НЕХОРОШАЯ ВСЕЛЕННАЯ-6

Jan 05, 2024 15:24

Ч6. ИТОГО

Если внимательно читать Мастера и Маргариту, сверяясь с "Фаустом" Гёте, то можно обнаружить много интересного. Выглядит это так, что Булгаков переложил историю Фауста на свой лад, под себя, но при этом перевернул вселенную Гёте вверх дном. В мире МиМ нет Господа и ангелов, а есть только Хозяин-Воланд и его свита. По сути, это вариант старинной гностической ереси: всё плохо, бог-творец несовершенен, а бОльшая часть людей - полуживотные/унтерменши. Модель мира сама по себе очень мрачная (нехорошая вселенная как она есть), но булгаковский талант, юмор и чувство вкуса делают невозможное: роман читают и ценят нормальные люди. Для сравнения - у поздних Стругацких в "Отягощённых злом" (аналогичная вселенная) ничего такого и близко не получилось.  То ли фундамент у Булгакова был другой, то ли поднялся он выше, но МиМ - классика мировой литературы, а О.З. - нет.





И очень печально, что окончательно вырваться из гностической безнадёги Булгаков так и не смог. Печально это потому, что успех МиМ работал и работает на распостранение гностицизма. Несёт ересь в массы, ткскть. А если кто думает, что ересь - это что-то из Средневековья и к нашему миру не имеет никакого отношения, то предлагаю таким людям пообщаться с сатанистами, например. Они-то точно в нашем мире существуют. Собственно, почему нет? Родственная же тема. Про черновик МиМ сам Булгаков так и говорил: роман о Дьяволе.

Вообще, было бы очень интересно изучить распостранение гностицизма (и просто упадничества) на Руси 19-20-21вв, но это явно гигантский объём работ, и остаётся только надеяться, что специалисты до него когда-нибудь дойдут. Моя роль тут скромная: я пытаюсь в общих чертах обрисовать, что же мы собственно видели и проложить тропинку в мир нашего непонятого прошлого.

В случае с МиМ тропинка выглядит так: первая публикация выпала на время, когда советское общество стало уставать от построения светлого будущего. А поскольку свято место пусто не бывает, граждане принялись забивать его чем под руку попадётся. Кому-то досталась Шамбала, кому-то рок-музыка (т.н. "рок-н-ролл" [1]), а экономически активная часть интеллигенции ухватила "либеральную империю" (это выражение Гайдара/Чубайса), из "Трудно быть богом".

У МиМ и поздних Стругацких был один общий момент (кроме популярности): они предлагали читателю почувствовать себя если не сверхчеловеком, то человеком первого сорта в окружении второсортных. Это предложение успешно легло на усталость общества от коммунистических идей, и явно многим запало в душу. Скажу больше, многие на это подсели. Гностицизм вообще сильно напоминает наркоманию: обезболивание отношений без реального решения проблем.

И не очень удивительно, что поздние Стругацкие вывели в своих мирах примерно такую же гностическую ересь, что и поздний Булгаков. Похожие стартовые позиции, самолюбие, разница между желаемым и получаемым - вот и результат похожий. Степень влияния Булгакова на Стругацких - пока что вопрос, но вопрос в общем-то не принципиальный.  Важно то, что гностические идеи несли в массы самые популярные и любимые авторы того времени.

В другой ситуации временное помешательство общества на таких нетрадиционных идеях постепенно сошло бы на нет, но не здесь. В Союзе 1960-80-х идейная (контр)революция получила мощную подпитку от экономической. Как можно видеть в том же "Берегись автомобиля" (и много где ещё), отложенная в 1930-50-е тяга к обогащению проснулась и стала требовать своё. Новым "буржуа" (типа т. Семицветова в кино и Е. Гайдара в жизни) нужна была своя идеология, причём без явного конфликта с советской властью. И они нашли такую идеологию у братьев Стругацких. Как результат - новые идеи (немногие избранные, прогрессорство, плохость этого мира ака "большая тюрьма") через Булгакова и примкнувшим к нему Стругацких пошли захватывать неокрепшие умы.

Идеи превратились в идеологию (свободный рынок), идеология - в практику. Нехорошая вселенная со страниц модных авторов начала выплёскиваться в нашу реальность. И уже было неважно, действительно ли сказал кто-то фразу про вымирание 30 миллионов [2], или не сказал - к политике ранней РФ она вполне подходила.



Бездумное личное обогащение - это то, что было на поверхности. А внутри было типично гностическое презрение к обычным людям, где-то на уровне нацистских, сектантских или тюремных понятий. Такой взгляд на мир, естественно, исключал любую демократию, потому что зачем это лучшим слушать худших?

Ничем хорошим это кончиться не могло, само собой. Что мы, собственно, и пронаблюдали.

На обломках страны вспыхивали войны, разорялись, спивались и умирали миллионы человек, но - нет худа без добра. Общество потихоньку начало понимать, что происходит; медленно и не полностью [3], но нАчало.

Почему это ценно? Потому что правильное понимание ситуации - это ключ к решению любой задачи. Ключ к движению вперёд. Например - для выхода из Нехорошей Вселенной, раз уж мы в неё залезли. И тут можно даже сказать спасибо Булгакову за то, что он так красочно всё описал.

Спасибо, вам, Михаил Афанасьич, за ваши книги.

А что сделано, то сделано. Едем дальше.

Con mi burrito sabanero, voy camino de Belén  //Со своим степным осликом я еду в Вифлием

Si me ven, si me ven  // Если меня увидят -  (*2)

Voy camino de Belén // Я еду в Вифлием

(с 0:21)

image Click to view



Запись не профессиональная, но очень, очень мило. И надо сказать, что это - университетский оркестр из Медельина, ещё недавно самого опасного города в мире. Там был полный джентельменский набор: картели, кокаин, гангстерские войны, промышленные похищения людей и вялотекущая гражданская война. А вот поди ж ты: люди живут, играют, поют. И у них это получается. Душевно, светло, оптимистично.

В общем - Feliz Navidad, товарищи!

Ч7 => 

ПРИМЕЧАНИЯ-6

[1] Сам по себе рок-н-ролл - это отдельный жанр, его играли только в 50-е и начале 60-х. И когда какой-нибудь Шевчук заявляет, что он рок-н-ролльщик, меня немножко коробит. Рок они играли, рок и только. От силы - твист ("Милиционер ...").

[2] Изначально фраза звучала вроде бы так: "Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом - новые вырастут". Оригинал найти сложно. Может, его подчистили, как фразу Порошенко про одвiчну природу украiнского лицарства, например.

[3] Практика показывает, что бенефициары любого режима обычно искренне считают, что этот режим хороший и вообще правильный.  " Если у нас нет сильных стимулов менять свои взгляды, то мы не будем тратить ресурсы на поиск противоречащей им информации. Пока имеющаяся у нас картина мира худо-бедно работает, мы останемся «слепы» к альтернативам". Это нормально (с)
Previous post Next post
Up