Прокофьев (131... 19... 119...) - часть II. Павел Коханский.

Jun 03, 2022 13:34

Продолжим про " загадочные цифры".., вернее, все еще про "19" - Первый скрипичный концерт Прокофьева... А точнее даже не о нем еще, а о несостоявшемся его премьерном исполнителе..

* * *

Павел Коханский (Коханьский, Пол Кочанский/амер./, Paweł Kochański/польск./, 1887-1934) - о таком скрипаче сейчас, кажется, мало кто помнит...




А между тем отзываются о нем, как о явлении выдающемся. И, как сказано в персоналии на сайте "Польский Петербург":

Исполнительское искусство Коханьского, его техника и стиль, необычайная музыкальная чувствительность, блестящее «чувство» инструмента и умение использовать весь звуковой потенциал имели фундаментальное значение для развития скрипичной игры и скрипичной музыки в ХХ веке.

Ни больше, ни меньше!



В когорте великих музыкантов той поры (расцвета музыкального исполнительства, в том числе и скрипичного) он занимал свое особое первое место (немецкий скрипач Карл Флеш называл его «неподражаемым исполнителем»), и только ранняя смерть вывела его за круг тех, чьи имена до сих пор на слуху.
На момент безвременной кончины Коханского от рака в 1934 году в Нью-Йорке дань почтения коллег-скрипачей выражалась в следующих словах:
«... один из самых выдающихся артистов мира» (Миша Эльман),
«... не только великий художник, но и великий человек» (Ефрем Цимбалист),
«... прекрасный коллега и ценный друг» (Яша Хейфец)...

Более 1500 скорбящих, включая почти всех выдающихся музыкантов Нью-Йорка, пришли попрощаться с ним (это, кроме вышеупомянутых - Джордж Гершвин, Артуро Тосканини, Вальтер Дамрош, Владимир Горовиц, Фриц Крейслер, Сергей Кусевицкий, Леопольд Стоковский..), а 41 всемирно известная в музыкальном мире личность изъявила желание нести гроб с его телом...



Биографию артиста можно уложить и в пару строк, как это сделано, например, на страницах 30-томной Большой советской энциклопедии:

Коханьский (Kochański) Павел (14.9.1887, Одесса, - 12.1.1934, Нью-Йорк), польский скрипач и педагог. Учился у Э. Млынарского в Одессе и Варшаве, у С. Томсона в Брюсселе. С 1907 преподавал в Варшавской консерватории. С 1913 жил в России, был профессором Петроградской (1916-18) и Киевской (1919-20) консерваторий, много концертировал. С 1921 жил в США, с 1924 профессор Джульярдской музыкальной школы. Гастролировал во многих странах. Пропагандист современной скрипичной музыки, особенно сочинений К. Шимановского и С. С. Прокофьева. Автор пьес для скрипки и обработок сочинений М. де Фальи, К. Шимановского и др. Оказал влияние на формирование нового стиля скрипичного письма.

А можно покопаться и подробнее.. И хотя у меня тут были несколько иные задачи, не смог удержаться, ибо картина раскрываемого захватывала, а подробности делали время все более зримо вещественным..

Да и загадок и вопросов хватало, причем с самого уже начала его жизнеописания..



Практически каждая энциклопедическая статья о Павле Коханском (печатная или интернетная, на разных языках) начинается со слов (с незначительными вариациями), что "родился польский скрипач Павел Коханский 14 сентября 1887 года в Одессе в еврейской семье.."

Сразу возникает законный вопрос - почему польский, если в Одессе, да в еврейской семье?

В некоторых статьях говорится, однако, что родился он.. в городе Орле!.. (еще того не легче, и все дальше от "польского")..

Иногда уточняется, что отца его, синагогального кантора, звали Иешуа Кахан (или Каган).. Спрашивается, почему у сына тогда фамилия Коханский?

Но и с датой рождения Павла Коханского не все просто - повсеместно указываемой дате "14 сентября 1887" противоречит выбитое на могильной плите на парижском кладбище Пер-Лашез - "30 августа 1887":



Кстати, не очень понятно по какой вообще причине прах его был именно туда из Нью-Йрка с кладбища Вудлон перезахоронен?

