Кто музыке Огиньского учил..

Jul 20, 2022 23:01

Первым учителем музыки маленького Михала Огиньского был... Тут мы на миг прервем повествование, дабы обмолвиться парой слов по поводу произношения польских фамилий и написания их, соответственно, в русском.. А то мне уже сделали замечание, чего это, мол, я мягкий знак в Огинского сую!:)..

Но дело не в моих прихотях, разумеется, а в том, что по-польски фамилия эта пишется следующим образом - Ogiński.
Т.е. не обычная твердая "n" там, а с хвостиком - "ń"! И такая буква произносится в польском именно с мягким знаком на конце - Огиньский.

Игорь Федорович Бэлза (сам поляк по происхождению) в своей монографии именно так называл ее героя:



Другое дело, что есть устоявшаяся историческая практика, укоренившаяся с дореволюционных времен еще, и это уже и поленом не перешибешь!)..

Так и гуляют по страницам отечественной музыковедческой и энциклопедической литературы "братья Виельгорские" (хотя тот же Бэлза в своей многотомной "Истории польской музыкальной культуры", вышедшей еще в начале 1950-х годов, указывал, что в польском сочетание "ie" читается как "е", и фамилию Wielhorski следует произносить, как Вельгорский!)..

Не говоря уже о многочисленных монстрических Кржижановских!.. Тогда как в польской фамилии Krzyżanowski сочетание "rzy", произносится как "ши" - Кшижановский!.. Самая католическая фамилия! ибо в основе ее лежит слово Кшиж (krzyż) - Крест! А есть и город такой польский Кшиж-Велькопольски (Krzyż Wielkopolski).., и никому не придет в голову произносить его - Кржиж Виелькопольский!:))

Так что "НЬ" в Огинском - это еще цветочки:).., но я, все же, сторонник правильного, а не исковерканного, произношения, и потому буду стараться именно таковое своими хилыми силенками и внедрять (хотя тег "Огинский" оставил все же в общепринятом виде, а то ведь и не найдут и не поймут:))

...

Итак, первым учителем музыки восьмилетнего Михала Клеофаса стал Осип Антонович Козловский (это если по-русски, по-польски же Юзеф (Йозеф) - Józef Kozłowski, 1757-1831, - благо, в транскрипциях фамилии разночтений тут при всем желании не выдумаешь!:) - "русский композитор польско-белорусского происхождения", как политкорректно выразилась музыковед А.В. Лебедева-Емелина.

Приглашен он был в семейство князя Анджея Игнацы Огиньского (1740-1787) - старосты ошмянского, мечника великого литовского, референдария и секретаря великого литовского, а в будущем и воеводы трокского..



и Паулы Анны Огиньской (по рождению герцогини собственного герба Шембек, 1737-1798)..



- с тем, чтобы давать уроки музыки их дочери Юзефе, родившейся в 1764 году и, следовательно, бывшей на год старше своего брата. Но по просьбе мальчика, присутствовавшего при первых уроках, заниматься Козловский начал и с ним.

Случилось это в 1773 или в 1774 году, и преподавателю, взятому в столь знатное семейство, было всего-то 16-17 лет!

И вот в таком дворце в Гузове под Варшавой это все происходило..



Впечатляет, не правда ли..



Козловский обучал маленького Огиньского игре на фортепиано, позднее композиции. Вместе с воспитанником бывал в Слониме - имении Михала Казимира Огиньского, дяди Клеофаса. Слонимский оперно-балетный театр считался одним из лучших крепостных театров XVIII века.
Занятия продолжались где-то 5-6 лет, но дружеские контакты между ними сохранялись всю жизнь...

В сентябре 1786 года Осип Козловский круто изменил судьбу, вступив в русскую армию в чине прапорщика на должность адъютанта князя Ю.В. Долгорукова, командующего Кинбурнским драгунским полком. Участвовал в осаде Очакова и штурме Измаила.

С 1790 года по приглашению Потемкина принял руководство его капеллой, сменив знаменитого Джузеппе Сарти. Очень быстро полонезы и романсы, им сочиненные, завоевывали популярность и входили в моду. Самый известный, знаменитый даже, хоровой его полонез - это, конечно же, написанный в 1791 году на слова Гавриила Державина, "Гром победы, раздавайся!", служивший потом некотороее время даже в качестве неофициального гимна Российской империи (а официального, собственно говоря, и не было:).

Многие об этом, конечно, слышали, но не все, наверное, помнят как он звучит!:)

image Click to view


Архиерейский хор Александро-Невской Лавры (2013)

В 1799 года Козловский был назначен на должность инспектора музыки в Дирекции императорских театров в Петербурге, а в 1803 был повышен до поста Директора музыки императорских театров.

В апреле 1819 года композитор перенес «жестокий удар паралича» (апоплексический удар, инсульт), после чего театральную службу пришлось оставить, но с очень хорошей пенсией в 4000 рублей.

Умер Осип Козловский в Петербурге 27 февраля (11 марта) 1831 года.

В некрологе было написано: «Осип Антонович Козловский был человек добрый, тихий, постоянный в дружеских связях, и оставил после себя хорошую память».

Портрет "его", кочующий из работы в работу (именно в таком виде!) с легкой руки еще Финдейзена, я конечно же приведу..



хотя он оказался вовсе и не "нашего", а совсем другого Козловского.. Петра Борисовича (1783-1840) - дипломата, действительного статского советника, князя, незаурядного поэта-дилетанта, друга французского короля Луи-Филиппа, автора книг «Истории господства генуэзцев в Крыму», и «Tableau de la cour de France».

И в оригинале имеет несравнимо более художественный вид:



К тому же, нарисован он Карлом Полем и вовсе после смерти Осипа Козловского - в 1838 году..

Так что, как выглядел этот замечательный человек мы, к сожалению, не знаем, но в качестве живого портрета его (неизвестно, правда, насолько достоверного, но очень яркого и характерного) хотел бы привести фрагмент из книги Михаила Ивановича Пыляева "Замечательные чудаки и оригиналы" (1898 год) :

... Гигантскою уличною популярностью пользовался в первой четверти текущего столетия ходивший по рынкам и где только собирался народ старик невысокого роста, с худощавым, изрытым оспою лицом и белокурыми с проседью волосами; это был известный капельмейстер О.А. Козловский.. Он отличался большими странностями: ходил в крестьянском тулупе, любил заходить в харчевни, кабаки, где прислушивался к народным песням; его нередко встречали на площадях с гуслями под мышкою, в обществе полупьяных мужиков и деревенских баб, которых он заставлял петь свои песни прямо у возов и ларей продавцов. Любимым его тоже занятием было рассказывать детям сказки - детей он любил до обожания.

Козловский написал много народных мелодий; известнейшие из них, на слова Нелединского-Мелецкого, популярнейшая лакейская песня «Барыня» сочинена тоже им; в первый раз «Сударыня-барыня» была исполнена в 1817 г. театральным оркестром в одном из маскарадов. Мотив этой песни произвел необыкновенный восторг, долгое время был в большой моде и распевался во всех петербургских обществах. Козловский пользовался дружбою Державина, с которым вместе любил играть на гуслях...



А между прочим, чудак этот сочинял и такие вот вещи..

image Click to view


Осип Козловский: «Реквием» (1798). Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова, Оркестр «Sinfonia Varsovia», дирижер - Сергей Поляничко.

языковое, портреты, Реквием, Козловский Осип, российское, Огинский, музыкальные истории, польское

Previous post Next post
Up