Мы уже рассказывали о наиболее значимых достопримечательностях иранской провинции Фарс:
Пасаргадах и
Персеполисе. Но не стоит забывать и о величественных скальных барельефах, осмотреть которые вы сможете по пути к руинам древних персидских городов.
Так, Нагше-Ростам («Барельефы Ростама») - древний некрополь ахеменидских царей - расположен на повороте дороги, ведущей в Персеполь. Их могилы высечены высоко в скалах - и масштабы этих надгробий, в форме гигантских крестов, поражают. Барельефы над ахеменидскими могилами изображают царей, осеняемых благословением Ахурамазды. Под ними - скромные маленькие фигурки - народы, которыми правили древние монархи. Перечислим, кто именно тут похоронен:
(нажмите, чтобы увеличить фото)
А) Дарий II (ок. 423-404 гг. до н. э.)
Б) Артаксеркс I (ок. 465-424 гг. до н. э.)
В) Дарий I Великий (ок. 522-486 гг. до н. э.)
Г) Ксеркс I (ок. 486-465 гг. до н. э.)
Д) Незавершенное надгробие
Возможно принадлежавшее Артаксерксу III, правившему не более двух лет; однако, вероятнее всего, это мавзолей Дария III (ок. 336-330 гг. до н. э.), последнего царя из династии Ахеменидов
К) Кааба Зороастра (V в. до н. э.)
Это прямоугольное сооружение эпохи Ахеменидов рядом с барельефами, возможно, выполнявшее религиозные функции. Этот куб расположен в западной части Накше-Рустам и ориентирован на север. Здание квадратное и сложено из блоков белого известняка, соединённых без раствора (железными скобами). Длина стены составляет 7 метров, высота 12 метров (вместе с трёхступенчатым постаментом общая высота достигает 14 метров). Внутри расположена единственная комната с дверью. К ней ведёт лестница. При этом, начиная с высоты 3 метров фасады строения украшены 15 рядами мелких и узких прямоугольных выемок. Дополнительно, на всех стенах, кроме северной, расположены три пары фальшивых окон. Интересны покрывающие куб надписи, созданные уже при Сасанидаъ: трёхязычная надпись Шапура I и надпись зороастрийского жреца Картира (о нем читайте ниже). В частности, Картир завершает свою надпись следующим образом: «И кто бы ни увидел и ни прочитал эту надпись, пусть будет он столь же покорен и верен богам и благородным царям, как был я - чтобы достигнуть доброй славы и богатства для своего бренного тела и спасения для своей души».
Одно время исследователи считали, что внутри находился храм огня, затем - что там было создано подобие архива для хранения кодекса «Авесты». Сегодня же историки склонны предполагать, что там также находилась гробница Ахеменидских царей.
Внизу, под надгробиями, также видны барельефы, но они принадлежат уже совсем другой эпохе - их создали при Сасанидах. Некрополь имел для них особое религиозное и политическое значение: они как бы продолжали дело великой Ахеменидской империи. Вот что там изображено:
1) Инвеститура («помазание на трон» царя божеством) Ардешира I Бабакана (ок. 226-242 гг. н.э.)
Ахурамазда вручает основателю Сасанидской империи кольцо, знаменующее его право на царствование. Барельеф включает надпись, содержащую по мнению ученых, старейшее известное нам письменное упоминание слова «Иран».
2) Бахрам II «во славе» (ок. 276-293 гг. н.э.)
По обеим сторонам от царя, изображенного с огромным мечом в руках, стоят несколько фигур: слева пять членов королевской семьи (у троих сасанидские «диадемы», что служило знаком аристократии того времени), справа - трое придворных, одним из которых, возможно, является зороастрийский жрец Картир. Данный барельеф частично скрывает собой более древний, эламского происхождения (ок. 1000 г. до н. э.).
3) Бахрам II в бою на коне (ок. 276-293 гг. н.э.)
Царь изображен в момент схватки с римским солдатом, тоже верхом.
4) Шапур II (ок. 309-379 гг. н.э.)
Этот барельеф серьезно поврежден: считается, что на нем изображен Шапур II, в окружении придворных.
5) Ормизд II в бою на коне (ок. 303-309 гг. н.э.)
На этом изображении Ормизд сбивает с коня своего врага
6) Триумф Шапура I (ок. 241-272 гг. н.э.)
На самом знаменитом из сасанидских барельефов изображена победа царя Шапура сразу над тремя римскими императорами: Гордианом III, Валерианом и Филиппом Арабом.
Возможно, вам интересно будет ознакомиться и с
историей создания города Гондишапур, также связанной с победой над императором Валерианом.
7) Изображения Бахрама II на коне (ок. 276-293 гг. н.э.)
Данный барельеф поделен на две части. В верхней части, судя по всему, царь сбивает с коня римлянина. В нижней части царь вновь борется с римским солдатом, сидящим верхом.
8) Инвеститура Нарсе (ок. 293-303 гг. н.э.)
На этом барельефе царь принимает знак своей власти в виде кольца из рук женщины - чаще всего эту фигуру считают божеством Ардвисурой Анахитой. Однако ученые предполагают, что (поскольку поза царя слишком свободна для того, кто находится в присутствии божества), на самом деле, эта женщина была его родственницей - возможно, королевой Шапурдохтак.
Нагше-Раджаб - еще одна серия сасанидских барельефов, у подножия Кухе-Рахмат («Горы Милосердия»). Здесь изображены сцены инвеституры Ардешира Бабакана, Шапур I с придворными, коронация Шапура I и фигура Картира, влиятельного зороастрийского священнослужителя, стоявшего во главе государства во времена правления нескольких сасанидских царей.