Относительно же знаменитой скрипки артиста, получившей название "Коханьский Страдивари, 1717", можно и вообще целую галерею из различных гипотез ее у него появления составить..


   

Сейчас скрипка принадлежит французскому скрипачу Пьеру Амойялю (Pierre Amoyal). Он даже книгу в 2005 году о ней выпустил - «Из любви к Страдивари» (Pour l’amour d’un Stradivarius).

Анонсируя его концерты любят писать примерно следующее (видимо, беря информацию из книги):

Скрипка «Коханьский Страдивариус» - одно из лучших творений великого мастера Антонио Страдивари, создана в 1717 году. Она была собственностью императора Николая II. В предреволюционный период царь передал ее выдающемуся музыканту поляку Павлу Коханьскому. Отсюда название инструмента. По словам Амойяля, «после революции 1917 года П.Коханьскому со своим другом пианистом Артуром Рубинштейном удалось вывезти инструмент из России». Поезд, в котором ехали музыканты, был остановлен на границе революционными солдатами. Коханьскому пришла в голову дерзкая идея: поиграть на скрипке революционные мелодии. Так «Страдивари» оказалась на Западе.
П. Амойяль приобрел скрипку в 80-е годы ХХ века. В 1987-м она была похищена итальянской мафией. В течение нескольких лет инструмент переходил из рук в руки, несколько мафиози были убиты. В результате спецоперации, проведенной корпусом карабинеров совместно с частными детективами, нанятыми Амойялем, скрипка была возвращена владельцу.
(https://www.afanasy.biz/news/culture/29732)

"Качественность" подобной информации особенно характеризуется тут упоминанием Артура Рубинштейна, который вообще в те годы гастролировал по испаниям да по американским континентам!:)

Иногда даже "уточняется", что у Николая II "в Зимнем дворце для скрипки Страдивари был оборудован тайник в колонне дворца". (https://stradivari.livejournal.com/53051.html)

Да... Однако в книге Витачека Е.Ф. "Очерки по истории изготовления смычковых инструментов" читаем:

У министра Лорис-Меликова была скрипка Страдивари, перешедшая впоследствии к скрипачу Коханскому...

В основном же в ходу версия (взятая, по всей видимости, из книги H. Sachs. Arthur Rubinstein: A Life. - London: Phoenix, 1997), по которой скрипку эту Павел Коханский получил от своего тестя Юзефа Леона Кона, известного варшавского адвоката, после женитьбы в 1911 году на его дочери Зофии Кон.

Буквально фраза эта в книге (правда с польского уже ее перевода) звучит так:

/Артур Рубинштейн/ подозревал, что Зося и Павел поженились не по любви - она хотела стать женой известного музыканта, а он хотел «жениться» на богатом, щедром, любящем музыку адвокате, который мог позволить себе купить ему скрипку Страдивари в качестве свадебного подарка.



Правда, некая Изабелла Вагнер в новоиспеченной книге - "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы" - Litres, 2022, - сумела "обогатить" версию своим вариантом!:)

Павел Коханский получил дорогую скрипку в качестве свадебного подарка от своего отчима(?!), богатого юриста..

Если вы думаете, что это все, то сильно ошибаетесь!:))

На польском ресурсе Culture.pl в статье о Павле Коханском говорится следующее:

С 1914 по 1915 год он жил в имении Юзефа Ярошинского (который подарил ему скрипку Страдивари)..

В статье же из нью-йоркского журнала "Arts and Decoration" за декабрь 1924 года писалось:

На приеме в саду старого дома в Лондоне перед войной я впервые услышала игру на скрипке Павла Коханского. "Испанский Страдивари Оле Булла", - пробормотал он, доставая ее из футляра, - "Я купил ее вчера - я без ума от нее", - сказал он.
И много лет спустя, когда Россия была разорена войной, революцией, ее жители бежали на край земли из разрушенной страны. Я снова встретила Павла Коханского в Лондоне, идущего по Бонд-стрит, со скрипкой под мышкой. "Сегодня днем я отнесу ее к Хиллу, - сказал он, - и с тем, что он мне даст, уеду в Америку. Все, что я смог вывезти из России".



