Как достать дохлую крысу

Aug 28, 2012 18:11

Основная проблема образования

Принято считать, что все беды российского образования - из-за гнусного Минобра с дураками-министрами, дурацкого ЕГЭ, постоянного недофинансирования, активизировавшегося мракобесия, нищих учителей и т.п., словом - из-за власти. Такой взгляд по-своему оптимистичен, поскольку позволяет думать: ну да, сейчас всё плохо со школой, становится еще хуже - но стоит сменить власть, отменить ЕГЭ, прогнать попов - и о-го-го, сразу же дело пойдет на поправку!

Я же думаю, что проблема глубже. И мне кажется, что со мной согласятся многие практики-учителя.

Школа у нас больна, но главная ее проблема внутри нее. Она проявляется в нерешенном, нерешаемом и, что хуже всего, всячески замалчиваемом вопросе: «Что делать с теми, кто учиться не хочет?» Этот вопрос - как крыса, сдохшая где-то под половицей в школьном классе: какие пособия и смарт-доски ни закупай, как класс ни отдраивай, сколько учителю ни плати - а все равно работать и учиться с каждым днем всё невыносимей.

Давайте хотя бы этот вопрос поставим. В самом деле: законодательство гарантирует всем гражданам РФ всеобщее бесплатное среднее образование. Но учеба у нас - это ведь не только право; это еще и обязанность! То есть хочешь не хочешь, а «аттестат зрелости» ты, гражданин, получить обязан, в школе свои учебные часы - будь добр, отсиди!

Вот тут и возникает Проблема. Одни учиться хотят и могут, другие - не могут, но все равно хотят, третьи - не хотят, хотя и могут, а четвертые - если и могут, то при очень большом желании (которого у них, как правило, нет). Вопрос - что делать школе с последними двумя категориями? Давайте поставим себя на место учителей и директоров школ. Подумаем вместе.

Выгнать к чертовой матери? Нельзя. У них ведь есть ПРАВО учиться! Закрепленное, между прочим, Конституцией.

Тогда что - понаставить двоек? Во-первых, с определенного возраста такого рода «ученикам» становится наплевать на оценки, а во-вторых - какой смысл? См. п.1 - выгнать-то из школы все равно нельзя. И есть ведь не особо афишируемое «в-третьих» - учитель, ставящий двойки, тем самым оценивает на «неудовлетворительно» свой собственный труд - в глазах проверяющих. Спрашивается - на кой черт учителю такой мазохизм?

А что еще - вызвать родителей? Так у родителей куча отмазок: они и «заняты», и им «некогда», и они «не знают, как повлиять на оболтуса», и, наконец, «вы - школа, это ваша обязанность, а не наша!»

Впрочем, тут мы взяли крайний случай откровенного раздолбая, который учиться не хочет вовсе (кстати, вариант не такой уж редкий). Однако в последнее ведь время получил крайнее распространение другой «подвид» ученика - «раздолбай выборочный». Сейчас ведь в школах огромное количество учеников, которые себе (явно многие не без влияния родителей) чуть ли не класса с пятого придумывают «специализацию» - типа «тут учусь, тут не учусь».

Детишки нынче чуть не с пеленок уже «точно знают», какого рода знания им «понадобятся в жизни», а какие - нет, никогда. Каждый, уверен, много раз слышал от разных юных чад фразы - «ой, математика мне в жизни никогда не понадобится, я буду гуманитарий», «ой, биология мне не нужна», «зачем мне химия», «нафига этот русский и все эти правила, за меня все равно запятые компьютер расставит» и т.д. и т.п.

Опять же вопрос - что делать с этим учителю, той же самой химии, к примеру? Если в КАЖДОМ классе есть несколько раздолбаев, которые учиться не хотят ничему в принципе, а так же еще минимум полкласса как бы «нормальных учеников», но которые свято уверены, что именно химия (русский, математика, биология и все что угодно) им В ЖИЗНИ НЕ ПРИГОДИТСЯ??

Давайте мысленно поставим себя на место такого учителя. Какие, собственно, у него есть средства воздействия?

Да никаких, откровенно говоря.

Конечно, прирожденный Макаренко где-то сможет петь соловьем и порхать шмелем у доски с такой страшной силой, что последние хулиганы и раздолбаи станут, высунув от восторга языки, ставить химические опыты. Безусловно, уникумы есть везде, и педагогические гении никуда не делись.

Однако госполитика не может строиться в расчете на гениев. Гении потому и гении, что их - один на миллион. Спрашивается, как быть учителям средним, просто - всего лишь закончившим с неплохими оценками какой-нибудь Пед? Им-то что делать?

