Кинта да Регалейра. Тайная обитель масонов под Лиссабоном

Jan 23, 2019 09:25


Негласное соревнование в изощрённости идей владельцев дворцов и особняков в португальской Синтре выигрывает таинственное готическое и испещрённое эзотерическими символами имение Кинта да Регалейра с подземными туннелями и многоуровневым колодцем, где проводились церемонии масонов и последователей тамплиеров.



Начиналась история сего особняка, чей настоящий облик вполне может служить превосходными декорациями как для запутанных приключенческих детективов, так и для заставляющих вжиматься от напряжения в спинку кресла триллеров, вполне безобидно и без претензий на культовый статус среди любителей разгадывать хитроумные загадки и ребусы из мистических символов, искать тайные ходы и смыслы даже там, где их, казалось бы нет. Пока цены на землю в лиссабонской "барвихе" Синтре не стали заоблачными, имение Кинта да Торре кочевало из рук в руки, а в середине XIX века его приобрела дочь зажиточного купца из Порту, баронесса да Регалейра, встроив в живописный холмистый ландшафт элегантную летнюю резиденцию с часовней и присвоив территории свою фамилию.

Спустя полвека на публичном аукционе угодья выкупил уроженец Рио-де-Жанейро, богатый бизнесмен Карвальо Монтейру, а заодно и соседние несколько гектаров под шумок оттяпал, придав имению правильную пентагональную форму, нисколько не стесняясь пересудов о его принадлежности к неким тайным орденам или организациям. Уладив бумажные формальности, португальско-бразильский олигарх почти сразу приступил к поиску зодчего, что воплотил бы в камне его довольно затейливые замыслы и отразил увлечение и вдохновение возрождением аутентичного португальского стиля мануэлино. Немного странно, но столь хваткий и успешный предприниматель, коим прослыл Монтейру, не стал менять названия своих владений, однако среди других обитателей Синтры впоследствии его шикарный особняк за глаза стали называть не иначе, как "дворец Монтейру-миллионера".

2.  

Своего творца Монтейру нашёл далеко не сразу. Первый проект дизайна особняка в нео-готическом стиле и внушительных размеров садово-парковой территории создал французский архитектор Анри Люссо, чьё имя даже искусственный интеллект Гугла отказывается мне показывать, чтобы я смог убедиться в правильной транскрипции написания. Впрочем, данная деталь при всём уважении к французскому зодчему ни имеет в контексте этого фоторассказа особого значения. То ли смету слишком большую мусье Люссо выкатил, то ли бессовестно втюхивал своих подрядчиков и поставщиков, надеясь на щедрые откаты в дополнение к основному гонорару, то ли проект в должной мере не отвечал ТЗ и всем замыслам миллионера Монтейру, не желавшего понапрасну заниматься расточительством. Так что аванс свой Люссо отработал, однако всего его труды так и остались на бумаге, не воплощёнными.

3.  

Одни из лучших архитекторов и дизайнеров с врождённым чувством прекрасного, как известно, итальянцы, поэтому Монтейру обратился к синьору Луиджи Манини, участвовавшему в строительстве миланского театра Ла Скала, многих португальских театров и частных резиденций. Кинта да Регалейра стала последним проектом итальянца перед возвращением на Родину, и посвятил он ей не много, не мало - целых 14 лет своей жизни.

Помимо пятиэтажного богато декорированного особняка с башенками, октагональной панорамной террасой и скульптурами горгулий и других фантастических вырезанных из камня тварей, присевших то тут, то там, на орнаментальные балкончики и выступы фасада, детального изучения в поисках скрытого символизма заслуживает непосредственно садово-парковый ансамбль, именуемый "Райским садом".

4.  

На "Променаде Богов" встречаются изображения Гермеса, Флоры, Венеры, Орфея, Диониса и других античных божеств, не говоря уже о символизме эпохи Возрождения, связанной с Данте, о явном влиянии идеологии и символики ордена Тамплиеров и продолжателей их миссии - португальского ордена Христа. Для начала лучше краем глаза заглянем в покои Монтейру, ведь пройдя через главный вход обнесённого замковой стеной имения, мы попадаем именно к парадному крыльцу.