А вот это уже в корне меняет дело!.. Мало того, что речь тут идет о совсем другой скрипке работы Страдивари!! Так и не дарил ее никто, а купил ее Коханский сам!)

Вот эта скрипка - "Antonio Stradivari - 1687 - VL Spanish, Ole Bull":




Эта прекрасная скрипка - один из редких образцов инкрустированных слоновой костью инструментов Страдивари. На ней сохранилась оригинальная этикетка, датированная 1687 годом. Некоторое время она ошибочно считалась частью набора инструментов, изготовленного кремонским мастером для испанского двора, отсюда и название "испанская", которое долгое время оставалось за скрипкой, но в конце концов было заменено именем норвежского скрипача Оле Булла (1810-1880), которому инструмент принадлежал в XIX веке. (https://casa-stradivari.com/instrument_19_en.html)



О наличии этой скрипки у Коханского упомянуто в уже цитированной книге Витачека (с годом только небольшая ошибочка вышла):

... испанский инкрустированный Страдивари 1677 года (находившийся у П. Коханского).



Косвенно об этом же свидетельствуют мемуары скрипача Михаила Рейсона (1901-1964):

Неоднократно я слышал П.Коханьского, который стал работать в консерватории в последние годы пребывания в ней Л.Ауэра. Коханьский был прекрасным скрипачом большого темперамента, игравший на замечательном инкрустированном инструменте работы Страдивари. В его чудесном исполнении я услышал концерт Чайковского в сопровождении оркестра, в каденции пассаж был сыгран фингерированными октавами, что поразило присутствующих...
Коханьский занимался со студентами, закрывшись в классе «секретно». Одним из условий так называемой «правильной постановки», считал опору на обе ноги, которые сам широко расставлял.Уверял, что покажет лучшую работу, чем Ауэр, но этого не случилось, т.к. Коханьский вскоре уехал из Петербурга.



И совсем все разъясняется на страницах сайта Национального музея американской истории, где цитируется письмо 1926 года Альфреда Хилла из компании W.E. Hill & Sons (весьма уважаемой британской фирмы по продаже и экспертизе скрипок) Павлу Коханскому, в котором описана краткая история его скрипки Ole Bull.
Приведу из письма лишь интересующий нас конец длинной цепочки владения скрипкой:

... В 1883 году ваша скрипка была приобретена нашим покойным отцом за 500 фунтов стерлингов. Затем она была продана нами мистеру Ч. Олдхэму из Брайтона, энтузиасту-любителю, обладателю великолепного квартета инструментов Страдивари, который он сохранил до своей смерти, указав в своем завещании, что они должны быть переданы в Британский музей: это было сделано должным образом, но администрация решила, что музыкальные инструменты не являются подходящими предметами для музея, поэтому в их принятии было отказано. Эта скрипка вернулась в наши руки и была продана нами Вашему покойному тестю.

Далее в статье поясняется:

Тесть Павла Коханского подарил скрипку ему, и он играл на ней до конца своей жизни... В 1981 году она стала собственностью Герберта Аксельрода, став частью принадлежащего ему квартета декорированных инструментов Антонио Страдивари, состоящего из скрипки Оле Булла 1687 года, скрипки Греффуле ок. 1700 года, альта Аксельрода 1695 года и виолончели Мэрилебон 1688 года. В 1997 году инструменты были подарены Смитсоновскому институту, где и экспонируются в Национальном музее американской истории, как "Квартет Аксельрода".



Из всего этого можно заключить, что скрипок работы Страдивари было у Коханского как минимум две!

Скрипку "Оле Булл, 1687" ему действительно подарил отец жены, и владел он ей с 1912 года (по данным сайта Tarisio), до своей смерти (продана в 1935 году Rudolph Wurlitzer Co.)

