Кощей Бессмертный в зеркале астрологических ассоциаций
Nov 24, 2019 15:16
Каким извилистым и интересным порой бывает путь человеческой мысли. Вопросы иногда возникают даже после малозначительного события, подтолкнувшего к размышлениям - главное было бы о чем думать.Так вышло и на этот раз. Посмотрел сказку, в которой участвовал такой персонаж как Кощей Бессмертный. Хотя, если быть точным, в сказке звали его не совсем так, и облик персонажа был вполне осовременен. Но Кощей не был бы Кощеем, если бы в нем не осталось некоторых характерных черт. И к/ф "Реальная сказка" его по своему замечательно сыграл Л. Ярмольник. Пусть даже и отойдя от «канонического» облика. В конце-концов, суть даже не в облике, а в смысле, идее, в том, что собой олицетворяет персонаж. И только потом содержание отражается в его внешнем виде, форме, как бы он ни маскировался.
Но вот влез же вопрос в голову, относительно его смерти-бессмертия ... и постоянного возрождения. Задался и запал: а было ли что-то о его появлении в русских сказках? А то постоянно его побеждают - а он снова появляется. И впрямь - бессмертный. Сказочный ... злодей. Ничего, разумеется, про его возрождение обнаружить не удалось. Но есть сказки, вроде Марьи Моревны, где первоначально Кощей появляется в роли пленника. И вот тут, когда начинаешь анализировать саму сказку, невольно обнаруживаешь восхитительные, чисто астрологические вещи и соответствия, высказанные другим, явно неастрологическим, языком, но всецело этому языку соответствующие.
Начать стоит, скорее всего, с того, с каким астрологическим фактором стоит связывать сам образ Кощея? А какие у него присутствуют качества?
Долгая жизнь или бессмертие.
Худоба, костлявость, сильная склонность ко всему металлическому (доспехи, меч, цепи, золото).
Патологическая жадность («там царь Кощей над златом чахнет»), неумение делиться.
Обитание в холодных, безжизненных каменных местах (желательно на вершинах гор).
При сопоставлении с астрологическими характеристиками каждой из планет, весь этот набор полностью соответствует характеристикам только одной планеты. А именно - Сатурна. Тут тебе и бессмертие (или очень длинная жизнь), и худощавость (костлявость/измождённость), и страсть к накоплению богатств, и склонность жить где-то в безжизненных местах, вроде скал и высот, и обладание сильной властью, и однозначная его сказочная ассоциация со злом (Сатурн по традиции считается планетой-вредителем, хотя применительно к конкретным картам людей это нельзя считать абсолютно верным). О связи Сатурна с образом Смерти и беспощадного Времени даже упоминать не буду.
Что смутило в указанной выше сказке? Ну, для начала та цитата, которая наталкивает на вполне определённые ассоциации: "Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в своё государство. Пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться. Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает: - Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не заглядывай.
Он не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул - а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован." [1]
В некоторых вариантах сказки вместо чулана фигурирует подвал, закрытый железными дверями и запорами. Или колодец.
Отметим следующее: Кощей сидит а) в доме Марьи Моревны б) в чулане/подвале этого дома. Почему же такое внимание именно чулану-подвалу? И почему Кощей заточен именно в чулане-подвале (в то время как своих пленниц он обычно держит в некой каменной башне)?
Нормальный вопрос, да? Ну сидит и сидит. Самого в подвал садят, а он всех - в башню. Да какая, собственно разница?
В том-то и дело, что никакой... для людей, не знакомых с некоторыми основами астрологии. Если же человек хоть что-то в этом "языке звёзд" понимает, то у него непременно возникнет крепкая ассоциация: "Подвал-середина неба-нижняя точка", "Башня-Вершина неба-верхняя точка".
О чём, в действительности, идёт речь? А речь идёт о такой базовойконцепции западной (по крайней мере) астрологии, как система управителей-экзальтаций планет в знаках. Каждой планете сопоставлен знак (или два), которые являются её "домом", или обителью (как в современной, так и более древней астрологической терминологии) и знак, где астрологические качества планеты способны раскрыться наисильнейшим образом (т.н. знак экзальтации, наивысшей силы). В противоположность знакам обители, существуют знаки изгнания (или заточения), а в противоположности знаку экзальтации находится знак падения.
Естественно, есть такие знаки и для Сатурна (как выразителя личности Кощея Бессмертного). Это, как минимум знак Козерога в качестве обители, знак Весов в качестве экзальтации, знак Рака в качестве заточения и Овен, в качестве знака падения.
Знак Козерога (точнее начальная точка его отсчёта) чисто символически отражает "вершину неба", а астрономически - "верхнюю кульминацию". Противоположный знак Рака связывается с некоторой "основой", серединой неба, "нижней кульминацией". Таким образом, получается, что фраза "Кощей сидел в заточении в подвале" чуть ли не идентична фразе "Сатурн находится в заточении в подвале (неба)" (в особенности, если под подвалом понимать знак Рака). Что само по себе уже совпадает с астрологической традицией. А фраза "Кощей заточил девицу в своей башне" вполне может соотноситься с положением одной известной планеты (об этом чуть позже) в знаке Козерога - заточение уже в его доме-обители.
