Кощей Бессмертный в зеркале астрологических ассоциаций

Nov 24, 2019 15:16



Каким извилистым и интересным порой бывает путь человеческой мысли. Вопросы иногда возникают даже после малозначительного события, подтолкнувшего к размышлениям - главное было бы о чем думать.Так вышло и на этот раз.
Посмотрел сказку, в которой участвовал такой персонаж как Кощей Бессмертный. Хотя, если быть точным, в сказке звали его не совсем так, и облик персонажа был вполне осовременен. Но Кощей не был бы Кощеем, если бы в нем не осталось некоторых характерных черт. И к/ф "Реальная сказка" его по своему замечательно сыграл Л. Ярмольник. Пусть даже и отойдя от «канонического» облика. В конце-концов, суть даже не в облике, а в смысле, идее, в том, что собой олицетворяет персонаж. И только потом содержание отражается в его внешнем виде, форме, как бы он ни маскировался.

Но вот влез же вопрос в голову, относительно его смерти-бессмертия ... и постоянного возрождения. Задался и запал: а было ли что-то о его появлении в русских сказках? А то постоянно его побеждают - а он снова появляется. И впрямь - бессмертный. Сказочный ... злодей.
Ничего, разумеется, про его возрождение обнаружить не удалось. Но есть сказки, вроде Марьи Моревны, где первоначально Кощей появляется в роли пленника. И вот тут, когда начинаешь анализировать саму сказку, невольно обнаруживаешь восхитительные, чисто астрологические вещи и соответствия, высказанные другим, явно неастрологическим, языком, но всецело этому языку соответствующие.

Начать стоит, скорее всего, с того, с каким астрологическим фактором стоит связывать сам образ Кощея? А какие у него присутствуют качества?
  1. Долгая жизнь или бессмертие.

  2. Худоба, костлявость, сильная склонность ко всему металлическому (доспехи, меч, цепи, золото).

  3. Патологическая жадность («там царь Кощей над златом чахнет»), неумение делиться.

  4. Жестокость, холодность, беспощадность, воинственность, властность.

  5. Обитание в холодных, безжизненных каменных местах (желательно на вершинах гор).

При сопоставлении с астрологическими характеристиками каждой из планет, весь этот набор полностью соответствует характеристикам только одной планеты. А именно - Сатурна. Тут тебе и бессмертие (или очень длинная жизнь), и худощавость (костлявость/измождённость), и страсть к накоплению богатств, и склонность жить где-то в безжизненных местах, вроде скал и высот, и обладание сильной властью, и однозначная его сказочная ассоциация со злом (Сатурн по традиции считается планетой-вредителем, хотя применительно к конкретным картам людей это нельзя считать абсолютно верным). О связи Сатурна с образом Смерти и беспощадного Времени даже упоминать не буду.

Что смутило в указанной выше сказке? Ну, для начала та цитата, которая наталкивает на вполне определённые ассоциации:
"Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в своё государство. Пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться. Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает: - Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не заглядывай.

Он не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул - а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован." [1]

В некоторых вариантах сказки вместо чулана фигурирует подвал, закрытый железными дверями и запорами. Или колодец.

Отметим следующее: Кощей сидит а) в доме Марьи Моревны б) в чулане/подвале этого дома.
Почему же такое внимание именно чулану-подвалу? И почему Кощей заточен именно в чулане-подвале (в то время как своих пленниц он обычно держит в некой каменной башне)?

Нормальный вопрос, да? Ну сидит и сидит. Самого в подвал садят, а он всех - в башню. Да какая, собственно разница?

В том-то и дело, что никакой... для людей, не знакомых с некоторыми основами астрологии. Если же человек хоть что-то в этом "языке звёзд" понимает, то у него непременно возникнет крепкая ассоциация: "Подвал-середина неба-нижняя точка", "Башня-Вершина неба-верхняя точка".

