Когда я готовил предыдущий
пост про Брейгеля, решил, что следующим будет Кустодиев. Самые мои любимые работы у Кустодиева чем-то напоминают мне Брейгеля. Собственно, понятно чем: обилием деталей и подробностей (я люблю, когда картины можно долго разглядывать) городской жизни, многолюдностью, жизнью и действием на каждом сантиметре полотна. Но и время другое, и страна другая, и настроение другое - яркое и праздничное.
Борис Михайлович, кстати, в этом году юбиляр - 140 лет. И родился он 23 февраля, правда по старому стилю - т.е. по новому, 7 марта.
Борис Кустодиев (1878 - 1927)
"Масленица" (1916, 89 х 190 см, Русский музей)
Маслениц Кустодиев рисовал много. И праздников всевозможных, и ярмарок.
"Ярмарка" (1906, 67 х 89 см, Третьяковка)
Это, кажется, одна из первых его ярмарочно-праздничных картин. Буйство красок. Смотрите, какие все нарядные - это вам не воскресная поездка в "ашан".
В центре два аксакала.
Обсуждают что-то. Думаю, что-то типа "эээх, вот раньше были ярмарки... дааа" или "ооох, дорого-то как всё стало... даааа". Один, впрочем, уже затарился валенками. Модными - светлыми.
А вот тётка придирчиво выбирает новые грабли.
Девочка замерла перед кукалми - уже целую охапку набрала, а хочется ещё.
А вот моя любимая из кустодиевских маслениц.
"Масленица" (1919, 71 х 98 см, музей-квартира И. Бродского в Петербурге)
Не наглядеться.
Вот кавалер катает бырышню на санях. Кавалер пристаёт, а барышня смущается. А упитанное семейство наблюдает - даже отвлеклись по такому случаю от витрины с сыром и икрой.
А вот уже экипаж побогаче - солидное семейство катается.
Ещё два солидных господина. Не иначе купцы про дела толкуют. А рядом, похоже, их жены сплетничают.
Народ ломится в театр посмотреть на чемпиона мира по борьбе Ивана Ступина
Домики, вывески, торговые ряды, церковь, пожарная каланча в самом верху... Каланча похожа на костромскую, а Кустодиев какое-то время жил в тех краях. Не её ли написал?
Ещё несколько многолюдных картин.
"Провинция" (1919, 80 х 97 см, Государственный музей искусств Казахстана)
"Масленица" (1920, 69 х 90, санаторий Академии наук "Узкое", Московская область)
"Троицин день" (1920, 110 х 110 см, Саратовский государственный художественный музей им. радищева)
Кстати, обратите внимание на годы создания. Времена, кажется, не самые праздничные были... Следующая картинка более соответствующая эпохе:
"Большевик" (1920, 101 х 141 см, Третьяковка)
На заре моего увлечения фотографией мне встретилась фотографическая мудрость: "Есть объект - ищи фон, есть фон - ищи объект". Не раз её вспомниал, когда красивый пейзаж в кадре получался скучным, и нужно было поместить какой-нибудь объект на передний план, чтобы его оживить. Вот и Кустодиеву (он, кстати, и фотографировал тоже) вероятно показалось скучноватой одна из очередных его маслениц, и он пририсовал на переднем плане Шаляпина.
"Портрет Шаляпина" (1921, 100 х 81 см, Русский музей)
А если серьёзно, Кустодиев был отменным портретистом - между прочим, был учеником Репина. И в портретах он зачастую (хоть и не всегда) использовал ту же лубочно-праздничную стилистику, помещая портретируемого в круговорот жизни.
Николая II, например, изобразил на фоне Кремля.
"Его императорское величество государь император Николай Александрович Самодержец Всероссийский" (1915, хромолитография 25 х 25 см, Русский музей)
Купца - за кассой.
"Купец" (1918, 89 х 70 см, музей-квартира И. Бродского в Петербурге)
А купчиху - за чаем.
"Купчиха за чаем" (1918, 120 х 120, Русский музей)
Купчихи - ещё одна знаменитая тема Кустодиева.
"Купчиха на балконе" (1920, 46 х 30 см, частная коллекция)
"Купчиха, пьющая чай" (1923, 81 х 99 см, Нижегородский государственный художественный музей)
Красотки, не правда ли? :) Выражение "кустодиевская красавица" стало нарицательным обозначением этого женского типажа - своеобразным русским аналогом "рубенсовской женщины".
"Красавица" (1915, 141 х 185 см, Третьяковка)
И апофеоз - "Русская Венера" (1925-1926, 200 х 175 см, Нижегородский государственный художественный музей)
Венеру, кстати, Кустодиев написал на обороте другой своей, более ранней, картины - вот этой:
"На террасе" (1906, 134 х 97 см, Нижегородский государственный художественный музей)
Здесь изображена семья художника: он сам (сидит справа), жена, дети - Ирина и Кирилл, няня и сестра с мужем. В 1925 году художник перевернул холст и написал на обороте свою дочь Ирину в образе Русской Венеры. Мне, правда, попадалась информация, что позировала не Ирина, а некая деревенская девушка - но портретное сходство с Ириной явное.
К бане, правда, у меня есть вопросы: дверь нараспашку, пена кругом, пар явно сырой - что же это за баня? Впрочем, к Ирине и художнику - вопросов нет :)
А закончим детским портретом Ирины - он висит у нас, в Самаре.
"Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой" (1907, 100 х 8- см, Самарский областной художественный музей)
Несмотря на такие яркие и жизнерадостные картины, жизнь художника не баловала: ещё в 1909 у него были обнаружены признаки опухоли в спинном мозге. Несоклько операций принесли лишь кратковременное облегчение. Последние 15 лет жизни он был прикован к инвалидному креслу.
Помимо живописи, Кустодиев занимался и иллюстрацией для журналов и книг, театральными декорациями, плакатами. Я показал наиболее характерные работы, во многих из которых Кустодиев прибегал к упрощению и даже некоторой стилизации под лубок. Это вообще было характерно для того времени - многие деятели авангарда в поиске новых форм подражали непрофессиональному искусству (примитивизм, наивное искусство). Но у Кустодиева, как мне кажется, немного другое - он пытается приблизить форму к содержанию. Однако, повторюсь, портретистом он был хорошим - есть у него и масса живописных и графических потретов, выполненных в традиционной технике. И мастерски выполненных!
Оставлю ссылку на довольно объёмную подбору его работ:
https://www.wikiart.org/ru/boris-kustodiev Ну а в следующий раз речь пойдёт об одном из тех, кто рисовал натуру не какой она есть, но какой она бывает.