Вообще, сказка сама по себе примечательна - в смысле соответствия астрологии. Вы ведь не думали, что на этом все? Разумеется, нет - есть ещё несколько любопытнейших параллелей. Кому принадлежит дом, в котором в подвале заточен Кощей? По сказке - это дом Марьи Моревны. А астрологически (если рассматривать дом как знак) - Рак является домом для Луны. Оппа - как интересно выходит. Кощей (Сатурн) заточен в подвале в доме (Рак) у Марьи Моревны
(Луны), а она (Марья-Луна) в свою очередь (по сказке) оказалась заточена у Кощея (Сатурн) в башне его-дома-крепости (Козерог). Что и находится в точном соответствии с астрологической системой, описывающей обители-заточения этих планет. Более того - если теперь последовательно начать рассматривать сказку, то обнаружатся ещё более интересные вещи.
Начинается сказка с того, что "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. У него было три сестры", которых он и выдал замуж за трёх братьев. А после чего пошёл их "навещать". Далее сказка приводит главного персонажа к встрече с Марьей Моревной:
"Собрался в дорогу, шёл, шёл и видит: лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич: - Коли есть тут жив человек, отзовись: кто побил это войско великое? Отозвался ему жив человек:
- Все это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна."
Вот, начиная с фразы "Собрался в дорогу, шёл, шёл" фактически можно начинать делать ассоциативные предположения о соответствии путешествия главного героя с движением "по зодиакальному кругу", начиная с точки весеннего равноденствия (0 Овна). Делать предположения об астрологических соответствиях между сёстрами Ивана-царевича и их мужьями, на данный момент не представляется возможным. B в этом рассмотрении - не совсем нужным. Зато в ходе движения "Ивана" по зодиакальному кругу можно проверить - а куда именно он попал и нет ли этому вполне чётких "сказочно-астрологических" сопоставлений?
Итак, герой в самом начале должен проходить знак Овна, затем Тельца. И где-то в этом интервале встречает он Марью-Моревну. Причём Марья Моревна (астрологически, как мы выяснили - Луна), судя по сказке - обладает неимоверной силой, раз смогла побить (изгнать?) целое войско. Фактически, чуть ли не прямым языком в сказке сказано, что в этом месте её одолеть никто не может. Пусть это и не её дом, но это место её СИЛЫ.
А для Луны таковым местом может быть только одно: знак Тельца (как знак её экзальтации). Да и описание поля, как нельзя подходит к описанию этого плодородного знака. И побитое войско (в Тельце изгнан/заточен Марс - война, воины, битва, сражение) даёт как бы ещё один намёк на то, что это предположение совершенно не лишено смысла. К тому же приходит Иван уже на мирное победное поле, когда сеча уже отгремела и вражеские силы были повергнуты 1. Еще один момент. Мы не знаем, что это было за войско. Не знаем, с кем сражалась Марья Моревна ([хотя есть у меня сильные подозрения]Баба Яга ). Зато мы знаем, что:
Перед Тельцом находится знак Овна - дом Марса. И в этом знаке Луна хоть и не имеет должной силы, но не имеет также и каких-то сильных поражений. Этот знак может скорее придать Луне совершенно яростный эмоциональный накал.
Овен представляет собой падение (полное поражение) Сатурна (Кощея).
Дальше сказка рассказывает о том, что, Иван-Царевич встретил Марью Моревну, провёл "две ночи в шатрах" её и женился (по обоюдному согласию). И следом происходит уже перемещение в "дом-государство" Марьи, то бишь ход сказки перемещается в знак Рака, где мы уже сталкиваемся с разобранным нами мотивом "пленённого Кощея":
Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в своё государство. Пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться. Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:
- Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не заглядывай.
Он не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул - а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.
Вот всегда в детстве поражала эта странная "нетерпеливость" - залезть в самый подвал и обязательно кого-то выпустить. С другой стороны - ход движения неумолим, потому и влез Иван туда, куда ему не следовало. Луна (Марья) ходит быстро - Иван не успел ещё уйти из её дома, а она уже засобиралась, побежала. Дальше по сюжету происходит вообще что-то потрясающее, совершенно невообразимым образом описывающее природу знака Рака, его связь с водной стихией и этапы преодоления Кощеем своего "заточения" через тройное водное причащение (3 декады Рака?)2:
"Просит Кощей у Ивана-царевича:
- Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил - совсем в горле пересохло.
Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и ещё запросил:
- Мне одним ведром не залить жажды. Дай ещё!
Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье; а как выпил третье ведро, взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал." А дальше происходит то, о чем мы уже говорили - заточение Марьи в "доме" Кощея:
Спасибо, Иван-царевич, - сказал Кощей Бессмертный, - теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих. И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил её и унёс к себе.
