Фото Томаса Хаммонда - неожиданно личное

Feb 16, 2019 00:36

Помнит ли еще кто "эпические" посты с фотографиями Томаса Хаммонда?:)
Для тех, кто не в курсе, - речь о цветных слайдах американского ученого, посещавшего СССР в 1950-70-х годах, выложенных кучей вдруг года три назад на сайте Виргинского университета..

Систематизировать было их не так уж просто.., что вылилось в ряд публикаций:

- СССР глазами профессора Хаммонда (1956-58)
- Рига, 3 июля 1958
- Москва, Ленинские горы, зима 1964
- Москва, Красная площадь и окрестности, 12 марта 1964
- Загорск, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль. 20 марта 1964
- Люди на улицах Москвы. Лето 1964
- Театры, концерты. Москва, 1964
- Военный парад и демонстрация. Москва, 1 мая 1964
- Москва. Купальный сезон 1964

========================================

Интереснейшие все, надо сказать, свидетельства времени.. В свое время они достаточно активный отклик имели..

Но вот среди всего обширнейшего этого фотоархива (я, конечно, не все показал) совсем мало можно отыскать кадров, посвященных работам художников.. Да и те немногие, что есть - типично мимоходно-туристические, запечатлевшие несколько известных полотен из музеев или с выставок.., причем, достаточно криво и небрежно снятые..

Тем удивительнее интерес, проявленный вдруг американским профессором к некоему молодому московскому художнику, кого он посетил лично и целенаправленно сфотографировал около двух десятков его работ (а многие и по нескольку раз!)..

Никаких уточняющих пометок на коробке со слайдами Томас Хаммонд на этот счет не оставил (кроме года и города).. Во всяком случае, на Викискладе, куда с недавнего времени сотрудники виргинского университета начали выкладывать эту фотоколлекцию (выборочно и весьма неспешно.., при том, что по старому адресу на ресурсе самого виргинского университета фотографии для свободного доступа теперь недоступны) соответствующий снимок назван просто:

"Неизвестный человек в Москве 1964" (Unidentified Man in Moscow 1964)

А в примечании пояснено (многословнее, но отнюдь не информативнее): "У изображения нет описания, но этот человек, сидящий в квартире в окружении картин, сфотографирован в Москве в 1964 году".




Самое удивительное во всем этом, что как раз по поводу изображенного здесь "неизвестного человека" (а, думаю, многие, во всяком случае, из постоянных моих читателей, узнали художника Владимира Янкилевского) незадолго до выкладки фотографий на Викискладе состоялась у меня переписка... с сотрудницей этого самого Виргинского университета из тамошнего "Центра российских, восточноевропейских и евразийских исследований", курировавшей проект с фотоархивом Хаммонда..

Она сама меня нашла после серии моих публикаций по фотографиям Хаммонда и написала тут в личку (на прекрасном русском языке!) письмо, в котором извинялась(!!), объясняя причину плохой систематизацию коллекции.., по которой (систематизации) в вводном слове к постам я, надо сказать, "проехался" (краснею три раза!:))..
На что я, в свою очередь извинившись (и исправив особо острые выпады в тексте:), поведал, помимо прочего, что коллекция эта лично мне интересна и дорога еще и тем, что есть в ней фотографии картин моего родственника - художника Владимира Янкилевского..
На что получил горячую благодарность, "за столь ценную для них информацию", ибо они "как раз планируют загрузить фотографии на Wikimedia Commons", но боялись нарушить авторские права неизвестного им художника.., и попросили с ним связаться на сей счет..
Что я и сделал, получив и сообщив им его полное на размещение согласие (при условии указания авторства), присовокупив при сем и официальный сайт художника, в коем можно было почерпнуть необходимые по картинам данные..
На что получил вновь и снова "Спасибо огромное!" с просьбой "не отказать в помощи в случае, если возникнут трудности с описанием/названием"..
... на чем все благополучно и завершилось..

И вот какой на сегодняшний день мы наблюдаем результат (а прошло с переписки той аккурат два года уж):

Из всех фотографий Хаммонда с картинами художника Янкилевского опубликована на Викискладе всего одна (см выше).., но, опять же, "неизвестного человека, окруженного некими картинами"...

