20 января
родился Эрнесто Карденаль (1925-2020),
революционер,
поэт, "красный
кардинал сандинистской революции"…
Он - крупный теоретик "
теологии освобождения". Выходец из богатой аристократической семьи.
Получивший образование в Мексике и США, в 1954 году
принял участие в организации попытки вооружённого свержения диктатуры Сомосы и вынужден был эмигрировать в США, где стал католическим монахом.
В 1965 принял сан священника ордена иезуитов и с 1965 по 1977 год
руководил основанным им на острове Солентинаме посреди озера Никарагуа посёлком-коммуной, где неимущие крестьяне (преимущественно индейского происхождения) обучались грамоте, рисовали картины и занимались народными промыслами.
Продукция общины пользовалась большим спросом в Европе и США. Никто не догадывался, что крестьяне отдают деньги на революцию, а падре Эрнесто - подпольщик, член СФНО (Сандинистский Фронт Национального Освобождения).
Когда сомосовцы узнали об этом, они разрушили коммуну, сожгли библиотеку, уничтожили оборудованный на острове Музей народного творчества. Всем крестьянам архипелага запретили рисовать, а тех, у кого нашли хоть какую-то картинку, - посадили. Карденаль ушел к партизанам.
В это время Голливуд предложил Габриэлю Гарсия Маркесу 5 миллионов долларов за экранизацию “Ста лет одиночества”. Тот отказался, объяснив это так: “Я бы продал право на экранизацию - если бы эти деньги можно было отдать на революцию в Латинской Америке. Но я не вижу такой революции”. Спустя несколько дней Маркесу позвонили. Говорил из Парижа Карденаль: “Габриэль, продавай права. Есть такая революция”. Так 5 миллионов долларов пошли на оружие сандинистам.
В 1978 году стал спикером СФНО и занимался сплочением рядов сопротивления за рубежом. Окончательное поражение Сомосы в 1979 году Карденаль назвал в своей автобиографии "победой любви".
- Единственная революция в мире за последние 500 лет привела к торжеству угнетенных людей, - вспоминает он в книге "Утраченная революция" (2004).
После победы революционного движения Карденаль становится министром просвещения и трудится на этом поприще до 1987 года, внедряя полноценное бесплатное образование для жителей Никарагуа.
В 1985 году Иоанн Павел II во время официального визита в Никарагуа серьезно упрекнул Эрнесто Карденаля перед камерами. Понтифик строго осудил социалистическую теологию освобождения, популярную среди латиноамериканских католиков, и тут же лишил Карденаля сана священника. Поэту были предъявлены обвинения в активной проповеднической деятельности, участии в сандинистском правительстве и "нарушении правила Святых апостолов не вступать в народные управления".
В 1994 году покинул СФНО из-за разногласий с руководством Фронта, затем присоединился к Движению за сандинистское обновление. Называет президента Даниэля Ортегу злодеем, а власть в Никарагуа - семейной диктатурой.
- Это была прекрасная революция, - вспоминает 1979-й год Карденаль. - Горько, что Ортега предал революцию и церковь Евангелия. Он испортился, стал искать личного обогащения и власти, - сожалеет поэт. - Это не то, за что мы боролись. И я призываю всех мыслящих людей в мире оказывать сопротивление...
***
Карденаль о Кубе: "Единственная несуществующая свобода - я говорю о Кубе… - это свобода эксплуатировать людей, буржуазная свобода, свобода капитализма, свобода денег. Там существует истинная личная свобода в том смысле, что никто не становится объектом экономической тирании…
Никому не надо продавать свой труд или труд своих детей. Свободы печати, например, на Кубе нет. Но я считаю, что капиталистическая свобода печати - это не свобода, а манипуляции. В журналах, особенно специализирующихся в области политики, социологии и т. д., достаточно свободы критики. В этом смысле достаточно свободы мнений (все время в социалистическом ракурсе).