Что подтверждается и многочисленными фотографиями артиста с этой приметной декорированной скрипкой, включая публикуемую в статье, где утверждалось, что он ее продал!



Вот он с ней на фотографии 1914 года:



И с ней же в 1925 году:



Эту же скрипку можно видеть в руках Коханского на фото 1930-х годов, с которой открывается этот пост.

Продал же он перед поездкой в Америку, по всей вероятности, скрипку "Страдивари, 1717", которой впоследствии было присвоено его имя.. Об этом, кстати, говорится и в книге нынешнего ее владельца Амайаля:

Когда Коханский с Рубинштейном покинули Россию, скрипач продал инструмент лондонскому коллекционеру...

Когда и от кого он ее получил остается загадкой. Версия с великодержавным подарком от Николая II выглядит весьма сомнительной, тем более из уст Амайаля, запросто приплетшего к истории никаким боком не участвующего в ней Рубинштейна..

Вполне возможно, что это был подарок Юзефа Ярошинского (1875-1948) - друга и мецената скрипача (учитывая финансовые возможности его семьи, в особенности брата - Кароля Ярошинского (1878-1929) - сахарного и банковского мега-магната)

На сайте Tarisio есть сведения только о нахождении ее у Коханского до 1920 года, без даты приобретения.. Хотя на другой странице этого же ресурса имеется следующая любопытная информация:

Скрипка провела значительное время в России во время правления царя Николая II, хотя нет никаких доказательств того, что она принадлежала самому царю, как предполагалось. Согласно Альфреду Хиллу, первоначально ей владел один из братьев Виельгорских, то ли граф Михаил Юрьевич (1788-1856), то ли граф Матвей (1794-1866), который также владел знаменитой виолончелью «Давидофф». Затем она перешла к другому русскому аристократу, графу Михаилу Лорис-Меликову (1825-1888), а затем была куплена Павлом Коханским (1887-1934), имя которого до сих пор носит.

Значит, все-таки куплена самим Коханским?.. или это просто фигура речи?.. не знаю.., но, думается, вряд ли в те годы он имел еще достаточную финансовую обеспеченность для подобных трат..

Зато там же приводится панегирик Пьера Амойяля этому его любимому инструменту:

Почему «Коханский» такой особенный? - У него очень глубокий тон, который не совсем характерен для Страдивари. Страдивари подобен бриллианту, который сияет на каждой струне, но когда вы играете на некоторых инструментах «дель Джезу», богатство тона становится глубже, может быть, теплее. Возможно, Страдивари слишком совершенен, а Гварнери более человечен. Так вот, в этой скрипке Страдивари сделал что-то более человеческое. У нее есть тон, который вы не найдете ни в одной другой. И в то же время она очень мощная, очень яркая в верхнем регистре. Это волшебное сочетание.



Да.. Так вот об упомянутом здесь мастере Джузеппе Гварнери по прозванию "дель Джезу" (т.е. "Иисусов"). В процессе поисков выяснилось, что одна из его прославленных скрипок носит название... "Коханский"! Ибо так же принадлежала нашему герою..

Более того, она входит в пятерку самых дорогих скрипок мира!..

«ex-Kochanski Guarneri del Gesu, 1741»



Экс-Кохански датируется 1741 годом и считается одним из лучших существующих инструментов Гварнери.
В 1927 году Ex-Kochanski Guarneri была продана компанией WE Hill & Sons Полу Кочански, польскому скрипачу, в честь которого и была названа.
Последний раз Ex-Kochanski была продана в 2009 году Аароном Розандом, скрипачом, которому эта модель принадлежала более пятидесяти лет, частному российскому коллекционеру скрипок за 10 000 000 долларов. (https://hellomusictheory.com/learn/most-expensive-violins/)

Значит именно этот инструмент держит в руках Павел Коханский на всех остальных поздних фотографиях, где скрипка без инкрустации (владел он ею так же до смерти):



... Но и это еще не все!!:)

Обнаружилась еще одна скрипка работы Страдивари, иногда называемая "Kochanski"!!