Проблема ведь отнюдь не только в том, что учитель оказывается не в силах передать необходимые знания по той же химии немотивированному ученику; проблема - и, может быть, еще более острая - в том, что ученики, НЕ ЖЕЛАЮЩИЕ УЧИТЬСЯ, не дают получить знания тем, кто этого действительно хочет! Немотивированному ученику на уроке банально скучно, и он от нечего делать начинает развлекаться.

Оттого сейчас во многих классах на уроках стоит несмолкаемый гул. Часть класса - меньшая - пытается что-то делать, отвечать на вопросы преподавателя; остальные - большая часть - разговаривают, плюются, играют с телефоном, ходят по классу и т.д.

В этом обычно видят вину «современных учителей». Однако - в чем их винить-то? Какие у них есть средства воздействия на нарушителей? Чем старше классы - тем, как правило, неуправляемее они становятся. И это, судя по всему, объективный процесс. Чем больше будет в нашем обществе свободы - тем меньше средств принуждения, тем менее «пугаными» становятся ученики.

Это РЕАЛЬНОСТЬ, господа. Нравится она нам или нет - но нынешняя школа именно такая, а где нет - она скоро станет такой.

Теперь давайте посмотрим на эту ПРОБЛЕМУ глазами МинОбра. Да-да - сыграем в игру «Если бы министром был я». Как реагировать? Как достать дохлую крысу из подполья?

Лично мне тоже активно не нравятся все эти новации Министерства с новыми «Стандартами образования». Мне не нравится, что в старших классах делают обязательной чуть ли не одну физкультуру, а практически все прочие предметы переводят в разряд факультативных, то есть «хочешь учи, хочешь не учи».

Следующий шаг МинОбра - а он почти сделан - тоже понятен: сделать все эти «факультативы» - то есть физику, химию, биологию, литературу и прочие предметы - платными. Выглядит и звучит гнусно, да. Но логика понятна: разгрузить школьный класс от «немотивированных» учеников. От балласта, который болтает с соседом и играет в игры, потому что «химия не понадобится в жизни».

Мне это всё не нравится, но я понимаю их логику. Я вижу, что все эти министры-фурсенки всё ж не инфернальные монстры, которые действуют исключительно из соображений русофобии и скорейшего изничтожения русского народа. Ребята решают задачу - так, как они видят решение. Возможно, они действительно считают, что лучшего решения просто нет.

И оттого критика, которую ведет в их адрес «Эксперт» и особенно уважаемый мною Привалов, мне все ж представляется не до конца убедительной. Привалов ссылается на опыт продвинутых школ и суперлицеев. Да, конечно, им «послабления» образовательного стандарта ни к чему, только мешают. Но ведь в гимназиях-то как раз и преподают макаренки! Но ведь туда и стремятся отовсюду именно МОТИВИРОВАННЫЕ ученики, которые ХОТЯТ учиться!

А как быть с остальными? С простыми школами и обычными учениками?

Если мы хотим действительно остановить деградацию нашего образования - нам надо дать четкий ответ на вопрос: что делать с немотивированными учениками. Если мы считаем, что наши дети - все дети! - должны все-таки знать химию, физику и литературу, давайте найдем ответ на вопрос:

КАК И С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ШКОЛА ЗАСТАВИТ ИХ УЧИТЬСЯ.

Вариантов-то несколько:

а) отменить всеобщее образование

б) возродить в школе телесные наказания (скажем, розги)

в) активнее привлекать к процессу полицию (скажем, поддерживать порядок в классе)

г) обрушивать всю тяжесть "неудов" на родителей (скажем, за каждую "двойку" - у папы вычитается 10 тыс. из зарплаты)

Что еще? Давайте подумаем.

UPD. Ага, пришел из комментов:

д) градация школ. То есть - ввести "школы для быдла", то, что в совке называлось "спецшкола". "Если ты будешь плохо учиться, мы тебя переведем в спецшколу, где одни уголовники учатся!"

UPD2. О, отличный комментарий от учителя из Усть-Каменогорска (с портала "Взгляд"):
"Я учитель и скажу, исходя из собственного опыта, что с класса 7-го 90% учеников знают(!) "что уж тройку им поставят по любому". Он же, сука, на уроки не ходит, а завучи требуют проявить педагогический такт! Поставишь ему двойку, а потом с ним же на каникулах мучаешься. Процентов 20% в обычной школе отбывают номер. Вызывать родителей по эффективности, всё равно что жаловаться на гаишника-взяточника его же напарнику".
Previous post Next post
Up