Начало:
"Моя Теория-1" (
DW)
Продолжение:
"Моя Теория-2" (
DW)
____
Часть 7. Ретроспектива создания теории
Многие участники дискуссии, вероятно, удивятся, если я скажу, что историко-психологические исследования для меня начались вовсе не с
Курумо. Чувствую необходимость поделиться с уважаемыми коллегами историей создания модели. Итак, как я дошла до жизни такой... Темные источники читались в следующем порядке: ЧКА Элхэ Ниэннах, «Исповедь Стража» Иллет, интернетовская ЧКА совместная, старые интернетовские отрывки первой эпохи, то же самое второй эпохи, отдельные сведения из вопросников по четвертой эпохе. Что-то не припоминаю событий третьей... Ах, да! Фрагменты про Гэндальфа в гостях у Гортхауэра и про кольцо Сарумана.
Первым сложился Мелькор. Он - главный герой. Я, естественно, тут же пленилась, захотела познакомиться поближе. А как это сделать? Разумеется, использовать воображение, перевести информацию о художественном образе в абстрактную модель, а ту уже подробненько изучить. Конечно, модель уточнялась по мере поступления дополнительной информации. Наконец, настал момент, когда информация прибывала, а модель уже существенно не изменялась. Основное построение закончено, можно изучать. Как человек объективный, я попыталась честно поискать в нем недостатков. И они нашлись. Тем самым изрядно счистив с Мелькора легендарно-мистическую шелуху. Первоначальный список немного отличался от вышеприведенного, но вспыльчивость там была.
Вторым обозначился Гортхауэр. Любимый ученик. При ближайшем рассмотрении модель оказалась... как бы это точней выразить?.. житейски наивной, простодушной. Абсолютно бесхитростной. Даже его пресловутая жестокость показалась мне какой-то детской реакцией на обиду, что бы по этому поводу не кричали легенды. Я сразу нашла «болевые точки», по которым в реальности не преминула бы «пострелять» :) Боюсь только, что Гортхауэр, попади он в реальность, вряд ли включил бы меня в число своих доверенных лиц :( А ведь только в положении доверенного лица его «болевые точки» становятся доступными для «обстрела»... Обращаю внимание уважаемых коллег, миссию Сердца при построении я не учитывала. Честно говоря, тогда вообще об этом забыла. И я пленилась красотой, гармонией. Как служитель Алгебры, я испытываю благоговейный трепет перед теми, кто с Гармонией на «ты», с этой нашей вечной, манящей и недоступной тайной... Заметила также непонятный вначале «загруз» персонажа. Еще заметила, что в определенных обстоятельствах степень «загруженности» то понижалась - в общении с Эллери, потом с людьми, учениками Твердыни, то повышалась - в общении с... правильно, Мелькором :) Да! В модели Гортхауэра явственно проступали волчьи черты. Я даже про себя так его и назвала, ярлык повесила: «Волк Гортхауэр» :) И он очень по-волчьи относился к окружающим: полная открытость, доверчивость с теми, кого он считал друзьями, и замкнутая настороженность, почти враждебность с теми, кого он считал врагами. То есть, с теми, кто еще не стали друзьями. С настоящими врагами Гортхауэр вообще не разговаривал, а молча вцеплялся в горло... И именно в разговорах Гортхауэра впервые всплыло ненавистное имя Курумо, как символ кого-то злобного, хитрого, подлого, от коварства которого-де он, Гортхауэр, в растреклятом Валиноре постоянно страдал.
И только тогда я наконец-то соизволила пристальнее взглянуть на второго ученика, неудачливого и нерадивого, а по словам радикалов - злобного и трусливого. Жаль, поздно попалось мне на глаза публичное отречение Элхэ от написанного ранее. А то я как честный математик всю поступающую информацию сводила к общему знаменателю, выделяла инварианты, разграничивала комплиментарные области, выбирала базисную систему координат и т.д. В результате получилась модель мира Элхэ, как-то объединяющая все имевшиеся у меня тексты, универсальная. Не буквально, поскольку тексты частенько друг другу противоречат, но концептуально что ли... В соответствующей системе координат (системе убеждений: темной радикальной - ЧКА1, темной умеренной - ЧКА2, светлой ортодоксальной - Сильм, светлой адаптированной - ВК) универсальная модель принимала черты прототипа. Имхо, дыма без огня не бывает, и в 1-м издании есть своя часть Истины. Мне вообще понравилось предложение Сабрины рассматривать канонические, апологетские, апокрифические тексты как относящиеся к одному воображаемому миру, взаимно дополняющие, корректирующие друг друга. Чтобы можно было рассуждать о Сауроне по Толкиену, о Сауроне по Ниенне... И пытаться представить себе Саурона исторического :) В том смысле, насколько вообще допустимо рассуждать об истории воображаемых миров. Интуитивно я так и поступала, создавая универсальную модель. В этом модельном мире и вместе с ним строилась модель Мелькора. Гортхауэра строить было легче: мир готов, и уже имелся опыт реконструкции персонажей. Курумо сложился сам собой. К моменту окончания изучения Гортхауэра он уже существовал где-то в набросках, на задворках подсознания. И я приступила к знакомству, даже не подозревая, куда меня приведет исследование. Потому что про Разум я также основательно подзабыла.