Естественно - пройдя своё падение/пленение, Кощей-Сатурн смог обрести силы и вырваться на свободу. Но полностью в силу он ещё не вошёл: Марью украл, но разбираться с героем не стал. Любопытно, где в это время была Луна-Марья? Не в Козероге ли, случаем? Дальше Иван идёт на поиски, встречает сестёр и их мужей (в их домах - что может намекать, например, на знаки, или трети знаков), оставляя там серебряные предметы. Затем встречает в первый раз Марью-Луну. Причём два раза они сбегают, но на третий раз Кощей убивает Ивана (причём, исполняя свою клятву, которую чётко сдерживал - ещё одно качество, присущее Сатурну).
В каком знаке могло происходить подобное? Не в знаке ли Весов, где Сатурн обретает наивысшую силу? Не потому ли невозможно победить Кощея в этом месте - тот даже не сильно торопится, зная, что сила будет на его стороне. Да и поведение Ивана-царевича выглядит несколько неразумно-расслабленным: "авось сбежим". Поэтому вполне закономерно, что Иван погибает - на носу точка перехода в Скорпион (смерть и воскрешение).
По ходу сказки Иван становится благоразумнее и устраивается в дом Бабы-яги. Как сама её личность, так и условия проживания просто замечательно иллюстрируют мистическую характеристику знака Скорпиона. Совершенно к месту и упоминание "огненной реки", через которую не пройдёшь просто так. Там он добывает себе скакуна, побеждает Кощея Бессмертного и освобождает Марью из плена.
Остался только один вопрос: а кто таков в этой сказке Иван-Царевич, с астрологической точки зрения? Где его "дом"?
Есть большое подозрение, что смотреть нужно сказку перед собственно началом путешествия Ивана-Царевича.
А перед путешествием (0 Овна) стоит знак Рыб. И что мы читаем в самом начале?
"В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. У него было три сестры"
Т.е. он являлся, во-первых, главным над ними, их покровителем (пока они не выйдут замуж), а во вторых, это можно рассматривать как явное указание на то, что Рыбы (некоторое царство, но до Овна) и есть его дом. Более того - есть ещё одно небольшое указание: "Отец и мать у них померли"
Если за Отца-Матерь считать Солнце-Луну (как светила), то их изгнания выпадут как раз на знаки Козерога и Водолея. А в самих Рыбах заправляет Юпитер - это его дом. И экзальтирует там Венера.
Да и сам знак Рыб весьма любит проявлять свою тройственность тем или иным образом. Кроме того, само прозвище Царевич, как бы намекает на особый яркий или сильный статус персонажа (т.е. не Царь/Солнце, но немного ниже его по статусу). И брачная тема относительно сестёр оказывается тогда совершенно к месту (если учитывать безумную силу Венеры в этом знаке). А что же тогда получается, когда Иван-Юпитер женится на Марье-Луне и поселяется уже в её доме? Батюшки святы: Экзальтация Юпитера (место его силы) совершенно совпадает с домом Луны, а именно - Раком. Не в первый раз брачная тема персонажей замечается как совмещение "обитель-экзальтация" (в частности это же любопытным образом отмечается в идее брака Геры-Юноны и Зевса-Юпитера. см. тут).
По ходу истории, посещает Иван-Юпитер своих сестёр (до столкновения с Кощеем) при движении по в знаку Девы. В общем-то, это знак его изгнания. Но по сказке выглядит семейно - вроде как его задерживают собственные сестры с зятьями (обещая помощь при этом). А побеждает Иван-царевич Кощея Бессмертного3 с помощью коня, скорее всего уже в своём втором доме - в Стрельце, который, как и в сказке непосредственно следует за царством Бабы-яги - Скорпионом. Впрочем, в сказке не отмечается, что место победы связано с Иваном. Но силы для победы как раз были, причём для этой сказки победа была одержана вовремя: за Стрельцом следует Козерог, где собственно уже дом самого Кощея.
Вы будете смеяться, но знак Стрельца часто связывают с животными. В особенности с лошадьми. Последний вопрос пусть останется без ответа: почему в сказке там много астрологически точных сведений?
Тут и сказке конец. А кто слушал - молодец.
Комментарии к статье
Любопытно отметить, что падение Луны в Скорпионе в русских народных сказках часто отражается заточением/рабством женского/детского персонажа у бабы Яги - восхитительно точно соответствующей характеристикам этого знака (в частности - пограничного состояния её избушки между миром живых и миром мёртвых). > назад
Потрясающе интересное совпадение с водной природой Рака и "заточением Кощея" имеется в советском фильме-сказке "Финист-Ясный Сокол". Не смотря на то, что по сюжету сказки подобное заточение являлось ловушкой, положение крышки самого погреба под речным потоком как бы намекает очень сильно. А если ещё учесть что роль Кастрюка играл очень известный исполнитель Кощея - Бабы Яги в одном лице, то ассоциация выглядит весьма красивой и потрясающе точной. > назад
Для астрологов: есть подозрение, что для сказки использовались ещё и сведения о ночных управителях триплицетов (точнее положение таких управителей в противоположных знаках), например в момент гибели Ивана-Юпитера в Весах и гибели Кощея-Сатурна в Стрельце > назад