«Stradivari "Rosenheim"/"Kochanski", 1686»


  

Антонио Страдивари было 42 года, когда в 1686 году он сделал эту великолепную скрипку, теперь известную как «Розенхайм». Скрипка признана одним из выдающихся образцов того периода.
С 1902 года ею владел г-н Вилли Розенхайм, одолживший эту скрипку молодому Полу Кочански (1887-1934) в начале его карьеры. В статье о скрипаче, опубликованной в журнале THE STRAD в декабре 1906 года, «Розенхайм» Страдивари описывается как «совершенный образец»...
(по материалам https://www.rareviolins.com и http://www.archiviodellaliuteriacremonese.it

Возможно на фотографии 1903 года в руках молодого Коханского уже именно эта скрипка:



и почти наверняка на этом фото (около 1907 года):



Остается догадываться, какая из вышеописанных скрипок (если только ни какая-то еще другая!) удостоилась персонального "портрета" в личном фотоальбоме Павла Коханского:



Под фото имеется подпись.., но я не смог ее проассоциировать ни с одним из рассмотренных инструментов..



* * *

Пора перейти к собственно биографии Павла Коханского (вернее, к некоторым ее аспектам), но прежде необходимо все же немного выдохнуть после такого столь неожиданно обширного экскурса в историю инструментов артиста.. (что поделать, если на информационных нивах в этом вопросе царит полный хаос и неразбериха.., пришлось засучить рукава)..

Самое время дать высказаться наконец и самому мастеру, благо сохранилось несколько записей начала 1920-х годов с его игрой:

image Click to view



1. 0:06 - Fritz Kreisler: La Gitana
2. 2:52 - Henryk Wieniawski: Le Carnival Russe, op.11
3. 6:51 - Pablo de Sarasate: Malagueña, op.21, no.1

Paul Kochanski - Violin; F. Tesselt - Piano

Только еще одно маленькое отступление.., полуличное..

Послушал я первый раз эти записи Павла Коханского.., и как кольнуло что-то внутри.. Такие теплые грудные звуки скрипки я раньше слышал лишь однажды.., со старинной пластиночки домашней, где играла Галина Баринова.. Впечатления давнишние, почти детские.., но потому и самые прочные, значимые..

Посмотрел в биографиях, и точно! - она училась у Коханского в Петербурге... с 4-летнего возраста!!!

Так вот все неожиданно сходится и пересекается..

image Click to view



* * *

Итак, вопросы жизнеописательные..

У меня нет однозначных ответов на вышеобозначенные биографические нестыковки (тут нужно работать с архивными документами), разве что кое-какие соображения..

Прежде всего, что касается города рождения..
Им, конечно, могла быть и Одесса, но вот имеющиеся детские фотографии маленького Павла сделаны были все-таки в Орле!

Именно так подписано сверху (видимо, им собственноручно) вышеприведенное детское фото в личном его альбоме:



Да и Болховская улица, и "дом Гамана" на ней, где располагалась в те годы "Фотография Артура Фельдмана" находились именно в городе Орле! (это я проверил:)



Здесь будущий виртуоз сфотографирован приблизительно в 1890 году со своей мамой Ханой, в девичестве Смоленицкой (Chaną Smoljenicką).. Фамилия матери говорит о происхождении ее рода из польских земель (хотя сама она была, наверняка, еврейкой - не принималось иное в иудейской традиции, тем более, для служителя культа), и, вполне возможно, что и вся семья прибыла в свое время из Польши, но родился Павел, скорее всего, все же в Орле!

Что же касается Одессы, то туда наш герой попал, по всей видимости, в 1894 г. в семилетнем возрасте, ибо как раз тогда начал серьезно заниматься скрипкой в Музыкальном училище Одесского отделения Императорского Русского музыкального общества в классе Эмиля Шимона Млынарского (1870-1935) - выпускника Санкт-Петербургской консерватории, ученика Л. Ауэра (до того начальные уроки скрипки Павел получил от своего отца).



Так Млынарский выглядел в 1895 году, в свои 25.