5.  

В интерьерах нулевого этажа, где располагались гостиная и приёмные покои, чувствуется помимо мануэлино влияние ренессанса и барокко. Главный элемент "охотничьей" комнаты - массивный белоснежный камин с фигурой охотника в окружении собак. Стены расписаны фресками со сценами охоты, хотя свидетельств, что Монтейру активно увлекался стрельбой по уткам или любил выслеживать в зарослях живность покрупнее, мне не встретилось.

6.  

7.  

Туристов здесь поменьше, чем в другом причудливом и популярном сооружении Синтры, дворце Пена, но всё равно отснять затемнённые залы пустыми у Вас вряд ли получится. Искусствовед из меня так себе, так что предлагаю поразглядывать немногие запечатлённые детали особняка под повествование о дальнейшей судьбе имения перед тем, как мы отправимся к таинственному колодцу посвящения и остальным элементам "Райского сада".

8.  

После смерти Монтейру готическую усадьбу приобрёл некий Вальдемар д'Орей и внёс в неё небольшие изменения на свой вкус и цвет, впрочем, узнать о них возможно разве что от опытных и начитанных экскурсоводов, да и то не факт. В 1987м году его семейство продало особняк японской корпорации, и чем те занимались за неприступными стенами, одним им известно. Вполне себе сюжет для компьютерного квеста - генетические опыты на людях, проектирование сверхчеловека и т.д. - у фантазии есть простор, чтобы разгуляться.

9.  

10.

И чем-то описанная ситуация до боли напоминает Санкт-Петербург, где многие исторические здания до сих пор находятся в ведомстве частных организаций или государственных ведомств, и попасть туда даже с легальной экскурсией подчас подходит под категорию "миссия невыполнима". Слава всем тем святым, которым поклоняются португальцы, но спустя 10 лет муниципалитет Синтры осознал, что из местных угодий можно в кратчайшие сроки создать туристическую мекку, вложив немного средств в реставрацию уникальных и оригинальных строений и впоследствии с лихвой их окупив, и выкупил у японцев Кинта да Регалейру.

11.

12.

После небольшой реставрации с 1998го года Кинта да Регалейра, мистическая архитектурная вселенная эзотерических символов, принимает потоки туристов, а с появлением инстаграма власти Синтры ввели весомый поправочный коэффициент в свой бизнес-план.

13.

И даже с часовней, стоящей поблизости от главного особняка, в мистическом поместье не всё так просто, как кажется. Поверхностный взгляд оценит красоту и изящество архитектуры и экстравагантного декора в стиле нео-мануэлино и скульптурные композиции, отражающие сцены из жития Христа и Святого Антония. Более находчивый и пытливый исследователь непременно разглядит символику тамплиеров и их последователей, португальского Ордена Христа.

14.

15.

Крипта соединена подземным ходом с особняком, и это лишь один из разветвлённой сети туннелей, проложенных под садом Кинта да Регалейры и соединяющих между собой гроты, порталы и главную загадку поместья - колодец посвящения, подземную башню глубиной 27 метров.

16.

Поросшая мхом 50 оттенков зелёного, спиралью уходит вглубь земли каменная лестница с галереями, на выступах которой нынче любят усаживаться с томными и задумчивыми лицами инстаграмерши, а во времена Монтейру проводили, по одной из версий, тайные масонские церемонии. Мистический символизм в колодце бьёт через край - охотники за реликвиями и любители щёлкать, как орешки, древние загадки, ещё задолго до появления в литературе культовой фигуры профессора Роберта Лэнгдона увидели в девяти уровнях колодца прямую взаимосвязь с "Божественной комедией" Данте.

17.

