) и 6). Но и те присутствуют, но не для всех. Хозяин и высшее руководство свободны (относительно). А «таинственность» принимает форму коммерческой или другой тайны.
Дальше я не буду распространяться. Мой заход понятен. Все виды деятельности в той или иной форме, в той или иной степени обладают «признаками игры».
Поэтому описание-определение игры по признакам неудовлетворительно, поскольку слишком широкое, описывающее все виды деятельности.

В своей игре я не пользовался только описанием-определением игры, но и использовал «остаточную процедуру», когда выходил на игровой вид деятельности, последовательно перебирая, примеривая и отбрасывая «серьёзные» виды деятельности. И когда все виды были отброшены, то я делал правдоподобный (сомнительный?) вывод, что это - игровая деятельность, поскольку она одна осталась в остатке.
Привожу ряды видов деятельности:
Укрупнённый: игра - учение - труд.
Подробный: философский - научный - учебный - практический - художественный - религиозный - игровой.

Юрий критиковал «остаточную процедуру» и сциентистски был прав.
Я тоже был прав, напоминая ему, что я играю.

Очень интересный момент.
Мне не нравится, когда игра ассоциируется с несерьёзным. (Хейзинга в «Человеке играющем» тоже возражал против этого, и тут же рядом рассматривал оппозицию: игра - «серьёзное».)
Итак.
Мне не нравится, когда игра ассоциируется с несерьёзным.
Но у игры есть граница. И вход в игру, и выход из игры (с наигранным материалом) - это должны быть открытые «серьёзные» процедуры. Иначе мы заваливаемся в словоблудие (софистику) или манипулирование сознанием окружающих. (Я, конечно, сторонник «благородных» игр, но и «грязных» игр предостаточно. Ситуация усложняется тем, что мы сталкиваемся со смешанными деятельностями, и иногда трудно углядеть манипуляционную игру в основе такой смешанной деятельности.)

P.S.
Всё-таки хочу предложить рабочее определение игры.
Игра - вид деятельности, которым занимается человек в свободное от учебы и труда время: игра происходит по установленным человеком правилам, выходящим за рамки реальной жизни; игра направлена на удовлетворение игровой потребности человека.

Не бог весть что.
Но с этим можно начинать работать.

Хейзинга, «мышленческий расизм», Новиковы, "механика игры", мировоззрение, методология, "школизм", методологический стиль, культура, формулы, Поршнев, материализм, игра, "предметные околицы", Щедровицкий, Анисимов, человек, Запредметность, системный подход, игровой подход, виды деятельности

Previous post Next post
Up