Первое же прослушивание семилетнего скрипача произвело на него колоссальное впечатление:
«У него были исключительно сильные пальцы, уже очень хорошо натренированные, и он умел пользоваться смычком с удивительной легкостью. Что самое интересное, интерпретация маленького мальчика была на высоком уровне. Уже тогда Коханский показал вкус и умеренность».

Помимо занятий в училище Млынарский стал давать Павлу частные уроки, и вообще проявлял к нему поистине отеческую заботу. А через три года, перебравшись в Варшаву, взял мальчика с собой.



В 1899 году молодой скрипач дебютировал на сцене варшавского Большого театра (Teatr Wielki), главным дирижером которого работал Эмиль Млынарский, блестяще исполнив скрипичный концерт Мендельсона.



... и влился в местную музыкальную жизнь.



В конце 1901 года 14-летний Коханский был приглашен уже на должность концертмейстера оркестра только что открывшейся Варшавской филармонии, директором и главным дирижером которой являлся все тот же Млынарский.



На 15 лет Варшава стала для Павла Коханского домом, где прошло его становление как художника и человека, где он имел друзей, любовь, семью и заботливого покровителя и друга, фактически заменившего ему отца.. Ничего удивительного, что и себя он стал ассоциировать с Польшей, и для окружающих он был и остался именно польским артистом.

Не говоря уже о "польской" фамилии..

Как Кахан /Каган/ (вариант еврейской фамили Коэн, означающей принадлежность к сословию священнослужителей в иудаизме) превратился в Коханского (от польского "кохач" - "любить"), можно только предполагать.. Но ясно, что в Российской империи так жить было значительно удобнее..

Причем такая трансформация фамилии касалась не одного Павла, а и его братьев.., тоже музыкантов..

Брат Эли (на фото справа) был, по всей видимости, самым близким к Павлу и любимым.. Да и похожи они были очень..



Эли Коханский (польск. Eli Kochański; 8 мая 1886 - 19 октября 1940) - виолончелист и музыкальный педагог.

Учился, как и Павел в муз училище Одесского отделения ИРМО у Эмиля Млынарского , а после отъезда того в Варшаву перешел в класс виолончели Артура Вульфиуса, где прозанимался семь лет. С 1904 по 1906 год продолжил совершенствоваться в игре на виолончели в Лейпцигской консерватории у Юлиуса Кленгеля, где изучал теорию музыки у Иоганна Меркеля и камерную музыку у Ханса Зитта.

С 1908 года - участник струнного квартета, с 1909 года начал сольную карьеру виолончелиста. В частности, в сентябре 1912 года был приглашен Сергеем Кусевицким для участия в симфоническом цикле из произведений Чайковского в Москве и Петербурге - солировал в "Вариациях на тему рококо". С 1912 по 1926 год занимал пост концертмейстера группы виолончелей Варшавской национальной филармонии.
В 1909 году стал преподавать виолончель в Музыкальной школе Люциана Марчевского в Варшаве; с 1919 по 1939 - профессор Варшавской консерватории по классу виолончели.

К тому же Эли был талантливым ироничным рисовальщиком..



Шарж на Млынарского.



Музыкальный дуэт Павла и Эли.



Павел.. Видимо, в свете маячившей перспективы воинской повинности..



Второй брат был намного моложе..



Леонид Коханский (польск. Leonid Kochański; 25 октября 1893 - 12 января 1980) - пианист.

После учебы в знакомом нам уже Одесском муз училище ИРМО окончил Лейпцигскую высшую школу музыки (1910), занимаясь у пианиста Леонида Крейцера (выпускника Санкт-Петербургской консерватории по классу Есиповой и Глазунова). Выступал с концертами, как сольными, так и в дуэте с братом Павлом. В 1919 году стал профессором Русской консерватории в Берлине.
В 1925 году по рекомендации Леонида Крейцера прибыл в Японию, где до 1931 года занимал пост профессора Токийской музыкальной академии. Покинув Японию по истечении контракта (его сменил Лео Сирота) жил в основном во Франции и продолжал проводить концерты и вести просветительскую деятельность. Вернулся в Японию в 1953 году и до 1966 года преподавал в Токийской консерваитории - Musashino Academia Musicae, в качестве профессора фортепиано.
Среди учеников Коханского, в частности, композитор Сабуро Морои, пианисты Мотонари Игути и Хироко Накамура.



