Путешествие дилетанта в историю Самары. Улица Шостаковича (Рабочая) и Театральная площадь

Feb 28, 2018 16:00

Сегодняшняя моя прогулка - по улице Рабочей. До революции она именовалась Почтовой. А несколько лет назад небольшой её кусочек был назван именем композитора Шостаковича. Вот с этого участка мы и начнём.




Улица перпендикулярна Волге, но не выходит на набережную, а отделена от неё Струковским садом. Отсюда и стартуем.

Улица Шостаковича состоит всего из двух кварталов. Первый - между улицами Куйбышева и Фрунзе. По правую руку видим вот это здание в стиле модерн - сейчас здесь Военно-исторический музей.




Купол здания мне всегда напоминал богатырский шлем - что вполне подходило к роли военного музея. Однако изначально это было здание Общественного собрания. Построено в 1914 году, архитектор Д. Вернер. После революции здесь располагались различные общественные учреждения. Вот фото того времени:




А в 1975 году здесь открылся музей Приволжского военного округа, который существует и поныне. Музей довольно интересный, правда, сам я там в последний раз был довольно давно.

Вот ещё интересное фото:


Рассматриваемое здание - справа на переднем плане. Но мы обратим внимание на следующий дом - с балкончиком. Теперь он выглядит вот так:




Это есть особняк пивного короля Альфреда Фон Вакано, основателя Жигулёвского пивоваренного завода. Про него я рассказывал в прошлый раз: https://savin-andrey.livejournal.com/85610.html

Его тоже построил Вернер в 1914 году. Правда, говорят, сам Альфред Фон Вакано тут не жил - дом строился для сына.

А по левую руку квартал открывает нарядное здание драматического театра.



Тут к улице примыкает площадь Чапаева, она же - Театральная.

Самарский академический театр драмы им. М. Горького. Театр появился в Самаре в 1851 году и сначала располагался в районе Хлебной площади. Нынешнее здание было построено в 1888 году по проекту М. Чичагова.


В 1930-е годы был разработан проект реконструкции театра


Источник: drugoigorod.ru/volkov_19_05/проект-реконструкции-драматического/

Тот проект так и не был реализован, позднее здание было увеличено в размерах, но с сохранением исторического облика и главного фасада.



Одно из красивейших зданий Самары.

В 1932 году на площади перед театром появился памятник Чапаеву. Так возник один из главных открыточных видов Куйбышева-Самары:


Памятник создали скульптор Матвей Манизер и архитектор Иосиф Лангбард. Говорят, Манизеру позировал сын Чапаева. Памятник вышел очень экспрессивным - эдакий самарский "медный всадинк".


Кстати, в Петебурге, перед Военной академией связи имени Будёного, стоит копия этого памятника.


Говорят, памятник очень понравился Кирову, и он распорядился отлить ещё одну копию и установить в Ленинграде.

А теперь давайте обойдём театр и попадём в расположившийся за ним Пушкинский сквер (в народе - просто Пушка).



Театр и сквер расположены на горе, и отсюда открывается отличный вид.  Волга, Заволга, Шаховские казармы (бывшая мельница - про неё я рассказывал тут: https://savin-andrey.livejournal.com/82901.html) и Жигулёвский пивзавод...



Иверский женский монастырь.



Ну и сам Пушкин. Поэт в Самаре никогда не был, но в нашей области бывал - когда собирал материалы по пугачевскому бунту.


Памятник работы самарского скульптора И. Фёдорова установлен в 1985 - но это уже третий памятник Пушкину на этом месте.
Первый появился в 1905 году, и был сделан из гипса - поэтому долго не простоял.


Потом был ещё бетонный памятник. И, наконец, Пушкин был отлит в бронзе. Так и стоит по сей день.

Недавно у него появилась приятная компания - Дама с ракеткой.


Прообразом её послужила Мария фон Баредер - супруга Альфреда Фон Вакано, который был одним из главных устроителей этого сквера.

Ну а мы, обойдя театр, возвращаемся на Театральную площадь. Постройка памятника - не единственное изменение, которое произошло здесь в 1930-х годах.

Но сначала немного о послереволюционной истории площади.
Сразу после революции ей пришлось даже побывать кладбищем - тут были похоронены борцы за установление советской власти в Самаре.


Так же тут был установлен памятник III Интернационалу.


А в 1930-е началось преображение площади. Был практически до неузнаваемости перестроен Дом губернатора (он же - "Белый дом")

Резиденция главы Самарской губернии была построена в 1915 году архитектором П. Шаманским.

.

После революции здание заняла новая власть - губисполком (позднее он стал крайисполкомом). А в 1932 году здание перестроили - были надстроены 3 этажа и упрощен декор фасада.



Но при желании, всё-таки можно разглядеть черты первоначального здания. В советское время тут располагался Обком КПСС. А сейчас тут - институт культуры.