Признаюсь, и я была предубеждена против Курумо. Большинство версий сходились в том, что персонаж несимпатичный, злонамеренный, а умеренные темные считали его неудачником, желавшим получить все и сразу, но потерявшим даже то, что только думал иметь. Однако, при детальном изучении обнаружились некоторые странности. Ибо этот парень, оказывается, всю свою долгую, очень долгую жизнь мечтал... умереть. Совсем умереть, прекратить существование. Находясь в гуще событий, участвуя в ключевых, поворотных, решающих моментах истории, он страстно желал бросить все, сбежать далеко и там, в тишине и покое, отдать концы... Неожиданное желание для такого, скажем, деятельного и изрядно наследившего в легендах персонажа. Складывалось впечатление, что он плевал на всех и вся, на Свет и на Тьму, на Добро и Зло - потому что просто хотел умереть... «Оставьте меня! Дайте мне умереть!» Причем, мысли суицидальной направленности посещали его чуть ли не с момента пробуждения. И только чувство долга... нет, Чувство Долга - непонятно перед кем или чем, абстрактного Долга - заставляло его, скажем, повременить.
Еще одно удивившее меня открытие - Курумо обладал чувством юмора. Совершенно потрясающим для той эпохи. Вероятно, сказалась подспудная тяга к саморазрушению, окрасившая выпады и остроты в модный сейчас черный цвет :) Все версии сходились в наличии у персонажа ума, все версии отмечали его внешнюю выдержанность, тщательный подбор выражений, вежливость, если он только не был расстроен. Что я интерпретирую как 1) тонкость восприятия 2) чувство языка 3) точность формулировок. Вкупе с цитатами из Сарумана - 4) злобная ядовитость - это дает прозрачный намек на наличие у Курумо природного остроумия, многократно превосходившего «убойной силой» все известные проявления юмора Мелькора и Гортхауэра. Так что, когда Гортхауэр мягко «прошелся» при встрече с братом о валинорских обычаях, а Курумо в ответ смолчал, мне почему-то представился громадный волкодав, игнорирующий тявканье разыгравшегося рядом щенка :) И не припомню точно из какого источника, имхо, характерный обмен репликами. Мелькор, встречая разодетого Курумо, с иронией: «С такими крыльями трудно взлететь, ученик». Курумо, с чувством собственного достоинства и, пожалуй, с не меньшей иронией: «Зато я твердо стою на земле» :) :) :)
И Курумо, очевидно, самый невезучий в истории персонаж. Ему фатально не везло. Все неслучайные «случайности» мира, словно сговорившись, обрушились на бедную курумовскую голову. Тогда нет ничего удивительного, что он совсем не хотел жить. Едва пробудившись, обнаружил себя негодным к употреблению. А к чему душа лежала, за то результата не спрашивали. Собрал характер, преодолел одно, как тут сваливается другое... Ему приходилось бороться за каждый свой шаг. Гортхауэра жизнь встретила (по крайней мере, встретила) с распростертыми объятиями, что бы там не говорилось в темных легендах. И мне почему-то судьба Курумо показалась очень похожей на судьбу самого Мелькора. Оба не сошлись характерами с отцами. Оба «пробивались» в одиночку, только Курумо вообще предпочитал одиночество. И просто, сам Курумо похож на Мелькора. Оба независимые, оба гордые. И внешнее сходство - пусть Элхэ меня извинит, но у них одинаковый разрез глаз, линия бровей. И кудрявые оба, но у Курумо кудри крупнее. В сочетании с мягкостью волос - смотрится как шапка, зрительно увеличивая объем головы. Особенно, если верх подстричь :) Вообще я не очень смело рассуждаю, а? Понятия не имею, отчего так «вычислилось». Гортхауэр, к примеру, лишь «глаза Мелькора и душа Мелькора». И больше цветом. А брови прямые... Есть такой образ «брови-стрелы», как раз про него, имхо. И шерсть густая, жесткая. Волчья... Подробности внешности - самое слабое место вычислений. Потому что это уже не вычисления. Где-то там, в глубине подсознания, но на высшем уровне абстракций пропадает тонкая грань между Алгеброй и Гармонией. Я, видимо, перешла эту грань и, возможно, творю произвол :) Кстати, у Алгебры тоже есть свои секреты. Чтобы решить задачу, нужно «стать» задачей, пропустить ее под кожу, проникнуться, слиться. И тогда Менделеев (?) просыпается ночью, увидев во сне змею, кусающую себя за хвост, и понимает, какой должна быть пространственная структура молекулы бензола [на самом деле волшебный сон увидел австрийский химик Фридрих Август Кекуле в 1865 году.]...