Нет свободы бороться с системой, потому что они считают такую борьбу атакой на саму свободу, по крайней мере до тех пор, пока Куба окружена опасностями и врагами. Фидель полагает, что позже на Кубе будет издано все, включая романы контрреволюционеров, но сейчас они не могут позволить себе такую роскошь, потому что у них недостаточно бумаги. Им не хватает бумаги для издания революционных статей и книг.
Там нет парламента и президентских выборов, но я не думаю, что это означает отсутствие свободы. Парламентская демократия есть во всех латиноамериканских странах, вплоть до режимов горилл, до диктатур.
Парламентаризм - всего лишь формальная демократия. Если он не представлен народом, то это только комедия. В свое время буржуазная демократия была прогрессом по сравнению с монархией или феодализмом. Однако она не является истинно народным представительством. Она не может представлять народ, пока народ не будет освобожден от всякой экономической эксплуатации. В первую очередь потому, что в странах, где 60, 70 или 80% населения неграмотно, народ никак не может быть хозяином своей судьбы.
После того как народ получил образование, стал хозяином средств производства и держит в своих руках экономику страны, он может участвовать и в политической жизни. На Кубе на фабриках все делается с помощью голосования и выборов. Партия, осуществляющая власть, выбирается на фабриках, в мастерских, в трудовых центрах. Ее избирает народ, даже те, кто не входит в партию. Так что я считаю, что там народ участвует в политической жизни. Я думаю, что там народ реально контролирует власть.
Власть Фиделя - это власть народа, а не оружия. Если бы он не был популярным, он бы сразу был свергнут, потому что его единственная власть - популярность. Там власть не покупается с помощью денег и не удерживается с помощью оружия. Однако в связи с тем, что они находятся под прицелом войны и сохраняется опасность интервенции, они вынуждены вводить некоторые ограничения, касающиеся личной жизни, например выездов с Кубы и т.д. Но так будет не всегда.
Я думаю, что на Кубе сложился климат подлинной свободы. Это не максимум той свободы, которую может принести революция. Но это реальная, значительно большая свобода, чем в других латиноамериканских странах, не говоря уж о карикатуре на демократию, которая имеет место у нас…"
***
Карденаль о Че:
"Новый человек - это человек, лишенный эгоизма, который живет, чтобы служить другим. Это человек социалистического общества, общества, в котором нет эксплуатации и человек ценится не за то, что отнял у других, а за то, что им дал.
На Кубе воспитывают детей, обучая их жить для других, и мне кажется, что в среде кубинской молодежи уже в значительной степени проявляется этот тип "нового человека", к которому они стремятся.
Они говорят, что лучшим примером нового человека был Че Гевара, и представляют его в качестве образца кубинским детям. Действительно, Че Гевара был человеком, совершенно лишенным эгоизма…"
***
Стихи поэта
Сон разлучил нас - ведь каждому снится своё,
Но, пробудившись, мы снова едины.
***
"По этим улицам он проходил…"
По этим улицам он проходил, голодный и рваный,
Без единого песо в кармане.
Стихи его знали одни лишь поэты, гулящие девки и нищие.
Он никогда не бывал за границей,
Зато побывал в тюрьме.
Нынче он умер.
И над могилой его нет надгробья.
И все же
Вспомните его, когда у вас будут турбины,
И мосты из железа, и житницы из серебра,
И неподкупные правители.
Потому что в поэмах и песнях он очистил народный язык,
Тот язык, на котором однажды написаны будут законы,
Конституция, торговые договоры и любовные письма.
***
Внезапно во тьме завизжала сирена.
Бесконечный голос тревоги.
Мрачно завыла сирена
Пожарной машины, а может быть, санитарной,
Белой машины смерти.
Этот звук словно крик кобылицы в ночи.
Он все ближе и ближе,
Он растет и растет и падает,
Он растет и растет и падает
И удаляется,
Спиралью вонзаясь в сознанье.
Но ни смерть, ни пожар, ничего не случилось.
Это проехал Сомоса.
***
Мне сказали, что ты полюбила другого,
И тогда я пошел в свою комнату
И отделал правительство в резкой статье.
И меня посадили в тюрьму…