27 сентября в 17 часов в "Зеленой лампе" - закрытие выставки графических и живописных работ студентов ВГИКа, которые летом проходили практику в Петербурге.
Организатор выставки, участник Группы спасения памятников, Сергей Васильев :
Помимо Петербурга фасадов существует непарадный Петербург, город дворов, крыш и брандмауэров.
Авторство этой "архитектуры" внутриквартальных пространств принадлежит самому Городу и времени.
Их облик не создавался трудами выдающихся зодчих, эти пространства сформированы во многом стихийно - примерно так, как растут деревни или деревья в лесу.
Жизнь во дворах-колодцах не сахар; многое здесь не менялось столетия - наверное поэтому здесь, в глубине кварталов и проходных дворов, таится душа города. Их тонко чувтсвуют и очень любят и берегут художники; архитекторы относятся к ним без пиитета, ну а для чиновников это не более чем неподохранные квадратные метры неэффективно используемых площадей.
До поры до времени градозащитники сражались по преимуществу за фасады. Последнее десятилетие приходит осознание, что при реконструкции кровель и дворовых флигелей город может терять свою идентичность не менее интенсивно, чем это происходит с утратой памятников. Беда в том, что внутриквартальные брандмауэры и кровли в большинстве своём не памятники. На наших глазах тает, уходит любимый с дества, живой старый город.
Сегодня в Смольном разрабатываются пилотные проекты тотальной реконструкции нескольких кварталов центра. И судя по тому, в каком направлении ведётся работа, главная угроза именно для внутриквартальной застройки.
Москва прошла этот путь начиная с массовых сносов в 1970-х.
Повторять ли его Петербургу?
Эту тему мы хотели бы обсудить на фоне выставки работ московских студентов-ВГИКовцев, проходивших летом этого года в Петербурге архитектурно-художественную практику.
С первого взгляда эта выставка относится как бы к прикладной области защиты старой архитектуры.
Если описывать эти работы словами (я например когда зову, говорю, что работы в большинстве своем наследуют мирискусснической традици изображения Петербурга и по-хорошему традиционны), то получается что на выставку стоит придти чтобы солидаризироваться с благородной задачей поддержки старого Петербурга, а вовсе не затем
чтобы открыть что-то новое.
Между тем это совсем не так.
Да, работы (напомню: это этюды на заданную тему, сделанные во время архитектурно-художественной практики) традиционны по технике и стилистике и не претендуют на открытие Петербурга, которого мы не знаем.
Но в них столько любования, узнавания, встречи с любимым существом! эти этюды такие живые, тёплые, непроходные, непридуманные, не концептуальные! Не претендуя на новаторство, они претендуют на право любить и любоваться Городом, погружаться в него и играть с ним - так, как играют со стхией - морем, степью, лесом.
Какое это счастье: убедиться, что незнакомые совсем молодые москвичи видят, чувствуют и понимают Петербург ничуть не менее сильно и глубоко чем мы, и наверное более непосредственно.
Почему мы защищаем Город? из чувства сострадания к нему, наверное совершенно непонятного тем, кто его благоустраивает, ремонтирует, застраивает; из чувства долга перед теми, от кого он нами унаследован; из чувства красоты и преклонения перед его красотой.
Но ДЛЯ ЧЕГО мы его защищаем? Думаю, чтобы позволить себе просто любить его, делиться им со всем миром, пуститься в плавание по нему и раствориться, утонуть в его огромности, в бесконечно открываемых красоте и смыслах.
Господа градозащитники! давайте придём на выставку и на минуту забудем весь драматический пафос градозащиты, сотрём с лица печать безнадёжной усталости и искушённости и - порадуемся вместе с москвичами, подарившими нам такой шанс!
Ведь Городу как существу от нас нужна не только скорая помощь, но и безмятежная любовь