Мне теперь понятно, отчего Провидение так взъелось на Курумо, на Разум потому что. А я уже отмечала, как между собой относятся Наука и Религия :) Всесильное Провидение умудрилось «достать» Разум и здесь, записав его в легендах как полного отморозка и придурка :) И абсолютно умолчав о его достижениях и успехах на жизненном пути. А таковые обязательно должны быть, согласно диалектике :) Пусть не эпохальные, но какие-то, хоть самые незначительные, может он и сам не осознавал продвижения, но были!.. Не считать же достижением четырехгранные бриллианты, в самом деле! Можно возразить, мол, в том-то и трагедия, что ничего... Трагедии, абсолютные трагедии, случаются только в легендах. А в истории есть как падения, так и взлеты. Финал, конечно, трагический. Но кто вам сказал, что трагическим должен быть весь путь?
Лирическое отступление 7.
Опять вспоминаю школу, где мне повезло с друзьями. От своей новой подружки-общественницы я переняла живой интерес к людям. И увидела, что каждый человек особенный, в каждом есть что-то достойное любви. Вспоминаю фантастические и мистические «сериалы» из школьных записок, которые я в течение года наклеивала в тетрадку и перед четвертными каникулами устраивала презентацию очередной серии. К концу года за «творческой группой» (меня там не было, я только собирала воедино, сводила концы с концами и оформляла :) ) гонялась целая очередь одноклассников, желавших во что бы то ни стало «засветиться» в сюжете даже на второстепенной роли шпиона Хобота, который «прослышав о мощи и славе Капитана POLANa сдался, не долетев до Земли». И роли они себе выдумывали сами... А когда стало модным проводить КВНы, взошла звезда отъявленного двоечника и хулигана. Рожа у парня была донельзя смешная, ужимки комика-профессионала. И у него все-таки нашлось достаточно мозгов, чтобы на посту капитана команды вывести нас в городской финал. За это его даже перевели в троечники с намеком на хорошиста. А может, он привык извилинами шевелить и сам подтянулся. Сценарии с репетициями - это вам не хухры-мухры!.. М-да... Тогда же выяснилось, что меня на сцену выпускать нельзя. Одно дело - шутки сочинять, и совсем другое - их рассказывать, чтобы весело и непринужденно. Принужденно, очень принужденно. Полный провал! :( А на школьном конкурсе «Алло, мы ищем таланты!» наш класс был единственным, где в номере участвовали ВСЕ. Хоть что, хоть массовка, но каждый внес свою лепту. Даже меня, страшно тушевавшуюся после памятного провала, вытолкали к микрофону. Скромная школьница в белом фартучке, с огромным, нелепым бантом на голове (целый час потратила, добиваясь, чтобы этот чертов бант «стоял», как на детских рисунках!) совершенно серьезно давала зрителям «Вредные советы»... Тогда еще Остер был не так популярен, и я неожиданно стала гвоздем программы. Провожали громом аплодисментов, кричали «Браво!», «Бис!»... И в воздух чепчики бросали :) :) :)
Самое последнее по времени открытие - вычисление психотипа. Я уже очень хорошо представляла себе характер персонажа. Исторического, разумеется. Уже сопоставила с миссией, чувствовала нюансы... Блин, даже нарисовать могла! Фрагментами. Но лишь недавно сложила все детали в целостный образ - кот. Идеально соответствует моему внутреннему видению: ранее замеченные нюансы присутствуют, следствия из образа укладываются в рамки предыдущих ощущений. И главное, как согласуется (ну, для меня... :) ) с образом Гортхауэра-волка! Я удивляюсь, почему сразу не догадалась? Настолько легче проходили бы все построения...
