Субботний джем: Чет Аткинс

Jul 20, 2013 10:01




20.07.2013, суббота | Много лет назад, будучи школьником, приехавшим по обмену в Германию, я отправился со своей гостевой семьёй на день близлежащего города. Местный городок был небольшим, типично европейским. По сути - небольшие тесно посаженные друг к другу домики с центральной площадью перед ратушей. На этой самой площади и развернули гигантский шатёр со сценой и длинными столами. Всё население разделилось на взрослых и детей. Дети катались на привезённых по случаю праздника передвижных аттракционах, взрослые же сидели за длинными столами, пили и закусывали.

Среди всей этой праздничной суеты и громкой музыки на сцене как-то незаметно появился очередной типичный бюргер. Не спеша подключил гитару и начал играть. Народ как-то сам утих, и посторонняя музыка немного угасла. На сцене выступал Томми Эммануэль. Это был его первый концерт после смерти друга, наставника и кумира - Честора Бартона Аткинса.



Чет Аткинс родился 20 июня 1924 года в штате Теннесси. Там же у подножия гор он и провёл своё детство вместе с двумя братьями и сестрой. Воспитывала детей мать - родители развелись, когда Чету, самому младшему ребёнку в семье, было шесть.

Первый инструмент, который попал ему в руки - укулеле. Это потом он уже, всеми правдами и неправдами пойдя на невыгодный для ребёнка обмен, стал обладателем гитары. Что примечательно, одним из первых учителей будущего гитариста был его старший брат, который, кстати говоря, тоже впоследствии стал довольно известным музыкантом и в конце 1930-х годов играл в паре с Лесом Полом.



Через три года после окончания школы Аткинс подписал контракт с радиостанцией в городе Цинциннати. Через некоторое время он уже появился в популярной передаче Grand Ole Opry. Сразу после этого его имя появилось на пластинке. Пластинка была сборником, что тем не менее не умаляет значения этого факта.
Путь к вершине славы был сложен, и примером тому являются постоянные увольнения Аткинса с радиостанций. За следующие несколько лет он поменял много работ из-за неприятия его музыки руководством станций. Жизнь кидала Аткинса из штата в штат. И как результат его скитаний по стране - плёнка с записями попала в руки Стива Шоулса, который в то время руководил Чикагским отделением известнейшей компании звукозаписи - RCA. Через пару лет после начала сотрудничества с Аткинсом, к слову, Шоулс подпишет для студии Элвиса Пресли.

Сотрудничество с RCA не ограничивалось только записью новый песен. Его активно стали приглашать на телевидение, а когда Шоулс ушёл из RCA, то Аткинс стал менеджером филиала компании в Нэшвилле. В начале 1970-х годов после некоторого творческого спада, связанного, скорее с успехом и популярностью рок-н-ролла, Чет опять вышел из тени, но уже как один из музыкантов трио Nashville String Band.



«К концу 1970-х годов работа с RCA стала для музыканта затруднительной: он уже давно хотел записывать сложные джазовые композиции, но компания не позволяла ему, ссылаясь на то, что джаз не популярная музыка. В результате все более нарастающих разногласий в 1982 году Чет ушёл из RCA в не менее популярную фирму Columbia Records».

В период 1982 - 1994 годов Чет записывал альбом за альбомом. В его стиле все больше проявлялось влечение к джазу, однако не исчезали и нотки его фирменного кантри-стиля. Параллельно с работой в Columbia Records вышли в свет учебные пособия и видеокассеты, на которых были детально описаны приемы его игры. Благодаря этим пособиям тысячи гитаристов по всему миру смогли повысить свой уровень игры или расширить диапазон своих возможностей.



Ну, и одним из таких учеников по праву можно назвать Томми Эммануэля, вскользь упомянутого в начале статьи. Уж неизвестно за давностью лет о том, правда это или вымысел, но австралийский музыкант в детстве услышал по радио записи игры Аткинса и был очень впечатлён ими. Поэтому, а может, и по какой другой причине, приехав впервые в США, Томми первым делом поехал не куда-то, а прямиком в Нэшвилл - к своему кумиру. Мистер Аткинс за те годы стал не просто наставником, но и добрым музыкальным другом. Дружба эта продолжалась около 20 лет (до самой смерти Чета). И закончилась совместным альбомом, записанным в 1997 году.

Близкие Чету друзья рассказывали, что в последние годы жизни он уже не мог играть, но часто брал свой Gretsch и просто держал инструмент в руках, представляя, как играет. Наверняка, среди множества сыгранных вещей он вспоминал и эту композицию с последнего своего альбома. Вспомним и мы.



приглашённый гость
Иллюстрация подготовлена illusign специально для
Субботнего джема
.

saturdayjam, chet atkins

Previous post Next post
Up