Сахалинец в Антарктиде среди первых её покорителей

Jan 03, 2010 23:01



 Корабль "Терра-Нова" 
Среди первых русских, кому довелось побывать в Антарктиде, был сахалинец Дмитрий Семенович Гирев, появившийся на свет в Александровском посту 1 июня 1889г.

Другой русский - Антон Омельченко -украинец, живший во Владивостоке.

4 января 1911г. корабль с красивым названием «Терра Нова» тяжело ткнулся в крепкий лед антарктической бухты.




 -"Терра Нова" у берегов Антарктиды.

Жизнь александровца Дмитрия Гирева поначалу не предвещала никаких приключений. Его мать, Евдокию Семеновну, сослали на постоянное поселение на каторгу без права выезда на материк. Об отце ничего не известно. В метрической книге Покровской церкви поста Александровского в 1889г. под №29 есть запись, сделанная священником Георгием Сальниковым, свидетельствующая о том, что 1 июня 1889г. у каторжанки Александровской тюрьмы Евдокии Семеновны Гиревой появился на свет незаконнорожденный сын, нареченный Дмитрием (тогда всех детей рождённых в неволе записывали незаконнорожденными). Крестными мальчика стали каторжанин Александровской тюрьмы Федор Иванович Чупринский и Анна Петровна Ведерникова ( статью о "Ведерниковском станке" см. раньше в этом же сообществе)

Мать Гирева рано умерла от чахотки. Но мальчик не пал духом. Он выбрал одну из самых престижных мужских профессий на Сахалине начала XX века, став каюром - погонщиком собачьих упряжек.

Это был однин из самых распространенных видов зимнего транспорта на Сахалине. С установлением твердого наста на собачих упряжках два раза в месяц отправлялась  туда и обратно из Николаевска в Александровск  почта.  Каюры перевозили не только её, но и пассажиров,  и  товары на остров,  везли и мороженое молоко (кругами в мешке), рыбу, привозную мануфактуру и т.п.  По трассе зимника существовала цепь кордонов, или станков: Погиби, Ванги, Лах, Виахту, Трамбаус, Хоэ, Танги, Мгачи, Арково и т.д. Весь путь до Александровска занимал от 6 до 12 суток.

Сахалинские ездовые лайки, которые и сейчас считаются лучшими в мире, - это было всё богатство Дмитрия. К 20 годам он в совершенстве овладел профессией каюра и считался лучшим погонщиком ездовых собак и на Сахалине и по Амуру.  В Николаевске состоялась судьбоносная встреча Дмитрия Гирева со знаменитым английским путешественником Сесилом Мирзом, который был правой рукой Роберта Скотта и в предстоящей экспедиции на Южный полюс отвечал за приобретение ездовых собак…
  А ещё в экспедицию для базового лагеря закупались манжурские пони. Помогал выбирать их и присматривал за ними другой русский, попавший в антарктическую экспедицию - Антон Омельченко.

Знаменательно, что из всего обслуживающего персонала в заметках дневника руководителя экспедиции Скотта чаще других упоминаются двое: каюр Дмитрий Гирев и конюх Антон Омельченко. «Я убедился, что наши русские молодцы заслуживают не меньше похвал, чем мои англичане», - делает он вывод в одной из своих записей. В дневнике  за 18 января 1911г. он записал: Антон и Дмитрий всегда готовы прийти на помощь, они прекрасные парни".

Но похоже, что члены английской группы всё-таки больше сблизились с  Дмитрием. В большом фотоархиве экспедиции  фотографий Антона очень мало. А вот Дмитрия фотографировали часто и с охотой.