Девять пролётов символизируют Чистилище, семь уровней страдания и духовного роста, напрямую связанные с семью смертельными грехами, и уровень Земного рая. Довольно странно, что до сих пор герой книг Дэна Брауна не оказался в этом словно созданном для его традиционно захватывающих приключений месте. Он бы точно определил, чем обусловлено одинаковое число ступеней, 15, в каждом пролете. На дне колодца несмотря на влажность и толпы туристов ещё не полностью истёрся герб Монтейру - восьмиконечная звезда, в которую вписан крест тамплиеров.

18.

Никаких документальных подтверждений о проведении масонских церемоний в бумагах Монтейру после его кончины обнаружить не удалось. Ха, конечно, так прям должен был папочку с подшивкой досье, всеми явками, паролями и заклинаниями оставить в пузатом конверте с надписью "Не вскрывать". Ясно только, что планирование и проектирование колодца велось основательно, вся геометрия была с точностью выверена, и о соотношении длин, скрытых в изгибах спиральной галереи, мы может лишь без толку гадать. Кого ни отправь туда - Лэнгдона, Дукалиса в компании с Лариным и Волковым или самых толковых и опытных игроков в почившие после спада короткого бума квеструмы, вряд ли хоть кто-нибудь даст новую версию или прольёт свет на прямое предназначение сего загадочного сооружения. Неподалёку расположен ещё один незаконченный колодец меньших размеров.

19.

На территории обширного парка ещё достаточно много необычных сооружений; Монтейру к реализации своей задумки подошёл со всей скрупулёзностью, и каждое строение, каждый грот наверняка возникли в конкретной точке поместья не просто так, потому что тут с точки зрения канонов ландшафтного португальского дизайна начала XX века удобнее, правильнее и как в учебниках написано. Изогнутый "Портал стражников" с двуми башнями-близнецами по краям, у подножия которого простирается "Терраса небесных миров", таит в себе один из скрытых от посторонних глаз входов в тоннель к колодцу посвящения. Откуда такие изощрённые и возвышенные названия, будто мы находимся в реалиях игры "Герои меча и магии"? Либо члены городского совета Синтры получили доступ к аутентичным подлинным чертежам Луиджи Манини, либо для создания ещё большего антуража сели вечерком и устроили за чашечкой бики мозговой штурм, чтобы бродящие по Кинта да Регалейре посетители с выданными буклетами с придыханием произносили название очередного фонтана, портала или зиккурата.

20.

21.

Многочисленные каналы, гроты, два искусственных озера с водопадом и несколько фонтанов с кричащими названиями вроде "Фонтан изобилия". Принимая во внимание очевидный интерес Монтейру к алхимии, не удивлюсь, что из фонтанов должна течь минимум живая вода, исцеляющая любые недуги, снимающая сглаз, порчу и родовые проклятия, убирающая искривление позвоночника и плоскостопие.

22.

23.

Место исключительно киношное, и странно, что до него не добрались голливудские продюсеры, выплатив городской администрации Синтры внушительный гонорар, во много раз превышающий доход от бесконечных визитёров. Либо я не настолько увлекаюсь киноискусством, тем не менее ни единого упоминания, что в Кинта да Регалейре снимали художественный фильм, мне не попалось.

24.

По-хорошему, на размеренный осмотр Кинта да Регалейры стоит выделить несколько часов, особенно, если погода будет благоволить. Мало того, по незнанию и второпях некоторые пробегают по главному дому, игнорируют врученную с билетом карту, где обозначен колодец, и вскоре ретируются, совершив кружок по парку, пытаясь охватить необъятное, т.е. посмотреть все замки и дворцы лиссабонской "барвихи" всего за один единственный день.

25.

Мы за один день успели посмотреть Пена, Кинта да Регалейра и скататься туда-обратно на автобусе на мыс Рока с перерывом на обед. Рассчитывайте время с толком, чтобы не пропустить ничего стоящего мимоходом. Keep it locked!

Другие посты о Португалии:

Пена - кошмар архитектора или шедевр?


Португальский Вифлеем


Алфама - самобытный мавританский район



Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

фотге, trips, Португалия

Previous post Next post
Up