О чём, в действительности, идёт речь?
А речь идёт о такой базовойконцепции западной (по крайней мере) астрологии, как система управителей-экзальтаций планет в знаках. Каждой планете сопоставлен знак (или два), которые являются её "домом", или обителью (как в современной, так и более древней астрологической терминологии) и знак, где астрологические качества планеты способны раскрыться наисильнейшим образом (т.н. знак экзальтации, наивысшей силы). В противоположность знакам обители, существуют знаки изгнания (или заточения), а в противоположности знаку экзальтации находится знак падения.





Естественно, есть такие знаки и для Сатурна (как выразителя личности Кощея Бессмертного). Это, как минимум знак Козерога в качестве обители, знак Весов в качестве экзальтации, знак Рака в качестве заточения и Овен, в качестве знака падения.

Знак Козерога (точнее начальная точка его отсчёта) чисто символически отражает "вершину неба", а астрономически - "верхнюю кульминацию". Противоположный знак Рака связывается с некоторой "основой", серединой неба, "нижней кульминацией".
Таким образом, получается, что фраза "Кощей сидел в заточении в подвале" чуть ли не идентична фразе "Сатурн находится в заточении в подвале (неба)" (в особенности, если под подвалом понимать знак Рака). Что само по себе уже совпадает с астрологической традицией.
 А фраза "Кощей заточил девицу в своей башне" вполне может соотноситься с положением одной известной планеты (об этом чуть позже) в знаке Козерога - заточение уже в его доме-обители.

Вообще, сказка сама по себе примечательна - в смысле соответствия астрологии. Вы ведь не думали, что на этом все? Разумеется, нет - есть ещё несколько любопытнейших параллелей.
Кому принадлежит дом, в котором в подвале заточен Кощей? По сказке - это дом Марьи Моревны. А астрологически (если рассматривать дом как знак) - Рак является домом для Луны.
 Оппа - как интересно выходит. Кощей (Сатурн) заточен в подвале в доме (Рак) у Марьи Моревны

(Луны), а она (Марья-Луна) в свою очередь (по сказке) оказалась заточена у Кощея (Сатурн) в башне его-дома-крепости (Козерог). Что и находится в точном соответствии с астрологической системой, описывающей обители-заточения этих планет.
Более того - если теперь последовательно начать рассматривать сказку, то обнаружатся ещё более интересные вещи.

Начинается сказка с того, что "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. У него было три сестры", которых он и выдал замуж за трёх братьев. А после чего пошёл их "навещать". Далее сказка приводит главного персонажа к встрече с Марьей Моревной:

"Собрался в дорогу, шёл, шёл и видит: лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич:
 - Коли есть тут жив человек, отзовись: кто побил это войско великое?
Отозвался ему жив человек:

- Все это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна."

Вот, начиная с фразы "Собрался в дорогу, шёл, шёл" фактически можно начинать делать ассоциативные предположения о соответствии путешествия главного героя с движением "по зодиакальному кругу", начиная с точки весеннего равноденствия (0 Овна). Делать предположения об астрологических соответствиях между сёстрами Ивана-царевича и их мужьями, на данный момент не представляется возможным. B в этом рассмотрении - не совсем нужным. Зато в ходе движения "Ивана" по зодиакальному кругу можно проверить - а куда именно он попал и нет ли этому вполне чётких "сказочно-астрологических" сопоставлений?

Итак, герой в самом начале должен проходить знак Овна, затем Тельца. И где-то в этом интервале встречает он Марью-Моревну. Причём Марья Моревна (астрологически, как мы выяснили - Луна), судя по сказке - обладает неимоверной силой, раз смогла побить (изгнать?) целое войско. Фактически, чуть ли не прямым языком в сказке сказано, что в этом месте её одолеть никто не может. Пусть это и не её дом, но это место её СИЛЫ.

