таки кохунье предисловие

Dec 24, 2008 03:01

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Книга, которую вы держите в руках, уникальна по многим причинам. Достаточно было бы и той, что это - единственная существующая на настоящий момент биография Сэмюэла Лиддела Макгрегора Мазерса (1854-1918), основателя и вождя ордена Золотой Зари, фигуры неоднозначной, трагической и таинственной, о которой, несмотря на ее огромный вклад в историю западной герметической традиции, известно на удивление мало. Однако личность автора книги и литературные особенности последней также заслуживают особого упоминания.

Итель Кохун (1906-1988) известна прежде всего как художник-сюрреалист. Выпускница знаменитой школы искусств Слейда, они изучала это художественное течение во Франции и при жизни довольно много выставлялась в Англии и Германии. «Меч мудрости» - не единственное произведение Кохун; из-под ее пера вышел также оккультный роман «Гермогенов гусь», а сборник ее работ по различным отраслям магического знания увидел свет лишь после ее смерти.

«Меч мудрости» впервые был опубликован в 1973 году и с тех пор обрел широкую известность.

Следует отметить легкий и приятный для чтения литературный стиль Итель Кохун, в котором сочетаются непринужденность просторечия, остроумие и изысканность оборотов поэтессы и характерная для «женской литературы» эмоциональность. Именно поэтому нам бы не хотелось лишать читателя удовольствия и пересказывать своими словами романтическую историю о том, как Кохун пришла в голову мысль написать биографию Мазерса. Жизнь ее сложилась так, что с ранней юности Итель вращалась среди людей, так или иначе причастных к славному оккультному прошлому Англии или к ее противоречивому оккультному настоящему. В силу возраста не застав почти никого из сподвижников Мазерса, она, тем не менее, была лично знакома не только с некоторыми из членов дочерней ложи Золотой Зари, именовавшейся «Альфа и Омега», но и с представителями многих других позднейших организаций как магического, так и мистического толка. Именно ее впечатления из первых рук и делают «Меч мудрости» особенно интересным.

Эта книга - не только единственная по сей день доcтаточно пространная монография, посвященная Мазерсу, на которую ссылаются многие позднейшие исследователи. Это еще и подлинный феномен современной литературной традиции, интересный не только с исторической и фактологической, но и с психологической точки зрения. Имя этому феномену - миф. Да, перед нами пример создания современного мифа во всем его богатстве и противоречивости.

Глубоко захваченная личностью Мазерса, Итель Кохун попыталась не просто нарисовать его портрет как человека и оккультного деятеля, но и поместить его в более широкий контекст «оккультной истории Британии», сделав обзор возможного генеалогического древа Герметического ордена Золотой Зари - его вероятных предшественников и действительных или предполагаемых потомков. Здесь мы приближаемся к главному подводному камню этой книги, и камень этот таков: воспринимать ее как работу исторического характера ни в коем случае нельзя. При написании «Меча мудрости» автор не пользовалась историческими источниками и архивными материалами и не изучала сколько-нибудь глубоко опубликованные работы по теме, опираясь исключительно на собственные знания и воспоминания, что и привело, во-первых, к крайне небрежному обращению с фактами, а во-вторых, к более чем субъективным оценкам. Многочисленные фактические ошибки, неточности в датировках, списки членов магических орденов, изобилующие несуществующими именами и перепутанными девизами, откровенные измышления относительно лиц, не пользующихся ее симпатией из-за «враждебности Мазерсу» или по иным причинам, тенденциозные оценки деятельности любых магических орденов, не принадлежащих к «законному потомству» Золотой Зари, идеализация личности и поступков протагониста - вот лишь немногие характерные черты подхода Итель Кохун к труду биографа. Она не столько пишет биографию Мазерса, сколько создает современный миф о нем, и в этом качестве «Меч мудрости» также представляет большой интерес для всех, кто увлечен историей западной герметической традиции.

Перед вами отражение истории и практики магических орденов Британии в восприятии человека, не причастного ни тому, ни другому, но чрезвычайно любознательного и увлекающегося, а главное - куда более близкого к ним во времени, чем мы с вами. Иными словами, именно так с высокой долей вероятности и выглядели Мазерс, Йейтс, Кроули, Алан Беннет, Мойна Мазерс и другие деятели «оккультного Возрождения», а также сам орден Золотой Зари, Английское общество розенкрейцеров, Друидический орден, О.Т.О. и прочие организации в глазах творческой интеллигенции пятидесятых-семидесятых годов ХХ века.

Не пытаясь оценивать глубину оккультных знаний автора книги, мы постарались снабдить перевод подобающими фактологическими и смысловыми комментариями и живо передать атмосферу того сложного периода британской истории, когда от великих оккультных орденов остались по большей части одни воспоминания. А в отличие от нас Итель Кохун есть, что вспомнить.

(с)

При мысли о том, то она могла понаписать в том самом посмертном сборнике, мне становится не по себе.

мазерс, золотая заря, рабочее

Previous post Next post
Up