Как видите, уважаемые коллеги, мои исследования в точности повторили сценарий научного познания. И естественно, двигались самым длинным путем :) Изложение готовой теории обычно обратно порядку ее формирования. От индуктивного поиска к дедуктивному описанию.
Часть 8. Выводы и заключения
Эпиграф.
Задача решена - ура!
Землекопа полтора!
М/ф «В стране невыученных уроков»
Нет, не жалко мне Курумо. То есть, не Курумо мне жалко. Честно говоря, чхала я на Курумо! И Элхэ в полном, абсолютном, авторском праве назвать его хоть Разумом, хоть Маразмом. Она может его хоть на трон посадить, хоть в ведре помойном утопить, как Гамлет Офелию. То есть, не Гамлет, а Шекспир. И не в ведре, а в реке. Потому что она - Автор. А Автор, ребята, это - круче Эру!.. Бойтесь, персонажи! Трепещите! Сейчас придет Автор и будет вас всех «казнить нельзя помиловать»!.. :) :) :)
Чтобы сгладить впечатление от проявляемого мной непочтения к АВТОРитетам, поделюсь еще одним, самым последним, возникшим буквально в процессе изложения вот этой вот теории, достижением в решении прямой постановки задачи «Курумо как Разум». Немного поистолкую. Причем, с выгодным для концепции Элхэ результатом.
За что лично я не люблю гуманитарные науки (хоть они и науки), так это за это! За неточность, расплывчатость знания. Ни тебе цифр, ни нормальных уравнений! В математике дважды два всегда равно четыре. А в той же истории сегодня правильный ответ один, завтра - другой, послезавтра, глядишь, - третий... И как они формулируют свои знания - СЛОВАМИ!!! Толкуют об языке средствами языка. Хотят сказать одно, пишут другое, понимают третье, друзьям рассказывают четвертое... Аксиома: «Мысль изреченная есть ложь». И как в таких условиях можно решать серьезные задачи? То есть, как в таких условиях можно СЕРЬЕЗНО решать задачи? Ты ее себе ставишь, формулируешь, сосредотачиваешься на решении, получаешь решение... Но это далеко не конец! Мыслительная машина обладает чудовищной инерцией, ее трудно разогнать, но так же трудно остановить. Получив решение, машина на остаточном ходу находит какие-то скрытые вторые значения, дополнительные смыслы в формулировке и... запускает процесс по новой. Классическое познание по спирали! По бесконечной, уходящей вверх спирали...
А дело, собственно, в том, что внимательно поглядев на текст замечаешь (и подмечаешь! :) Я еще не надоела со своими тупыми приколами? :) :) :) ), что там говорится не про Разум и Сердце, а про разум и сердце, с маленькой буквы. То есть, не было у ребятишек никакой особой миссии, не было ни anima mundi, ни logos mundi... А просто доминанта восприятия, способ бытия... О! Это уже на миссию смахивает!.. Не знаю точного слова, но думаю, меня все поняли... И не было ни особого ума, ни особой талантливости. Просто одинокий мужик захотел стать отцом и просто сотворил себе детей, как все и каких все. Они такие же как все!!! И Элхэ просто поведала нам простую историю их жизни. Просто и правдиво. И никакой особой гениальности, никаких «бритв Оккама», интеллигентских фиг в кармане... Простая житейская драма, каких полно. И оттого жутко. И незачем нам было огород городить и лохматить бабушку, то есть - старушку-диалектику :) Читать надо!
Мысль эта здравая настигла меня, что называется, в полете. Я даже сначала хотела отложить формулирование и прямо спросить у уважаемой Хозяюшки, как обстоят дела. Но потом еще здраво поразмыслила и решила погодить с вопросами. Все-таки обещание народу дала, а обещания надо выполнять... И почти не снижая рабочего темпа, продолжила с прерванного. Не будь у меня этой замечательной способности Разума абстрагироваться от личных переживаний и обдумывать одновременно прямо противоположные задачи... Кстати, тоже был мне повод удивляться, отчего это Курумо, который вроде бы Разум наикрутейший, у Элхэ все принимает близко к сердцу, почище Гортхауэра? Почему не абстрагируется, не рассматривает со стороны... Если бы я не умела абстрагироваться, я бы никогда не закончила ни с теорией, ни вообще жила бы спокойно...
