Турецкие военнопленные в Сызрани

Nov 10, 2012 14:21


На старом сызранском кладбище, прямо в его центре есть большой участок, окопанный глубокой траншеей. Видно, что здесь хоронили мусульман. Уцелело совсем немного могил, за которыми ещё кто-то ухаживает, кое-где в траве виднеются остатки надгробий с надписями, сделанными арабской вязью, но большая часть  - совершенно безымянные холмики.





Самое странное, что довольно внушительный квадрат, вплотную примыкающий  к дореволюционной части кладбища, отделен другой траншеей. На нём одна единственная плита, да и та уже разбитая. Сделанная на ней масляной краской небрежная надпись арабскими буквами позволяет предположить, что здесь тоже похоронены мусульмане. Но, кто? Когда? Почему на отдельном, окопанном траншеей участке?



Судя по тому, что участок, был начале XX века пустырём, примыкающим к кладбищу - здесь похоронены умершие в первую мировую войну солдаты турецкой армии. Мне попадалось когда-то в газетах того времени упоминание, что на станции Сызрань в вагонах, перевозивших на восток пленных, взятых на Кавказском фронте, было обнаружено около 1000 умерших.

Информация оказалась не совсем верной. Немного света на дела давно минувших дней, позволили пролить документы из сызранского архива.

Январь 1915 года. Тихий тыловой городок за тысячи вёрст от фронта. Ещё нет ни беженцев, ни голода, ни огромного количества жертв. Газеты печатают сообщения о победах русского оружия под Сарыкамышем и взятии в плен нескольких десятков тысяч турецких солдат. Их эшелонами везут через Сызрань на восток.

И вдруг военное ведомство объявило, что среди пленных началась эпидемия сыпного тифа и больных, к тому же ещё измождённых после долгих боёв зимой в горах, людей нужно немедленно снимать с поезда. Да не просто снимать, а кормить, лечить, дезинфицировать. Честно скажу, когда я читал документы той далёкой поры, меня охватило чувство гордости за своих земляков.

Городские власти сделали всё, что в их силах, чтобы помочь турецким пленным. А ведь было это сделать нелегко. В Сызрани ведь не было необходимого количества больниц. Срочно подыскивались помещения, устанавливались койки. Прямо в депо железной дороги организовали так называемый обсервационный пункт, где пленных подвергали санобработке. Кого можно, отправляли дальше, тяжелобольных госпитализировали. Среди тех, кто предоставил свой дом для организации госпиталя (заметьте - заразного!) был городской архитектор Щербаков.

В одном из документов упоминается число 776 снятых с поезда военнопленных. Там же констатируется - все помещения переполнены. Увы, многих несчастных спасти так и не удалось, и вины наших медиков здесь нет никакой. Ранения, обморожения, многодневный путь в тесных теплушках в сочетании с тифом сделали своё дело. Сотни турецких военнопленных так и остались в Сызрани навсегда. Они были похоронены на городском кладбище. Причём не в братских могилах, а с соблюдением всех обрядов. Христиан, в основном армян и арабов, отпели священники, над иноверцами курдами просто прочитали молитву, а мусульман хоронил местный мулла.

От многих не осталось даже имён. Так и значатся они в документах: «16 января - два грека, 21 - двое православных, 23 - армяне Захар и Армен». Записи о мусульманах, которые составляли большинство умерших, мне найти не удалось.

Так что всё сошлось - и плита, со сделанной наспех надписью, и траншея, которой окапывали захоронения умерших в эпидемию. На этом затерянном уголке сызранского кладбища обрели вечный покой несколько сот человек, занесённых сюда безжалостной судьбой из Турции, Сирии, Ирака, Армении. Им суждено было сгинуть на чужбине, вдали  от родных, которые, скорее всего, так и не узнали, где сложили головы их братья, отцы и сыновья.

Самарская область, события минувших дней, интересные места

Previous post Next post
Up