А для Луны таковым местом может быть только одно: знак Тельца (как знак её экзальтации). Да и описание поля, как нельзя подходит к описанию этого плодородного знака. И побитое войско (в Тельце изгнан/заточен Марс - война, воины, битва, сражение) даёт как бы ещё один намёк на то, что это предположение совершенно не лишено смысла. К тому же приходит Иван уже на мирное победное поле, когда сеча уже отгремела и вражеские
силы были повергнуты 1.
Еще один момент. Мы не знаем, что это было за войско. Не знаем, с кем сражалась Марья Моревна ([хотя есть у меня сильные подозрения]Баба Яга ). Зато мы знаем, что:

  1. Перед Тельцом находится знак Овна - дом Марса. И в этом знаке Луна хоть и не имеет должной силы, но не имеет также и каких-то сильных поражений. Этот знак может скорее придать Луне совершенно яростный эмоциональный накал.

  2. Овен представляет собой падение (полное поражение) Сатурна (Кощея).
Дальше сказка рассказывает о том, что, Иван-Царевич встретил Марью Моревну, провёл "две ночи в шатрах" её и женился (по обоюдному согласию). И следом происходит уже перемещение в "дом-государство" Марьи, то бишь ход сказки перемещается в знак Рака, где мы уже сталкиваемся с разобранным нами мотивом "пленённого Кощея":

Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в своё государство. Пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться. Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:

- Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не заглядывай.

Он не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул - а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.

Вот всегда в детстве поражала эта странная "нетерпеливость" - залезть в самый подвал и обязательно кого-то выпустить. С другой стороны - ход движения неумолим, потому и влез Иван туда, куда ему не следовало. Луна (Марья) ходит быстро - Иван не успел ещё уйти из её дома, а она уже засобиралась, побежала.
Дальше по сюжету происходит вообще что-то потрясающее, совершенно невообразимым образом описывающее природу знака Рака, его связь с водной стихией и этапы преодоления Кощеем своего "заточения" через тройное водное причащение (3 декады Рака?)2:

"Просит Кощей у Ивана-царевича:

- Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил - совсем в горле пересохло.

Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и ещё запросил:

- Мне одним ведром не залить жажды. Дай ещё!

Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье; а как выпил третье ведро, взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал."
А дальше происходит то, о чем мы уже говорили - заточение Марьи в "доме" Кощея:

Спасибо, Иван-царевич, - сказал Кощей Бессмертный, - теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих.
И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил её и унёс к себе.

Естественно - пройдя своё падение/пленение, Кощей-Сатурн смог обрести силы и вырваться на свободу. Но полностью в силу он ещё не вошёл: Марью украл, но разбираться с героем не стал. Любопытно, где в это время была Луна-Марья? Не в Козероге ли, случаем?
Дальше Иван идёт на поиски, встречает сестёр и их мужей (в их домах - что может намекать, например, на знаки, или трети знаков), оставляя там серебряные предметы. Затем встречает в первый раз Марью-Луну. Причём два раза они сбегают, но на третий раз Кощей убивает Ивана (причём, исполняя свою клятву, которую чётко сдерживал - ещё одно качество, присущее Сатурну).

В каком знаке могло происходить подобное? Не в знаке ли Весов, где Сатурн обретает наивысшую силу? Не потому ли невозможно победить Кощея в этом месте - тот даже не сильно торопится, зная, что сила будет на его стороне. Да и поведение Ивана-царевича выглядит несколько неразумно-расслабленным: "авось сбежим". Поэтому вполне закономерно, что Иван погибает - на носу точка перехода в Скорпион (смерть и воскрешение).

По ходу сказки Иван становится благоразумнее и устраивается в дом Бабы-яги. Как сама её личность, так и условия проживания просто замечательно иллюстрируют мистическую характеристику знака Скорпиона. Совершенно к месту и упоминание "огненной реки", через которую не пройдёшь просто так. Там он добывает себе скакуна, побеждает Кощея Бессмертного и освобождает Марью из плена.


Остался только один вопрос: а кто таков в этой сказке Иван-Царевич, с астрологической точки зрения? Где его "дом"?