Тут возникла у меня одна заминочка..

Дело в том, что в некоторых архивных записях Павла Коханского в качестве аккомпаниатора на фортепиано выступает некий "J. Kochański":



В описании же ютубовской к записи уточняется: "Joseph Kochanski - Piano"

image Click to view


Paul and Joseph Kochanski plays Raff Cavatina and Brahms Hungarian Dance no.1 (recorded in the early 1920s)

Еще один брат?..

Я не знаю, сколько всего в семье Иешуа Кахана было детей.. Если предположить, что групповое семейное фото на столе 16-летнего Павла - это фото его семьи (а иначе, что бы там ему делать?)...



.. и присутствуют на нем только дети и родители, то насчитать можно семь детей - трех мальчиков и четырех девочек..



Для еще одного брата вроде бы "места" не остается.., если, конечно, не предположить, что снялись члены семьи без Павла, практически постоянно дома отсутствующего, и специально для него, что в общем-то вполне возможно..

В общем, судить, да рядить при отсутствии документированных данных тут можно до бесконечности.., однако, на одном из японских ресурсов (где только и можно было раздобыть фотографию Леонида) встретилась такая о нем запись:

Joseph Kaganoff (Josef) (Leonid Kochanski) (1893-1980)

Вот тебе на!.. Т.е. получается, что Иосиф и Леонид - один и тот же человек?!..

И более того, выходит, что "Коханский" - это все-таки самоназвание, а реальная семейная фамилия - Кагановы?

А Леонидом назвал себя Иосиф, надо полагать, в честь своего учителя Леонида Крейцера?

Вопросы.., вопросы.., вопросы.. Впору взывать к духу Шерлока Холмса!:)



Но продолжим биографию Павла..

В 1903 году, усилиями Млынарскогоко, убедившего нескольких богатых поляков обеспечить молодому дарованию спонсорскую поддержку, Павел отправился на учебу в Брюссельскую консерваторию для окончательной шлифовки скрипичного мастерства у знаменитого бельгийского педагога Сезара Томсона (1857-1931).



Всего через четыре месяца обучения шестнадцатилетний Коханский получил первую премию консерватории (Premier prix avec la plus grande distinction) и полноценно ступил на стезю концертирующего виртуоза.

Именно тогда, в начале своей артистической карьеры, он познакомился с Артуром Рубинштейном (1887-1982).
Их растущая дружба стала одним из значительных событий в личной и творческой жизни каждого.



Оба были не только выдающимися музыкантами, но и болтунами, проказниками и мимами!..





В личном фотоальбоме Павла Коханского есть целая галерея из таких изображенных им "идиотиков":



И вообще он все время играл!..







С Мишей Эльманом:



с Федором Шаляпиным:



Сохранились уникальные хроникальные кадры, запечатлевшие Павла Коханского после концерта 24 ноября 1928 с Пабло Казальсом.., где он очень пластично и артистично имитирует игру того на виолончели!..

image Click to view



Как писал Харви Сачс в своей книге о Рубинштейне:

Эти одаренные еврейские мальчики плакали, любили успех, обладали сильным чутьем, чтобы использовать его, и были достаточно стойкими, чтобы терпеть неудачи. Дочь Рубинштейна, Ева, вспоминает, что и спустя годы после смерти Коханского отец «всегда говорил мне, как сильно он восхищался им и любил его»... Прожив на пол века дольше Коханского он всегда вспоминал о своем друге с большой любовью и считал его ближе себе, чем его родные братья...

Но и самое, конечно,главное - их творческий союз был максимально плодотворен. Артур Рубинштейн говорил, что с самого начала они играли вместе так, будто в музыкальном плане были «созданы друг для друга»...