 Сахалинские лайки и пони на корабле "Терра Нова"


   



    Антон Омельченко,  англичанин  Oates  и пони


  
       
Дмитрий Гиров - наш земляк - сахалинец и его питомцы, тоже - наши:)

ЗАВЕТНАЯ ЦЕЛЬ

14 декабря 1911г. не англичане, а хитрые норвежцы во главе с Амундсеном с помощью карт и секстанта определили, что достигли заветной точки на белой равнине, на высоте 3000 метров над уровнем моря. Дерзкая мечта стала реальностью: они покорили Южный полюс первыми. Они водрузили флаг Норвегии и, взявшись вместе за древко, обнажили головы. «Я не могу сказать, что нашел цель своей жизни. Смолоду мне вскружил голову Северный плюс, а теперь я оказался у Южного. Можно ли представить себе большую противоположность?» - не без кокетства писал впоследствии Амундсен. Спустя 4 дня экспедиция в превосходном настроении отправилась в обратный путь…


  Погибшая английская группа покорителей полюса

Полумертвые от усталости, англичане достигли цели на месяц позже своих соперников - 18 января 1912г. «Норвежцы нас опередили - Амундсен оказался первым у полюса! Чудовищное разочарование! Все муки, все тяготы - ради чего? Я с ужасом думаю об обратной дороге…» - записывает Скотт в дневнике.


 
  последние записи Скотта.

Возвращение и в самом деле обернулось катастрофой. Люди один за другим оставались лежать в белом аду. «Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!» - это была последняя запись в дневнике Роберта Скотта, сделанная 29 марта 1912г.
ВСТРЕЧА СО СМЕРТЬЮ

«Тах-тах-тах», - понукал собак Дмитрий, и те, преданно оглядываясь на хозяина, легко и быстро увлекали за собой на нартах догмена. «Сегодня 11 ноября 1912г., - подумалось Дмитрию, - прошло уже больше полугода с тех пор, как мы последний раз виделись с участниками экспедиции». Еще живыми.

В тот момент уже никто не сомневался в гибели этой отважной пятерки англичан. А ведь в начале экспедиции ничто не предвещало беды. Дмитрий вспомнил, как два года назад, купив три десятка ездовых собак, они с Мирзом доставили их в Новую Зеландию. А еще как они давали собакам по две клички: одна английская, другая русская. Том - Старик, Сомерсет - Косой, Белла - Красавица, Амур - Жулик, Вайда - Лохматка и т.д. Вспомнил, как с соотечественником Антоном Омельченко на борту экспедиционного судна «Терра Нова», где был живой груз - собаки и лошади, они впервые увидели Белый континент.

А сейчас экспедиция Скотта пропала в безбрежных снежных просторах. И Дмитрий Гирев - один из участников поисковой экспедиции на собачьих упряжках вместе с Эпсли Черри-Геррардом и Аткинсоном. Тут, всего в 20 км от базового лагеря, Дмитрий заметил небольшой бугорок в снежной степи - занесенную снегом палатку. Эта палатка стала последним пристанищем для Уилсона, Бауэрса и Скотта. Спальные мешки первых двух были закрыты над головами. Скотт, видимо, умер позднее. Под плечами у него лежала маленькая сумка с тремя записными книжками, сохранившими для истории события последнего этапа покорения Южного полюса, причины катастрофы и обстоятельства гибели участников британской экспедиции.


 - палатка. Рядом - лыжи и сани. Снимок сделан во время подготовотельных вылазок по строительству баз на пути к полюсу.

У Дмитрия накатывались слезы, когда Аткинсон зачитывал слова Скотта о трудолюбии каюра и его постоянной готовности помочь в трудных делах. Тела не тронули. Когда убрали бамбуковые подпорки, палатка накрыла собой погибших и навсегда осталась для них братской могилой.


 Гурий (так называется у полярников рукотворный курган) возведённый над палаткой Скотта. Рядом - воткнутые вертикально сани.


 капитан Скотт  
 

  крест с именами погибших, установленный в месте высадки экспедиции

В Великой Британии фамилии русских парней внесены в список членов Королевского географического общества. Дмитрий и Антон были награждены медалями, отчеканенными в честь подвига первопроходцев Антарктиды. На них отлитые в серебре фигуры людей и очертания легендарного корабля «Терра Нова».  Англичане назначили Гирееву и Омельченко пожизненную пенсию. И пока в 1927г. не были прерваны дипломатические отношения между СССР и Англией, ее регулярно перечисляли.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ПОЛЮСА

Антона Омельченко печальная весть - гибель полюсной группы Скотта - настигла только по его возвращении в Россию. Он покинул экспедицию много раньше Дмитрия.  Гремели первые взрывы, стучали пулеметы, ползли едкие тучи от пожаров русско-японской войны. Антон ушел воевать в нижних чинах. И никому не было дела, что под пули идет подданный государства, один из первых побывавший в Антарктиде.

