В этом году мы празднуем 400-летие дома Романовых. И, оказывается, у нашего сообщества тоже есть связь с членами императорской фамилии, а, точнее, с последним ее представителем, причисленным к лику святых - царем Николаем II.
Он собирал скрипки. В его коллекции было 128 предметов, включая инструменты Антонио Страдивари. Как и всякий коллекционер, Николай II весьма болезненно относился к своим экспонатам. Есть легенда, что в Зимнем дворце для скрипки Страдивари был оборудован тайник в колонне дворца. И его опасения оказались пророческими - скрипку, как и ее коронованного владельца, ждала страдальческая судьба.
Инструмент был создан в 1717 году в мастерской Страдивариуса. Он носит имя Павла Кошанского (или, по другим источникам, Коханьского): российского скрипача, который получил этот драгоценный инструмент в начале XX века в дар от самого императора, растроганного его виртуозной игрой. Этот благородный и щедрый поступок спас скрипке жизнь: она пережила и Октябрьскую революцию, и Вторую мировую войну.
В 1987 году скрипка была похищена.
«Человек, похитивший скрипку, слышал, что это одна из самых дорогих и прекрасных скрипок Страдивари, и думал, что продаст ее. Через несколько месяцев после похищения он был убит. Но он все-таки успел перепродать скрипку антиквару, который тоже надеялся перепродать ее. Но после нескольких попыток он понял, что никто не был готов купить столь дорогой и известный инструмент. Единственным возможным покупателем оказался… я!!», - вспоминает нынешний владелец инструмента, швейцарский скрипач Пьер Амойял (Pierre Amoyal).
Позднее скрипку украли снова. Амойял нанял частных сыщиков, которые отыскали ее у итальянских наркобаронов, не имевших представления о том, чем они обладают. В 2005 году Амойял даже написал и выпустил об этом книгу «Из любви к Страдивари» (Pour l’amour d’un Stradivarius).
Справка
Любимый ученик Яши Хейфеца, Пьер Амойаль закончил Парижскую Консерваторию в 12 лет. Не достигши и 20, он записывал свои первые диски вместе со своим знаменитым учителем и виолончелистом Грегором Пятигорским. Другим «крёстным отцом» скрипача стал Герберт фон Караян: после блестящего концерта с Берлинским Филармоническим Оркестром Амойалю открылись двери самых престижных мировых залов. В 28 лет он стал преподавателем Высшей Национальной Консерватории Парижа. Сейджи Озава, Георг Сольти, Лорен Мазель, Пьер Булез, Геннадий Рождественский - далеко не полный список прославленных дирижёров, с которыми Пьер Амойаль выступал за время своей почти полувековой сценической карьеры.
Click to view