И если Элхэ скажет: «Да, все так и было, никаких миссий, обычные дети...» получается очень двусмысленная ситуация. С одной стороны, Элхэ при помощи Гармонии рассказала обычную житейскую повесть, а с другой стороны, я при помощи Алгебры состряпала... сказку :) Но если хоть краешком, хоть малейшим намеком подразумевалась миссия... Вступает в силу диалектика. И вообще. В любом случае диалектике есть где разгуляться. Опять же - остается сопоставление двух вер. Каким, в самом деле, был исторический Валинор? Кто ближе к Истине? Элхэ, вероятно, скажет: все, каждый по-своему. А меня такой ответ не устроит. Имхо, смахивает на китайского судью из анекдота: «И ты права, дорогая...» Я бы сказала: никто :) Неправы все! В целом. Но и правы тоже. В частностях :) И мне хотелось бы откопать, в чем конкретно прав каждый спорящий и свести всю достоверную информацию воедино... В этом контексте слово «истина» обозначало у меня некое «объективное знание», так как версии светлых-темных субъективны. Вера! Что с нее возьмешь :)
И не исключено, что даже Элхэ может ошибаться, сказав об отсутствии миссий. А вдруг - были? Случайно получились. Вот Перумов, хоть и не большой авторитет, но все-таки с некоторой интуицией, почувствовал в мире Толкиена концептуальную нехватку какого-то Духа Познания, наряду с другими стихиями и силами. У него в результате получился Орлангур :) Я сущностей не умножала, а просто разглядела возможность выполнения этой миссии... известно кем. Сама Элхэ, судя по текстам, миссию противоборствующего Духа Познания, гордого и свободного, отдала... тоже известно кому. Он же у Элхэ выполняет миссию Духа Творчества, которого тоже концептуально не хватало у Толкиена. Ну а я миссию Духа Творчества отдала... известно кому. Пожалуй, я преувеличила мощность ребятишек, приравняв их с мастерами. Но это преувеличение оправдано. Мелькор выложился в работе несравнимо больше остальных Валар. Парни уподоблены по значимости Сильмариллам. Один Саурон держал в страхе все Средиземье, не хуже папы Моргота. Весь Белый Совет его боялся. А Курумо не высовывался, он же вообще хотел умереть... Тогда какую вселенскую миссию у меня должен выполнять сам «известно кто» Элхэ?.. М-ммм...
...
> init module ARTA /u
> load object MELCOR /u
> scan for mission level 0
PROCESS STARTED
...
Опять?! ... Шоб я сдохла, да выключите ее кто-нибудь!..
:) :) :) :) :) :) :) :) :) :)
______
- Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была...
Всего года четыре как замужем, полна, казалось, неистребимого позитива и волшебной веры во "всё образуется". Ну, облажалась, чо... *пожимает плечами*
По существу вопроса. Что изменилось.
- Разум вполне может быть и Кот (икс-квадратовский "товарищ К"), и Змей (образ К2="Морхэллен-Макс" из
Шизофрении-
DW), и вполне себе Волк (Сайрон из
"СиЗ")
- потому что "живых" Ард может быть МНОГО (изыскания Киры-Таты
о второй реальности)
- и нет никакого "на самом деле" (
Шизофрения 12-
DW)
Апд. Самое сильное изменение, как всегда, доходит до сознания последним. Я из 2002 года вовсю глумлюсь над верой и религией, а я сегодняшняя не мыслю мироздание без
Точки Бесконечность (
DW).
Апд2. Да. Также я делаю заявления, вроде "развитой интеллект оказывает сильное сглаживающее действие на протекание любых эмоциональных процессов". Думала я, что разум управляет эмоциями. Авотфиг. "Страсти" подчиняются не столько разуму, сколько ВОЛЕ (
кора мозга vs лимбическая система-
DW,
сила воли-
DW). Тупо истерить, срываться по каждому пустяку могут и интеллектуалы, да.
Главное, никто теперь не поверит, что до той публикации НЕ БЫЛО У МЕНЯ НИКАКОЙ ТЕОРИИ. Вообще. И даже не собиралась. На ходу прикрытие майстрячила, на полном ходу, по обрывкам универских впечатлений о чём-то умном, высоком. Вот это, блин, вхождение в образ! Типа, единожды начала умничать, изволь отныне держать маску "интеллектуально-понятийного". И попробуй, только, урони, м-да.
http://pancha.dreamwidth.org/317944.html