Послесловие к Новейшему времени

Jan 27, 2015 04:02

Новое время как исторический период датируется по-разному. Я склонен, скорее, соглашаться с теми, кто отсчитывает эту эпоху с 1789 года, - Великой французской революции. Эта дата критически важна для нас тем, что вынесла в мейнстрим человечества "три источника и три составных части" - лозунг про "Свободу, Равенство, Братство". Нет-нет, - сам по себе лозунг был придуман задолго до этого и был довольно популярен среди тех же масонов, - но мейнстримом европейской цивилизации он стал только тогда. И все Новое время, по большому счету, представляет собой попытки европейского мейнстрима реализовать эти самые Свободу, Равенство и Братство, а также найти годный баланс между ними.

Новейшее время также датируется по-разному, хотя и с куда меньшим разбросом. Не будем упираться рогом в точные даты, а сойдемся на том, что его начало приблизительно совпадает с Первой мировой войной. Но Первая мировая лишь обнажила противоречия и послужила, если угодно, катализатором. Который выявил, что Свобода, Равенство и Братство между собой не очень-то ладят, и довольно плохо совместимы.

В результате каждый из идолов, рожденных Великой французской революцией, обрел свою собственную религию в виде одной из трех тоталитарных идеологий.

Религией божества Свободы явился либерализм, ставящий во главу угла Свободу каждого человека. В ущерб Равенству (свобода частного предпринимательства возносит одних намного выше прочих) и Братству ("не вписавшиеся в рынок" вполне могут нищенствовать и даже дохнуть от голода без получения необходимой помощи со стороны общества). Но это еще полбеды, - фундаментального характера законов Мэрфи и принципа Черномырдина никто не отменял. В результате закономерное следование логике либерализма привело к тому, что более полумиллиона иракцев были убиты ради того, чтобы они посмертно получили право говорить то, чего они говорить не собирались, и голосовать за тех, за кого никогда и не планировали. Ну, - и возбуждение уголовных дел против тех, кто осмелился пошутить в адрес "Шарли" и тем самым покусился на святую свободу слова, - тоже доставляет.

Равенство обрело свою церковь в лице коммунизма, - в ущерб Свободе и Братству. Любые практические реализации коммунизма силами любой из коммунистических конфессий всякий раз приводили к тем или иным серьезным ограничениям свобод, - будь то свобода слова, собраний, выборов, вероисповедания и т.п.. А знакомый с детства сосед, с которым ковырялись вместе в песочнице, - оказывался нифига не братом, а классовым врагом, подлежащим раскулачиванию. Всего лишь потому, что у него оказалось на корову больше.

Братство получило свою реализацию в форме фашизма. Где само название религии происходило от "фашин" - связок прутьев, - и восходило к древней притче про умирающего отца, наказавшего своим сыновьям держаться вместе после того, как они с легкостью переломали прутья по одному, но не смогли сломать веник. Корпоративное государство, где лев возляжет рядом с агнцем, а фабрикант и рабочий вместо классовой борьбы хором болеют за свое предприятие и страну, поддерживая друг друга, - на уровне идеи было, пожалуй, даже пожизнеспособней коммунизма и либерализма. По крайней мере, в отличие от коммунизма, там не душилось предпринимательство, - а в отличие от либерализма, - неимущий не оставался без общественной поддержки и помощи, не исключался из социальной жизни и не подыхал с голоду. Но в жертву Братству тут приносились Равенство - при одинаковой лояльности корпоративному государству один оставался богатым фабрикантом в особняке, а другой - бедным рабочим с койкой в фабричной казарме, - и Свобода, - противники корпоративного государства недолго чирикали.

Во всей этой истории есть пара занятных моментов. Во-первых, конечно же, - все эти идеи родились намного раньше. Как я уже сказал, лозунг "Свобода, Равенство, Братство", по-видимому, впервые появился у масонов лет примерно за двести до Робеспьера. Манифест коммунистической партии был издан в 1848 году. Идеи корпоративного фашистского государства во многом восходят к ремесленным цехам средневековой Европы. И так далее.

Во-вторых, - за эпоху Нового времени, - еще до наступления Новейшего, - эти понятия успели преизрядно продрейфовать. Скажем, изначально в "Братство" вкладывалось смысловое содержание, более соответствующее современному "равенство", - в смысле "все поровну". А "Равенство". напротив, рассматривалось не как распределительная уравниловка, а как равенство всех членов общества перед законом, что более соответствует современной концепции "свободы". Но в поисках баланса и гармонии прошло все Новое время, - с конца XVIII по начало XX века, - и многие понятия неизбежно сместились. Скажем, нынешнюю Швецию вряд ли кто-то назовет коммунистической, - притом, что тамошний строй вполне соответствует влажным мечтам Карла и Фридриха, изложенным в "Манифесте".

Чем характерны и интересны наши дни? Две из трех тоталитарных идеологий Новейшего времени, - коммунизм и фашизм, - маргинализовались и, на прежнем уровне, - фактически издохли. Либерализм чуть-чуть подзадержался в этом смысле, - он и оформляться начал несколько позже, и библия его была опубликована Фукуямой только в 1993-м году, - но, похоже, этот гнойник тоже будет вскрыт и прижжен, - как и предыдущие. Искренне надеюсь до этого момента дожить. Благо, - процесс пошел. Тут те же грабли, что и с фашизмом или коммунизмом, - только в профиль.

А вот что будет после - не очень понятно. У европейского мейнстрима было три источника и три составных части, - Свобода, Равенство и Братство. Конструкции, созданные на базе исключительно одного какого-нибудь из них, - всякий раз оказывались провальными. А ничего, кроме Свободы, Равенства и Братства, - европейский мейнстрим за последние по времени 225 лет не предложил.

Ну, да, - есть "дао", "нирвана", карма", "джихад", "астрал" и множество других давно существующих понятий и идей, - но все они европейскому мейнстриму. каким он был последние по времени 225 лет, - совершенно ортогональны.

Предсказывать - не возьмусь.
Previous post Next post
Up