03.07.2013, среда | Поиски подвала, предпринятые мною по просьбе испанской стороны, прошли успешно. Нашёл я похожий на «бабушкин комод» дом. Не сразу, конечно, но нашёл. При внимательном прочтении, координаты подвала-мастерской легко угадывались: смотрит дом своими окнами на Обводный канал, а идти к нему с Лиговского проспекта. Правда, писал автор не полные названия улиц: просто - Лиговский, просто - Обводный или Канал, но это для испанцев сложность, а не для нас.
Конечно, за эти годы многое изменилось. Большинство трамвайных путей разобрали. Однако трамвай на Лиговском остался. И до сих пор можно на нём добраться до Московского вокзала.
Что интересно, ещё не так давно Петербург считался «самым трамвайным городом» в мире, хотя первый трамвай появился тут относительно поздно - в 1907 году. Это позже, чем в Москве и Киеве. Даже в Нижнем Новгороде трамвай пустили раньше, чем в Северной столице. Но именно в Петербурге стал трамвай одним из символов города на Неве. И это подметил автор записок абсолютно верно. А знаменитая развязка на пересечении Среднего проспекта Васильевского острова с 8-9 Линиями была занесена в Книгу рекордов Гиннеса: рельсы здесь разбегались по двенадцати направлениям. Обладал Санкт-Петербург самой сложной трамвайной стрелкой в мире. Фото запечатлело именно этот исторический момент, когда в 2002 году происходил демонтаж этого рекордного трамвайного полотна.
Я отправил в Испанию и этот снимок, и фотографии котельной. Об этом чуть подробней.
Мне хотелось передать русскую специфику испанского выражения - «тепловой дом». В нашем холодном климате котельная не просто тёплое место, спасающее от ветреной погоды, это, в первую очередь, место тёплых встреч. А ещё это образ жизни, это работа в стиле «сутки через трое», когда целых три дня можешь заниматься своими, как правило, творческими делами.
Взять для примера знаменитую «Камчатку» - бывшую котельную в доме №15 по улице Блохина, куда в 1986 году устроился работать кочегаром Виктор Цой. В гости сюда приходили легендарные Борис Гребенщиков, Сергей Курехин и Юрий Шевчук. Стала кочегарка местом неофициальных концертов, чему способствовало отдельное расположение её здания. Здесь же в 1987 году происходили съёмки фильма «Рок». В интервью, данном в фильме, Виктор Цой, подкидывая уголь в топку, так и сказал: «Я просто чувствую себя свободным. Совершенно свободным».
В канун нового века дом на Блохина подключили к другой котельной. Остановленные котлы ржавели, в подвале цвела вода. Друзья и фанаты Цоя взялись восстановить помещение: разобрали котлы, выкинули остатки угля, сколотили из досок небольшую сцену и - открыли в бывшей кочегарке клуб-музей своего кумира. И что интересно, отметил я очень схожую обстановку тут с подвалом мастера: только в одном помещении установили сцену, а в другом - деревянный подиум для изготовления Лотоса.
Сфотографировать «святую святых» мастера, чтоб передать вид его творческого цеха я уже, увы, не мог - там давно прошла реконструкция, но поскольку все котельные строились по типовому проекту, я отправил испанцам виды котельной на Блохина; и тем самым удовлетворил в очередной раз их любопытство относительно нашей такой непонятной им жизни.