К сожалению, сохранилась лишь одна запись в их совместном исполнении - Третья скрипичная соната Брамса, Op.108 (15 июня 1932):

image Click to view



1. 0:07 - Allegro
2. 7:15 - Adagio
3. 11:32 - Un poco presto e con sentimento
4. 14:19 - Presto agitato

Не менее тесная дружба, а в творческом плане еще более значимая, связывала Павла Коханского с композитором Каролем Шимановским (1882-1937).



Они впервые встретились в Варшаве в 1901 году, когда Шимановскому было 19 лет, а Коханскому - 14, а последняя их совместная работа (над Вторым скрипичным концертом композитора) состоялась в конце жизни скрипача, когда тот был уже неизлечимо болен.
Они были близкими друзьями, и во многом именно их дружба побудила Шимановского писать для скрипки, а выступления с этой музыкой Коханского сделали ее широко известной, и он стал восприниматься, как «самый подлинный ее представитель»..

Это было воистину сотворческий союз, взаимопитающий.., и сочетание уникально-образных концепций Кароля Шимановского с виртуозными ресурсами скрипки, подвластных Павлу Коханскому, создало уникальный новый тип скрипичного письма, «в высшей степени утонченный и новаторский»...

Шимановский писал 5 марта 1930 года:

«То, чего мы с Павликом достигли в «Мифах» и Концерте, то есть новый стиль, новый тип выразительности в игре на скрипке - это достижения эпохальные. Все произведения других композиторов, приближающиеся к ним по стилю, пусть даже самые что ни на есть гениальные, созданы были позднее, то есть либо непосредственно под влиянием «Мифов» и Концерта, либо при непосредственном участии Павлика»

Речь тут о Первом скрипичном концерте Шимановского op. 35, который он написал целиком за 12 дней в августе 1916, гостя вместе с Коханским в Зарудье, имении их друга и мецената Юзефа Ярошинского. Павел не только помогал с партией скрипки, но и написал каденцию..

Концерт вышел с посвящением Павлу Коханскому..

image Click to view


Скрипка - Франк Петер Циммерман, дирижер - Энтони Витт, Варшавский филармонический оркестр.

Шимановский очень ценил Коханского не только в профессиональном, но и в личном плане.., его и его жену. И вот что он писал Зосе Коханской по этому поводу:

... С вами меня объединяет нечто такое, что перечеркнуть просто так невозможно, и отнюдь не слепой случай играет нашими чувствами; это нечто опирается на долгую, многократно подвергавшуюся испытаниям совместную жизнь (иначе не скажешь)... Создатель сделал нас идеально подходящими друг к другу со всем, что в нас есть «человеческого»; это значит, что мы не горние бесплотные ангелы, а живые люди, и следует открыто и даже с гордостью признаться самим себе, - не из худших, поэтому нам так хорошо вместе...

... «человеческое» явственнее всего проявляется порой через «животное»..





Все трое друзей были гордостью Польши.. В ходу был даже такой набор их портретных миниатюр:





И Второй свой скрипичный концерт Шимановский посвятил другу.., правда, уже посмертно: «Памяти великого музыканта, моего дорогого и незабываемого друга Павла Коханского».

Рубинштейн же через сорок пять лет после смерти Коханского писал: «Все последующие годы мне пришлось прожить без друга, которого никто не мог заменить мне».

Ну и на последок, замыкая, так сказать, круг..



На польском ресурсе polona.pl, откуда взята львиная доля размещенных здесь фотоиллюстраций, эта фотография имеет следующую подпись:

Portret Pawła Kochańskiego z Arturem Rubinsteinem, Stefanem Spiessem i Karolem Szymanowskim.

Штефаном Списсом значит.., ага..!).. Но мы-то с вами знаем, кто это тут такой!!

А кто не знает, пусть прочтет первую часть!:)

--------------------------------------------------------------------
© 2022 Станислав Серапинас ( Sagittario)
--------------------------------------------------------------------

"Археологи - ау!", Рубинштейн Артур, Шимановский, Прокофьев, Коханский, музыкальное, скрипачи

Previous post Next post
Up