Продолжу рассказ о заповеднике псевдо-коммунизма))
Но сначала - утречко… Встали рано, кажется около 8:00 - сегодня мы были просто обязаны доехать до Черикова. Так как в этот раз мы расположились на ночлег при свете дня, никаких сюрпризов утром не было. Стояли практически в поле, поэтому ночью нам немного докучал ветер, но повезло, что погода который день была тихой и теплой.
Стандартно: поели, упаковались и поехали. Оставалось пройти два крупных населенных пункта: Довск и Славгород. Круг в Довске - эдакая развязка по основным направлениям, одно из которых - Могилев. Очень хотелось есть, но все придорожные кафе были закрыты (еще бы - утро воскресенья). Заехали на АЗС, с виду напоминавшую то ли WOG, то ли OKKO, чтобы хоть чего-то перекусить и заправить фляги водой. В отличии от большинства встречавшихся на территории Беларуси заправок в этой был крупный магазин и табличка на дверях гласила «Free WiFi»! Я очень обрадовался доступу в сеть, так как уже около недели не видел семью и хотел поговорить с детьми в видеорежиме по Skype. Но меня ждал сюрприз: сеть сразу определилась и я подключился, но иконка сети на телефоне говорила о том, что мои данные сеть читает, а мне ничего не раздает. После нескольких тщетных попыток приконнектиться, Пашка решил пойти и разузнать что к чему. Оказалось, что для подключения к «бесплатному» WiFi нам нужно приобрести какие-то непонятные карточки да еще и по предъявлению паспорта! Мы не стали уточнять, сгодится ли паспорт гражданина Украины или загранпаспорт, а просто забили на это дело. На самом-то деле и не удивительно - у них ведь по всей стране отключают интернет на какое-то время в момент очередных перевыборов бацьки, ой, то есть президента…
В общем, поели шоколадок и печенек, и свернули на Славгород. Это направление оказалось очень тихим, к тому же было воскресенье и трафика практически не было. Щебень в асфальте стал еще крупнее, и ехать было все сложнее. Для машин белорусские дороги очень даже неплохи: покрытие ровное, нет ям, горбов и латок, отличная разметка. Но ехать несколько дней по крупному щебню - ужасная пытка. Можете не верить, но трение создается такое, что при попутном ветре спускаясь с возвышенности, скорость падает и велосипед постепенно останавливается (если не педалировать), а руль всю дорогу создает эффект работы с перфоратором. Все усугубляется алюминиевой рамой - приятного мало))
Да и местность стала пугающе холмистой. После десятого затяжного подъема я уже перестал их считать. Мне в контактах ехать было еще сносно, а вот Пашка на топталках уже выдохся. Это был единственный отрезок пути, где я иногда уходил вперед)) Довольно часто останавливались на отдых - денек выдался очень жарким и перепады высот в какой-то момент вымотали нас обоих.
Около 16-17:00 на четвертый день пути мы таки победили себя и эту злую дорогу. Сегодняшний пробег был 127 км. Таким образом, весь путь от метро Позняки до Черикова у меня составил 437 км (у Пашки на 4 км больше). Соответственно, в среднем, в день мы делали всего по 109 км, и ниже я объясню почему. О встрече с родными и прочих деталях писать не буду.
А сейчас, как и обещал в
предыдущей заметке, расскажу о статусе велосипедиста в Беларуси и о сложностях проделанного пути в целом.
Кем же по правилам дорожного движения Беларуси является велосипедист? По сути - никем. Права у него как у пешехода, а ответственность - как у водителя автомобиля! Если Вы на велосипеде - Вы не являетесь полноценным участником дорожного движения. В правилах сплошные запреты, и штрафы за нарушения, практически равные автолюбительским. Кому интересны положения правил, - можете ознакомиться
тут, а
здесь о некислых штрафах.
Вкратце: двигаться по проезжей части в принципе нельзя (а когда можно - то это весьма сложно в силу типа покрытия и повсеместной однорядности), соответственно никаких маневров на дороге выполнять нельзя - можно выполнять только пешеходные маневры. Из этих двух моментов вытекают все проблемы. Водители тебя совершенно не воспринимают как участника движения и постоянно создают тебе разного рода неприятности. Да и велосипедисты себя не уважают тоже - за все время на территории заповедника я видел всего двух людей в шлеме (в Гомеле), а Пашка их не видел вовсе! И если в городе все еще не так страшно, то на трассу лучше не выезжать. Неоднократно нас чуть не сбивали встречные автомобили, идущие на обгон. Мы не встречали на трассе участков более чем с одним рядом по направлению (за исключением редких развязок). И встречные водятлы не стеснялись совершать обгоны, полностью занимая встречную полосу и едва ли не сбивая нас левым зеркалом заднего вида. А деваться некуда - проходимой обочины нет, а когда есть - это 10-20 см. Веселый такой аттракцион, я Вам скажу, у тебя 30-40 км/ч, а навстречу - 100-130! Единственное исключение - это водители фур международного сообщения (их встречалось много). Эти ребята всегда вели себя адекватно: по ходу движеия обгоняли очень аккуратно и с большим запасом даже на узких участках дороги, а двигаясь навстречу, не совершали обгонов, не сигналили просто так. В общем, спасибо белорусским автолюбителям за передоз адреналина, нам хватило надолго.
Еще интересный момент - тотальное отсутствие сил правопорядка на улицах и автоинспекции на дорогах. За всю дорогу (туда и обратно) встретили одну патрульную машину в Черикове… Я бы еще понял, если бы это было не нужно, но нарушения правил движения наблюдались часто.
В чем же были сложности и почему мы более чем на сутки выбились из графика? При передвижении по Украине: моя травма; ошибочное мнение, что гружеными мы сможем передвигаться почти с той же скоростью, к которой мы привыкли; длительные остановки по разным причинам; поздний старт после ночевки. Пробег по Беларуси: абсолютно не предназначенная для движения велосипеда дорога (щебень с битумом и однополосное движение без обочины) плюс все вышеперечисленные причины)))
В следующей заметке коротко опишу наше двухдневное пребывание в Совке и общие впечатления от увиденного. Некоторые вещи нас поразили, сложно было поверить в происходящее, учитывая, что это соседняя страна и на дворе 2015 год…