Вайшнавские святые: Шри Кунджабихари дас Бабаджи Махарадж

Nov 07, 2012 21:37

Хочу начать цикл постов истории о жизни святых.
Чтение, слушание и обсуждение примеров жизни чистых преданных очень благоприятно для развития духовного вкуса. Их жизнь являет собой замечательный пример твердости и искренности на пути бхакти.

С книгой "Святые Враджа" я познакомился примерно год назад. Купил её на Радха-кунде. И за первый же месяц 2 раза проглотил её взапой - настолько там вдохновляющие истории.

Начну с истории о жизни моего парам-гурудева Шри Кунджабихари дас Бабаджи Махараджа.





    (1896-1976)
          Шри Кунджа Бихари Дас Бабаджи был брахманом из касты Тевари, родом из Мешьи, маленького села возле Джхалды в районе Пурулия в северо-западной Бенгалии. Он был единственным сыном Нилакамала Тевари и Муктамалы Деви и родился в Джхулан Пурниму в 1896 году. Родители дали ему имя Кунджа Кишор Тевари. Он заинтересовался религией еще мальчиком, изучив бенгальские версии Махабхараты и Рамаяны с помощью своего дяди Ниламадхава Тевари. Похоже, что религия Чайтаньи не была хорошо известна в той местности в то время, и первое, что привлекло его внимание, была «Рама-чарита Манаса» Туласи Даса. Бхагавата Пурану в переводе и с комментариями Радхавиноды Госвами он впервые встретил только в середине 1920-ых годов. Как часто бывает в таких обстоятельствах, родители Кунджа Кишора были обеспокоены повышенной религиозностью сына и женили его в раннем возрасте, чтобы обеспечить им выполнение долга перед семьей.
           Хотя он получил лишь ограниченное формальное образование, Кунджа Кишор открыл начальную школу в своем селе, где он учил детей в течении двадцати лет. Главные его интересы оставались религиозными, но в то же время он вовлек своих учеников в патриотическое движение (Свадеши) по выращиванию хлопка и изготовлению пряжи, с целью создания домотканой одежды. Особенно повлиял на него Нибаран Чандра Дасгупта, издатель журнала «Мукти», который был основным печатным органом партии Конгресса в этом районе. Нибаран Чандра был также Вайшнавом, который видел в независимости средство упрочения положения религии Чайтаньи. На Кунджа Кишора сильно повлияло его учение, особенно отношение к быстрому росту числа религиозных лидеров в Бенгалии, претендующих на то, что они являются реинкарнациями Бога. Также Нибаран Чандра представил Кунджа Кишору некоторые нюансы учения Чайтанья-Чаритамриты. 
          В 1922-ом году Нилакамал Тевари умер. Кунджа Кишор выполнил необходимые погребальные обряды, заканчивающиеся церемонией шраддхи, но вскоре после этого сильно заболел и примерно восемь месяцев был охвачен сильной лихорадкой. После долгой болезни Кунджа Кишор испытал период, который описывал как унмада, «сумасшествие», длившийся около полутора месяцев во время сезона дождей 1923-го года. Эти полтора месяца были наполнены лишь огромным блаженством и свободой, видениями Радхи и Кришны, божественными звуками и т.д. В дальнейшей жизни он оглядывался на это период, как на предтечу своих ощущений адепта Радха-Кунды. Несмотря на все эти препятствия, школа Кунджа Кишора оставалась успешной, так как много ее выпускников продолжали свое образование. Поэтому, хотя Кунджа Кишор использовал школу как платформу для религиозной и политической деятельности, нареканий со стороны школьных инспекторов не было. Одной из странных практик в занятиях классов было держать человеческий череп, найденный в поле, на виду, чтобы напоминать своим ученикам о невечности жизни. Постепенно школа росла, рядом с ней было возведено новое здание ашрама и названо Севашрама. Трехдневный вайшнавский фестиваль, который с тех пор проводится там ежегодно, был торжественно открыт дядей Кунджа Кишора Субал Чандрой Тевари. В начале 1930-ых годов в этом районе усилилось влияние учений Сахаджийа и Баула, и некоторые близкие друзья семьи Тевари тоже стали членами этих сект. Кунджа Кишор чувствовал себя очень удачливым, так как он встретил вайшнава из Вриндавана, путешествующего там в это время. От него Кунджа Кишор узнал о многих традициях учения Вайшнавов, сохраненных во Вриндаване, включая цепь ученической преемственности и важность сиддха-пранали в традиции гаудия вайшнавизма. Кунджа Кишор был инициирован Гопал Чандрой Тхакуром Госвами из Джхалды, когда ему было всего 10 или 11 лет. 



