Закинуло по работе в район Обыденских переулков, что у Кропоткинской (карту прилагаю!:)..
Ну и поснимал там, соответственно.., "немного")
Места, конечно, известные и даже знаменитые, но мною частично пропущенные.., потому взглядом пытливым накинулся:)
от метро Кропоткинская на площади Пречистенских ворот..
меж Пречистенкой и Остоженкой..
в 1913 г. выглядело несколько иначе:)..
по 1-му Обыденскому..
было..
.. стало
1-й Обыденский переулок упирается в перпендикулярный ему 3-й Обыденский, где и стоит храм Илии Пророка Обыденного (как часто пишут), давшего название окружающим его переулкам (сначала они именовались Ильинскими, а с 7 июня 1922 г. - Обыденскими).
На самом же деле слово "обыденный" в названии церкви имеет отношение не к пророку, а к обету, даваемому когда-то на Руси - возвести храм за один всего день («об един день», как в сказках!), как бы зачиная тем самым ожидаемое чудо в избавлении от эпидемий, засухи или иных напастей каких..
Потому не Илия Пророк там "обыденный", а церковь - "ПРОРОКА ИЛИИ ОБЫДЕННАЯ", как и значится на памятной табличке, на ней прикрепленной..
Первоначально построен храм был по причине сей "обыденности", конечно же, деревянным (где-то между 1589 и 1607 годами). Каменное же здание церкви было сооружено на том же месте в 1702 г. «думным дьяком Гавриилом Деревниным», как сказано о том в «Синодальном справочнике».
Невдалеке от церкви сквозь снесенный квартал чего-то предыдущего выделялось приметное здание.. Направил стопы конечно же скорее к нему..
Вообще-то точнее было бы называть этот дом "Домом ПерцОвой"!.., ибо именно так звучала фамилия Перцовой Зинаиды Алексеевны, на чье имя дом и был после постройки оформлен. Но еще правильнее должен был бы он называться "Домом Перцова", Петра Николаевича (1857-1937) - инженера путей сообщения, подрядчика строительства множества железных дорог (Самаро-Уфимской, Уфа-Златоустовской, Екатеринбург-Челябинской, Симбирской, Тимирязево-Нижегородской, Коканд-Наманганской, Западно-Уральской и Северо-Восточной Уральской), мужа Зинаиды Алексеевны, который дом этот замечательный задумал и на свои средства воплотил..
Будучи любителем художественного творчества, коллекционером и меценатом, Петр Николаевич решил построить особняк не только для своей семьи, но и для одарённых художников и артистов с мастерскими. Зимой 1905 года на составление проекта был объявлен закрытый конкурс во главе с маститым жюри (Виктор Васнецов, Суриков, Шехтель, Поленов..), которое и присудило первое место и премию в 800 рублей проекту Аполлинария Васнецова.
Однако будущему хозяину дома больше понравилась работа Сергея Васильевича Малютина (1859-1937), занявшая второе место. И окончательно Перцов утвердился в верности своего выбора, когда увидел "крайне интересный красочный эскиз первого проекта Малютина", не выставленный им на конкурс.. - "И вот, увидав его у него, я решил, что лучшего нечего и желать".
Это был жилой комплекс в неорусском стиле с элементами модерна, в основе которого лежал типовой трёхэтажный дом, построенный на этом участке еще в 1886 году.
Архитектором проекта выступил Николай Константинович Жуков (1874-1946), который сумел объединить художественный замысел Малютина в цельный и гармоничный ансамбль. Художественное оформление здания Перцов полностью доверил Малютину:
"... Меня Сергей Васильевич совершенно захватил своим индивидуальным талантом, и я решил всецело отдаться на его вкус, вводя лишь небольшие коррективы чисто технического или хозяйственного значения..".
Отделка квартиры семьи Перцова, которая располагалась в трех этажах корпуса на набережной, обслуживающихся собственным подъездом, захватила часть лета 1907 года.
"... Салон с панелями и хорами из красного дерева, спальную с нишей и восточную курительную комнату отделывал мебельщик Коршанов, а столовую русского стиля, как и вестибюль, и лестницу, - кустари, выписанные Сергеем Васильевичем из Нижегородской губернии. Сергей Васильевич лично руководил резьбой стен, арок, наличников, столовой мебели и всеми работами по отделке комнат..".
Работы велись под непосредственным надзором хозяина дома, вносившего коррективы по хозяйственному и техническому устройству. В соответствии с его пожеланиями все перекрытия были выполнены в камне, электрическая проводка и водосточные трубы спрятаны внутрь стен.
"Я лично руководил всеми работами и входил во все детали постройки, целыми днями носясь по всем этажам и не оставляя без личного надзора ни одного места работ. Все работы велись одновременно... Таким образом, в одиннадцатимесячный срок были закончены решительно все работы..."
Зинаида Алексеевна Перцова в собственных аппартаментах.
Большую же часть помещений сдавалось в аренду, и уже в мае 1907 г. в дом въехали первые жильцы. Одну из квартир занял и Сергей Васильевич Малютин, он также приспособил часть подвала под хранилище своих работ.
В апреле 1908 года подвалы дома пострадали от крупнейшего московского наводнения ХХ века, когда воды Москвы-реки поднялись на 9 метров. Елена Константиновна Малютина, пытаясь спасти работы мужа от воды, сильно простудилась и умерла. Были утеряны некоторые из незаконченных картин художника.
Click to view
От потопа пострадало и только что открывшееся (в марте того же 1908 года) в другом подвале здания знаменитое кабаре Никиты Балиева и Николая Тарасова «Летучая мышь».
Кабаре располагалось в доме Перцовой "полтора коротких театральных сезона".
На сцене театра можно было увидеть танцующего польку Василия Качалова, демонстрирующих французскую борьбу Фёдора Шаляпина и Леонида Собинова, дирижировавшего оркестром Владимира Немировича-Данченко, показывающего фокусы великого Станиславского...
Эмблема кабаре "Летучая мышь", пародировавшая знаменитую мхатовскую чайку.
В разное время в здании арендовали студии Константин Игумнов, Борис Пронин, Александр Куприн, Павел Соколов-Скаля, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Натан Альтман...
Однако, вернемся в наши дни)..
прадедушка Чебурашки??:)
.. снова взгляд от Обыденских..
От вида строительных площадок в исторических местах всегда щемит сердце.., но, судя по фотографии 1950-х годов, ценного сносить там уже мало чего оставалось..
Продолжение (существенное!) - читай
здесь!