История села Горюхина - Пушкин написал

Aug 28, 2009 10:45







 

Фрагмент,
но без катов


...Страна по имени столицы своей Горюхиным называемая
занимает на земном шаре более 240 деся<тин>. Число жителей
простирается до 63 душ. К северу граничит она с деревнями
Дериуховом и Перкуховом, коего обитатели бедны, тощи и малорослы,
а гордые владельцы преданы воинственному упражнению зайчей
охоты. К югу река Сивка отделяет ее от владений Карачевских
вольных хлебопашцев - соседей беспокойных, известных буйной
30жестокостию нравов. К западу облегают <ее> цветущие поля
Захарьинские, благоденствующие под властию мудрых и просвещенных
помещиков. К востоку примыкает она к диким, необитаемым
местам, к непроходимому болоту, где произрастает одна клюква,
где раздается лишь однообразное квакание лягушек и где суеверное
предание предполагает быть обиталищу некоего беса.

NB. Сие болото и называется Бесовским. Рассказывают, будто
одна полуумная пастушка стерегла стадо свиней не далече от сего
уединенного места. Она сделалась беременною и никак не могла

135

удовлетворительно объяснить сего случая. Глас народный обвинил
болотного беса, - но сия сказка недостойна внимания историка,
и после Нибура непростительно было бы тому верить.

---

Издревле Горюхино славилось своим плодородием и
благорастворенным климатом. Рожь, овес, ячмень и гречиха родятся на
тучных его нивах. Березовая роща и еловый лес снабжают обитателей
деревами и валежником на построение и отопку жилищ.
Нет недостатка в орехах, клюкве, бруснике и чернике. Грибы
произрастают в необыкновенном количестве; сжаренные в сметане
10представляют приятную, хотя и нездоровую пищу. Пруд наполнен
карасями, а в реке Сивке водятся щуки и налимы.

---

Обитатели Горюхина большей частию росту середнего, сложения
крепкого и мужественного, глаза их серы, волосы русые или рыжие.
Женщины отличаются носами, поднятыми несколько вверх,
выпуклыми скулами и дородностию. - NB. Баба здоровенная, сие
выражение встречается часто в примечаниях старосты к Ревижским
сказкам. - Мужчины добронравны, трудолюбивы (особенно на своей
пашне), храбры, воинственны: многие из них ходят одни на медведя
и славятся в околодке кулачными бойцами; все вообще склонны
20к чувственному наслаждению пиянства. Женщины сверх домашних
работ разделяют с мужчинами большую часть их трудов; и не
уступят им в отважности, редкая из них боится старосты. Они
составляют мощную общественную стражу, неусыпно бодрствующую
на барском дворе, и называются копейщицами (от словенского
слова копье ). Главная обязанность копейщиц как можно чаще
бить камнем в чугунную доску и тем устрашать злоумышление.
Они столь целомудренны, как и прекрасны; на покушения
дерзновенного отвечают сурово и выразительно.

Жители Г<орюхина> издавна производят обильный торг лыками,
30лукошками и лаптями. Сему способствует река Сивка, через которую
весною переправляются они на челноках, подобно древним
скандинав<ам>, а прочие время<на> года переходят в брод,
предварительно засучив портки до колен.

Язык Горюхинский есть решительно отрасль славянского, но
столь же разнится от него, как и русской. Он исполнен сокращениями
и усечениями - некоторые буквы вовсе в нем уничтожены
или заменены другими. Однако ж великороссиянину легко понять
горюхинца и обратно.

136

Мужчины женивались обыкновенно на 13м году на девицах
20-летних. Жены били своих мужей в течении 4 или 5 лет. После
чего мужья уже начинали бить жен; и таким образом оба пола
имели свое время власти, и равновесие было соблюдено.

Обряд похорон происходил следующим образом. В самый день
смерти покойника относили на кладбище - дабы мертвый в избе
не занимал напрасно лишнего места. От сего случалось, что к
неописанной радости родственников мертвец чихал или зевал в ту
самую минуту, как его выносили в гробе за околицу. Жены
10оплакивали мужьев, воя и приговаривая - „Свет-моя удалая головушка!
на кого ты меня покинул? чем-то мне тебя поминати?“ При
возвращении с кладбища начиналася тризна в честь покойника, и
родственники и друзья бывали пьяны 2-3 дня или даже целую неделю,
смотря по усердию и привязанности к его памяти. Сии древние
обряды сохранилися и поныне.

Одежда горюхинцев состояла из рубахи, надеваемой сверх
порток, что есть отличительный признак их славянского происхождения.
Зимою носили они овчинный тулуп, но более для красы,
нежели из настоящей нужды - ибо тулуп обыкновенно накидывали
20они на одно плечо и сбрасывали при малейшем труде, требующем
движения.

Науки, искусства и поэзия издревле находились в Горюхине
в довольно цветущем состоянии. Сверх священника и церковных
причетников, всегда водились в нем грамотеи. Летописи упоминают
о земском Терентии, жившем около 1767 году, умевшем писать
не только правой, но и левою рукою. Сей необыкновенный
человек прославился в околодке сочинением всякого роду писем,
челобитьев, партикулярных пашпортов и т. под. Неоднократно
пострадав за свое искусство, услужливость и участие в разных
30замечательных происшедствиях, он умер уже в глубокой старости,
в то самое время, как приучался писать правою ногою, ибо
почерка обеих рук его были уже слишком известны. Он играет,
как чит.<атель> увидит ниже, важную роль и в истории
Горюхина.

Музыка была всегда любимое искусство образованных
горюхинцев, балалайка и волынка, услаждая чувств.<ительные> сердца,
поныне раздаются в их жилищах, особенно в древнем общественном
здании, украшенном елкою и изображением двуглавого орла.

Поэзия некогда процветала в древнем Горюхине. Доныне
40стихотворения Архипа-Лысого сохранились в памяти потомства.

137

В нежности не уступят они эклогам известного Виргилия, в
красоте воображения далеко превосходят они идиллии г-на Сумарокова.
И хотя в щеголеватости слога и уступают новейшим произведениям
наших Муз, но равняются с ними затейливостию и остроумием.

Приведем в пример сие сатирическое стихотворение:

Ко боярскому двору
Антон староста идет, (2)
Бирки в пазухе несет, (2)
10 Боярину подает,
А боярин смотрит,
Ничего не смыслит.
Ах ты, староста Антон,
Обокрал бояр кругом,
Село по миру пустил,
Старостиху надарил.

Познакомя таким образом моего читателя с этнографическим и
статистическим состоянием Горюхина и со нравами и обычаями
его обитателей, приступим теперь к самому повествованию.

БАСНОСЛОВНЫЕ ВРЕМЕНА - ►►►

пушкин

Previous post Next post
Up