Теперь он предпринял шаги, чтобы восстановить знание о сиддха-пранали, которое было ключом к дальнейшему совершенствованию на духовном пути. С обновленным энтузиазмом и вооруженный более глубоким пониманием ортодоксальной традиции он смог обратить несколько своих соседей, сахаджий и баулов, на путь чистого вайшнавизма. Это вызвало переполох, и баулы начали компанию критики ортодоксального вайшнавизма. В ноябре 1934-ого года в Севашраме было проведено большое собрание, чтобы установить превосходство ортодоксального движения. Были приглашены гости-ораторы из всего вайшнавского мира, возглавляемые ученым Враджендранатхом Чакраварти из Джхалды. Результатом этой встречи было существенное ослабление в этом районе влияния различных тантрических подсект гаудийа вайшнавизма. К несчастью, через несколько недель после этого успеха жена Кунджа Кишора умерла в родах. Он продолжал свою жизнь учителя еще несколько лет и выполнил свой родительский долг по отношению к своим двум дочерям, Винодини Деви и Джанаки Балой, заботясь об их образовании и замужестве. В это время он продолжал организовывать большие собрания под названием «Гаудия-вайшнава-дхарма-самракшини Шабха» («Комитет по защите религии гаудия вайшнавизма»). Тем, кто был инициирован правильно, советовали выяснить свою сиддха-пранали, а тем, кто был инициирован в гетеродоксальное движение, искать повторную инициацию. Кунджа Кишор собрал деньги на организацию и проведение в Севашраме классов мриданги и киртаны, и сформировал группу киртаны. 
Сведения о том, что Кунджа Кишор тесно связан с ортодоксией Вриндавана, достигли ушей Кришна Чайтаньи Даса Бабаджи из Радха Кунды, также родом из Джхалды, и он написал письмо Кунджа Кишору, говоря в нем, что тот должен был быть его другом на протяжении многих жизней. Доброта такого великого монаха, как Кришна Чайтанья Дасаджи, произвело глубокое впечатление на Кунджу Кишора, и его интерес к материальной жизни уменьшился. В 1937-ом году в сезон Кумбха (середина зимы) он поехал на Радха-Кунду на месячный отпуск и принял Кришну Чайтанью Дасаджи своим шикша-гуру, получив Панча-Таттву и другие мантры от него, а также наставления в поклонении. Кришна Чайтанья Дасджи умер годом позже. В 1939-ом году Кунджа Кишор приехал во Врадж вместе со своей матерью, в этот раз надолго. Он был немедленно инициирован в отрешенную стадию жизни ученым отшельником Адвайтой Дасом Бабаджи из Говардхана, получив имя Кунджа Бихари Дас Бабаджи. Несколькими месяцами позже его мать также приняла отречение от Адвайты Дасаджи, получив имя Мадхави Даси. Она продолжала жить в комнате рядом с Гопой Кулой в Шьяма Кунде до самой смерти в 1944-ом году. Кунджабихари Дасджи нашел хижину в Браджананда Гхере и с помощью пожертвований, полученных от своих земляков, смог сильно улучшить эту постройку. Там он основал издательский дом, который он назвал «Кришна Чайтанья Шастра Мандир» в честь своего шикша-гуру. Он печатал не только многочисленные книги, такие, как «Бхавакупе Дживер Гати», «Парататтва Саммукхья», «Бхакти-калпа-лата», «Бхакти-раса-прасанга» и «Манджари-сварупа-нирупана», но и репродукции картин, и другие документы. Хорошо известный ученый, знаток истории вайшнавизма и бенгальской литературы, Биман Бихари Маджумдар использовал «Бхакти-раса-прасангу» как необходимый текст для своего учебного курса (М.А.) в университете Патмы. В своем предисловии к «Манджари-сварупа-нирупане» Кунджа Бихари Дасджи пишет, что его первое знакомство с настроением манджари произошло через бабаджи-гуру, Шри Адвайту Даса Бабаджи из Говардхана, которого он называет величайшим ученым вайшнавского мира, особенно в вопросе эстетики священного экстаза. С тех пор он стал особенно интересоваться этим вопросом и собирать описания настроения манджари, где бы и когда бы он их не встретил, обращая особое внимание на различные составляющие, необходимые для создания ощущения священного экстаза в этом настроении. Позже у него была возможность долгое время пожить с другим великим ученым и жителем Радха Кунды Динашараной Дасом Бабаджи и глубоко изучить всю литературу по этому предмету. Именно в это время было составлено большинство материалов этой книги. Позже другие жители Кунды дали свои благословения, и с финансовой помощью, полученной из разных источников, эти материалы были опубликованы как «Исследование о природе служанок Радхи».




У Шри Кунджа Бихари Дас Бабаджи было много учеников, некоторые из которых стали настоятелями Радха Кунды. Его наиболее известный ученик, Шри Ананта Дас Бабаджи является великим ученым, напечатавшим многочисленные работы в «Кришна Чайтанья Шастра Мандире». Влияние Шри  Кунджа Бихари Даса продолжает ощущаться на его родине, которую ее жители отождествляют с Джхарикхандом, страной диких джунглей, через которую прошел Господь Чайтанья на пути из Пури во Вриндаван в 1513-ом году, избегая оживленной дороги вдоль Ганги. Процент Бабаджи, проживающих в Радха Кунде и происходящих родом из самой западной части Бенгалии, больше 50%. Вайшнавизм в районе Пурулия продолжает нести сильный отпечаток практик, которые можно найти на Радха-Кунде.

Шри Кунджа Бихари Дас Бабаджи Махарадж ушел из этого мира в 1976-ом году в возрасте 80-ти лет.

------------------------------------------------------------------------------

Биографическая информация, представленная здесь, взята из брошюры «Парамарадхья Шри-шри-гурудев Ом Вишнупад 108 Шримат Кунджа-бихари Дас Бабаджи Махараджер чаритавали о шучака», написанной Шри Анантой Дасом Бабаджи, Вриндаван, в 1979 г.

Святые, Бхакти

Previous post Next post
Up