Соскучились по метро? У меня есть кое- что поинтересней ;) Волгоград извевестен на всю Россию и за ее пределами подземным участком скоростного трамвая со всеми необходимыми заделами для запуска полноценного метро. И внунтри действительно как в метро, разве, что вместо контактного рельса - контактный провод и платформы низкие. Тоннели из тюббингов, из сбоек доносится гул вентиляторов (ВОМДов), а в каждом перегоне по паре ГО - шных санузлов. Вся система метротрама состоит из 22 станций, из которых 5 - подземные.
Впервые Волгоградский скоростной трамвай был запущен в 1984 году на основе обычной обособленной линии вдоль проспекта Ленина, соединяющей центр города с расположенным на северной окраине тракторным заводом. Две станции при первой очереди подземные - Комсомольская и Пл. Ленина, а еще одна - Пионерская - частично подземная, расположенная при выезде из тоннеля на мост через глубокую долину речки Царицы. В 2001 был пристроен участок еще с 3 подземными станциями - Профсоюзная, Тюз и Ельшанка.
Схема путевого развития.
Опустим момент попадания внутрь :) Скажу только, что было это ближе к окончанию движения составов.
Вскоре проехал последний трамвай и в тоннелях включилось рабочее освещение.
Вентиляционная сбойка.
Над двумя тоннелями находится технический силовой коллектор.
Половина закладных пустует.
Пережидаем обходчиков. Они ведь должны быть?
ВОМД (огромный вентилятор). Такой же, как в метро, только в размере одной штуки.
За ним шахта. Залегание подземной части метротрама на всем протяжении мелкое.
Вернемся в перегон. Ну чем не метро?
Хотя свет и включили, ни одного рабочего мы так и не увидели. На следующую ночь свет вообще не включали. Если обходы и выполняются, то не ежедневно.
В далеке видна станция.
За 50 метров до платформы, обнаруживается еще одна сбойка - ведет она в самый настоящий ГОшный туалет, коих в Советском метро полно.
Уровнем ниже.
Насосная.
За торцевой стенкой санузла оказался пустой, немного затопленный блок. Его назначение для меня до сих пор остается загадкой.
Кстати, подземный трамвай достаточно распространенное явление в мире. Подобная система есть в Бельгии (Антверпен, Шарлеруа, Брюссель), Нидерландах (Гаага), Австрии (Вена) и США (Бостон, Сан-Франциско). На фото трамвай в Гааге.
Среди стран бывшего СССР подземный трамвай действует также в Кривом роге (Украина).
И еще об одном подземелье - фрагменте коллектора реки Петровка. Главная и пожалуй единственная особенность коллектора - 50 метровый участок с 10 - ти метровым арочным сводом. На всем остальном протяжении подземное русло реки представляет из себя обычный тоннель с прямоугольным сечением из сборных бетонных блоков, по которому нужно идти слегка пригнувшись.
Масштабно, да?
Отвечаю на вопрос - "почему так?" Во - первых коллектор строился в советское время, в разгар сталинского ампира, для которого характерна монументальность. Архитектурному стилю нашлось применение в портале реки.
Во - вторых из - за проходящих сверху железнодорожных путей. Арочный свод считается гораздо устойчивее блоков с прямоугольным сечением. Вот и весь секрет. Не так давно коллектор немного удлиннили, а арочный свод решили не наращивать. Вместо него построили небольшой участок с квадратным сечением. Архитектурный портал остался в прошлом.
На этом прощаемся с Волгоградом и держим путь в Саратов.
Впереди нас ждут огромные бомбари, пусковая шахта балистических ракет, самый высокий Небоскреб в Поволжье и исторические подземные резервуары водохранилища.
Продолжение следует...
Цикл обзоров по путешествию в мае 2014г. по городам Волгоград - Саратов - Самара:
1)
Волгоград высотный
2)
Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей
3)
Тоннели метротрама и коллектор с 10-ти метровым свободом
4) Саратов и подземный УКП РВСН
5) Подземный Саратов
6) Прогулка по Самаре
7) Крыши Самары