А если обойти это здание и зайти во двор, можно увидеть там вот такую неприметную дверь:



"Бункер Сталина" был построен в 1942 году, в качестве резервного местонахождения ставки Верховного главнокомандующего.
15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны выпустил секретное постановление № 801сс «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы в город Куйбышев». В наш город переехали иностранные посольства, было подготовлено всё и для размещения органов власти.
Строили бункер московские и харьковские метростроевцы и шахтёры Донбасса. Строительство велось в строгой секретности - говорят, даже жители окрестных домов ничего не подозревали. Сложно в это поверить, особенно учитывая, что в строительстве принимало участие 2900 рабочих и около 800 инженерно-технических работников. Грунт вывозился машинами ночью. Строители практически не покидали объект, питались в построенной здесь же столовой, а ночевали в общежитии во дворе обкома или прямо в подземных помещениях. Работы велись круглосуточно, в две смены. Менее чем за год было вынуто 25 тысяч кубометров грунта, уложено 5 тысяч кубометров бетона. Главным инженером проекта был Ю.С. Островский,  а главным архитектором - М.А. Зеленин.
Сталин бункером так и не воспользовался, а семья его была эвакуирована в Самару - жили они на углу улиц А. Толстого и  Пионерской (https://savin-andrey.livejournal.com/78643.html)



Бункер был рассекречен только в 1990 году, сейчас тут музей. Музей, правда, довольно специфический - туда нельзя просто так прийти и посмотреть. Сам я там ни разу не был. Несмотря на это, одно время пытались сделать Бункер Сталина главным туристическим брендом Самары. На мой взгляд, это несколько странно и непочтительно к городу. Сталин, конечно, всем известен, но считать вырытый для него бункер (в котором он так и не побывал) главной городской достопримечательностью - неужели в городе с более чем четырехвековой историей нет ничего более интересного?

В "запасную столицу" эвакуировались и многие деятели культуры - в частности, Дмитрий Шостакович (именем которого названа улица). Он жил в доме напротив.



Это ещё один построенный тут в 1930-е дом - жилой дом исполкома.





В Самаре (точнее - в Куйбышеве) он завершил свою знаменитую 7-ю ленинградскую симфонию. И в нашем оперном театре 5 марта 1942 года она была впервые исполнена.- оркестром Большого театра, который тоже находился тут в эвакуации.

Ещё одна мемориальная доска на этом доме - жил тут и болгарский коммунист Георгий Димитров.



И последнее здание, появившееся здесь в 1930-е.



Дом Красной Армии - комплекс зданий Приволжского военного округа. Архитектор - П. Щербачев.  Памятник самарского конструктивизма - несколько связанных корпусов разной этажности и формы занимают почти целый квартал. На фото можно заметить, что часы показывают разное время - и время это неправильное. Увы, не работают.

Перед тем как покинуть площадь Чапаева (или, если угодно - Театральную) посмотрим ещё одно здание на ней.



Это - "Муха". Жилой дом, построенный в 1990-е архитектором Л. Кудеровым. Своеобразная дань модерну, так любимому в Самаре - название своё дом получил по имени художника Альфонса Мухи.



Архитектура довольно странная, но надо отдать должное архитектору - это едва ли не единственная в 1990-х работа, где видно хоть какое-то архитектурное творчество и творческий подход.

Ещё несколько интересных фотографий площади.







А мы тем временем переходим ко второму - и последнему - кварталу улицы Шостаковича, от улицы Фрунзе до улицы Чапаевской.

Писать про этот квартал особо нечего - правую сторону занимает всё тот же Дом Красной Армии. На углу с Чапаевской он превращается в Окружной Дом Офицера - клуб с концертным залом (в котором, надо сказать, отвратительная акустика). Хотя теперь, после преобразования Приволжского военного округа в Приволжско-Уральский и переноса штаба округа в Екатеринбург - он превратился из окружного в гарнизонный.



На боку своём он несёт барельеф с Чапаевской конницей.



А почти всю левую сторону занимает здание института культуры. Только на самом перекрёстке с Чапаевской мы увидим вот этот дом:



Бывшее Городское училище - построено архитектором А. Щербачевым в 1895 г.
После революции здесь разместился Самарский отдел ВХУТЕМАС - высших художественно-технических мастерских.  Организовывать его работу прибыл из Москвы художник Самуил Адливанкин.


Такие учебные заведения создавались тогда в разных городах и должны было обучать "новому искусству", а в качестве наглядных пособий рассылались работы известных авангардистов (если не ошибаюсь, эту работу курировал сам Кандинский). Благодаря этому во многих провинциальных музеях есть неплохие коллекции русского авангарда. У нас в художественном есть и Малевич, и Розанова, и Лентулов... Сам Адливанкин тоже есть - в частности, вот этот автопортрет с завязанной щекой. Но это уже тема для другой моей рубрики - "Любимые художники"

Потом в этом здании располагался институт культуры, а сейчас - академия Наяновой (чёрт его знает что это, если честно).

Вот мы и подошли к концу улицы Шостаковича. Она выходит на главную площадь Самары - площадь Куйбышева.



Здесь сделаем паузу и бросим прощальный взгляд на улицу Шостаковича.



А заодно посмотрим, как выглядела эта улица в начале XX века.


В следующий раз продолжим прогулку по Рабочей (уже именно по Рабочей), а начнём её с площади Куйбышева.

Шостаковича, Самара, Театральная, путешествие дилетанта, история, Рабочая

Previous post Next post
Up