Есть большое подозрение, что смотреть нужно сказку перед собственно началом путешествия Ивана-Царевича.

А перед путешествием (0 Овна) стоит знак Рыб. И что мы читаем в самом начале?

"В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. У него было три сестры"

Т.е. он являлся, во-первых, главным над ними, их покровителем (пока они не выйдут замуж), а во вторых, это можно рассматривать как явное указание на то, что Рыбы (некоторое царство, но до Овна) и есть его дом. Более того - есть ещё одно небольшое указание:
"Отец и мать у них померли"

Если за Отца-Матерь считать Солнце-Луну (как светила), то их изгнания выпадут как раз на знаки Козерога и Водолея.
А в самих Рыбах заправляет Юпитер - это его дом. И экзальтирует там Венера.

Да и сам знак Рыб весьма любит проявлять свою тройственность тем или иным образом. Кроме того, само прозвище Царевич, как бы намекает на особый яркий или сильный статус персонажа (т.е. не Царь/Солнце, но немного ниже его по статусу). И брачная тема относительно сестёр оказывается тогда совершенно к месту (если учитывать безумную силу Венеры в этом знаке).
А что же тогда получается, когда Иван-Юпитер женится на Марье-Луне и поселяется уже в её доме? Батюшки святы: Экзальтация Юпитера (место его силы) совершенно совпадает с домом Луны, а именно - Раком. Не в первый раз брачная тема персонажей замечается как совмещение "обитель-экзальтация" (в частности это же любопытным образом отмечается в идее брака Геры-Юноны и Зевса-Юпитера. см. тут).

По ходу истории, посещает Иван-Юпитер своих сестёр (до столкновения с Кощеем) при движении по в знаку Девы. В общем-то, это знак его изгнания. Но по сказке выглядит семейно - вроде как его задерживают собственные сестры с зятьями (обещая помощь при этом).
А побеждает Иван-царевич Кощея Бессмертного3 с помощью коня, скорее всего уже в своём втором доме - в Стрельце, который, как и в сказке
непосредственно следует за царством Бабы-яги - Скорпионом. Впрочем, в сказке не отмечается, что место победы связано с Иваном. Но силы для победы как раз были, причём для этой сказки победа была одержана вовремя: за Стрельцом следует Козерог, где собственно уже дом самого Кощея.

Вы будете смеяться, но знак Стрельца часто связывают с животными. В особенности с лошадьми.
Последний вопрос пусть останется без ответа: почему в сказке там много астрологически точных сведений?

Тут и сказке конец. А кто слушал - молодец.

Комментарии к статье

  1. Любопытно отметить, что падение Луны в Скорпионе в русских народных сказках часто отражается заточением/рабством женского/детского персонажа у бабы Яги - восхитительно точно соответствующей характеристикам этого знака (в частности
    - пограничного состояния её избушки между миром живых и миром мёртвых). > назад



  2. Потрясающе интересное совпадение с водной природой Рака и "заточением Кощея" имеется в советском фильме-сказке "Финист-Ясный
    Сокол". Не смотря на то, что по сюжету сказки подобное заточение являлось ловушкой, положение крышки самого погреба под речным потоком как бы намекает очень сильно. А если ещё учесть что роль Кастрюка играл очень известный исполнитель Кощея - Бабы Яги в одном лице, то ассоциация выглядит весьма красивой и потрясающе точной. > назад

  3. Для астрологов: есть подозрение, что для сказки использовались ещё и сведения о ночных управителях триплицетов (точнее положение таких управителей в противоположных знаках), например в момент гибели Ивана-Юпитера в Весах и гибели Кощея-Сатурна в Стрельце > назад
  4. Текст представляет собой отредактированную статью с сайта Human CLub: http://humanclub.narod.ru/gnosis/astrology/inv/koshey.html
Список используемых источников

  1. http://hyaenidae.narod.ru/story3/101.html

сказки, астрология

Previous post Next post
Up