Окончание войны Антон Омельченко встретил во Владивостоке, где сопровождал полковника Ведерникова. Последний не раз вспоминал, что лучшего знатока лошадей, чем Антон, вряд ли ему можно было найти. Именно это совершенное знание поведения и пород гнедых и стало причиной, что Антону было сделано предложение братом жены Скотта, Эдгаром Эвансом, о совместной поездке в Харбин, где они приобрели маньчжурских пони для экспедиции на полюс холода.

Антон Омельченко мечтал издать книгу об экспедиции, обращался за помощью к властям, но безрезультатно. А потом странная судьба постигла его личный архив. В Батьки, куда Антон вернулся после войны, из Полтавы приехал человек и, представившись газетчиком, несколько дней жил у Антона, расспрашивая его об этом путешествии и обещая подготовить публикацию. Фотографии, документы, английскую медаль, вручённую за участие в экспедиции, да и все материалы, которые должны были стать основой будущей книги, гость забрал с собой, а затем исчез навсегда вместе с архивом. Никаких публикаций так и не появилось. Может, этот газетчик   был вовсе не журналистом, а представителем тех органов, которые вряд ли могли выпустить из поля зрения гражданина, получавшего денежные переводы из буржуазной страны. А может быть, сам газетчик стал жертвой сурового времени и архив где-то хранится, ожидая своего часа… Антон Омельченко погиб в 1932г. от шаровой молнии…

О судьбе нашего отважного земляка Дмитрия Гирева известно  немного. После гибели Скотта,  он в декабре 1912г. в составе партии геолога Реймонда Пристли поднялся на вершину вулкана Эребус. И в честь отважного сахалинца один из пиков вулкана Реймонд Пристли назвал его именем.


 
 


     восхождение на Эребус


После этого восхождения Дмитрий вернулся в Новую Зеландию, где его ждала любимая девушка, с которой он познакомился перед высадкой экспедиции в Антарктиду. Ее очаровал бравый каюр, и она  приняла предложение руки и сердца. Однако долго в жаркой Зеландии Гирев не выдержал. Тоска по родине взяла верх, и он возвращается в Россию. Сохранилась заметка в одном из номеров газеты «Амурский лиман» за 1915г. о том, что он выступал в Николаевске-на-Амуре в Народном доме с воспоминаниями об экспедиции.

В том же году Гирев устраивается в золотодобывающую артель, расположенную на одном из озер Орска. С установлением Советской власти на Амуре, Гирев переходит на Колчанский прииск в Николаевске, где становится начальником участка. В 1930г., во время массовых репрессий, охвативших Дальний Восток, агенты НКВД арестовывают Дмитрия и доставляют в Николаевск, затем во Владивосток. Его обвиняют в том, что он английский шпион. Но Дмитрий снова и снова доказывает, что он ни в чем не виноват.

После долгой проверки во Владивостоке его всё-таки отпустили, но по дороге домой на почтовых санях в декабре 1932г.  у Дмитрия случается сердечный приступ. Он умер всего в нескольких километрах от своего дома…

Так закончился жизненный путь сына каторжанки, одного из первых покорителей Антарктиды, сахалинца Дмитрия Семеновича Гирева. Его именем назван пик на вулкане Эребус, его фамилия увековечена в названии другой горы и одного из полярных островов.

Опубликовано в журнале «Особое мнение. Южно-Сахалинск», январь 2006г.
помощь в подготовке материала и  фотографий  оказал организатор общественного музея истории г. Александровска-Сахалинского Смекалов Григорий Николаевич. Одним из первых  в журнале «Наука и жизнь»   обнародовал фамилии двух участников британской экспедиции - Дмитрия Гирева и Антона Омельченко И.Болотин.

Отвага, Люди

Previous post Next post
Up