Остается лишь развести руками и констатировать, что не токмо в нашей земле обильной "порядка нет как нет"..

¯\_(ツ)_/¯

В разделе Discussion у этого фото я добавил пояснительную информацию (причем, год назад уже!).., но хто ж ее там смотрит..

Потому хочу хотя бы у себя показать наконец уже и все фотографии Томаса Хаммонда на эту тему, сопроводив их необходимыми подписями и разъяснениями..

Тем более, что сегодня у Владимира Янкилевского день рождения, ему исполнился бы 81 год..



Поясню лишь, что жил в это время (а посещение Хаммонда состоялось в 1964 году) художник с женой и недавно родившейся дочкой в Москве в одной комнате в коммунальной квартире.. Мастерской своей у него тогда еще не было, потому свои картины он вынужден был создавать прямо там же, где жил (включая и грандиозные триптихи, которые не имел возможности даже составить целиком, что на фото и видно)..

И было тогда Владимиру Янкилевскому всего-то 26 лет..



Владимир Янкилевский на фоне разобранного Триптиха № 3. Исход (Посвящается Р.С.) [1963. Дерево, металл, масло. 155 x 487.5 x 15 см] (фото Т. Хаммонда)



1963. Триптих № 3: Исход (Посвящается Р.С.). Левая панель. (фото Т. Хаммонда)



1963. Триптих № 3: Исход (Посвящается Р.С.). Правая панель. (фото Т. Хаммонда)



1963. Мужской портрет. Картон, масло. 60 × 47 см (фото Т. Хаммонда)



1963. Мужской портрет. Картон, масло. 60 × 47 см (фото Т. Хаммонда)



1963. Мужской портрет. Картон, масло. 65 × 55 см (фото Т. Хаммонда)



1962. Тема и импровизация. Картон, масло. 70 × 100 см (фото Т. Хаммонда)



1962. Пейзаж. Картон, масло. 80,6 × 129,5 см (фото Т. Хаммонда)



1963. Натюрвив "Полночь". Дерево, ассамбляж, масло. 108 × 136 × 8 см (фото Т. Хаммонда)



1963. Портрет Р. С. Металл, картон, масло. 60 × 70 × 6 см (фото Т. Хаммонда)



1963. Мужской портрет. Картон, масло. 60 × 47 см (фото Т. Хаммонда)



1963. Мужской портрет. Картон, масло. 60 × 47 см (фото Т. Хаммонда)



1963. Любовники. Оргалит, масло. 80 × 130 см (фото Т. Хаммонда)



1963. Мужской портрет. ДВП, дерево, масло. 60 × 57 × 6 см (фото Т. Хаммонда)



1962. Триптих № 2. Два начала. Картон, масло. 96 × 275 см (фото Т. Хаммонда)



1963. Пейзаж с драконами. Картон, масло. 80 × 130 см (фото Т. Хаммонда)





1961. Триптих №1. Классический. Оргалит, масло. 100 × 280 см (фото Т. Хаммонда)



1961. Тема и импровизация №9. Бумага, пастель. 29,5 × 41,4 см (фото Т. Хаммонда)



1961. Тема и импровизация №8. Бумага, пастель. 29,5 × 41,4 см (фото Т. Хаммонда)



1963. Пейзаж​ сил.​ Картон, масло,​ 80,6 × 129,5 см (фото Т. Хаммонда)

На самом деле, по цветам она вот такая! Это я фотографировал на московской выставке Янкилевского в марте 2003 г.





1963. Любовники. Оргалит, масло. 80 × 130 см (фото Т. Хаммонда)



1959. Ожидание. Холст, масло. 73,5 × 83 см (фото Т. Хаммонда)



1961. Диалог. Картон, масло. 150 × 210 см (фото Т. Хаммонда)

Такой вот весомый "улов" американского профессора..

Ни сам Владимир Янкилевский, ни его жена Римма, когда я их спрашивал, вспомнить об этом посещении их американца не смогли..
Так и остается загадкой, почему профессор Хаммонд, очевидно не очень-то интересовавшийся живописью, вдруг проявил такой удивительно подробный интерес лишь к одному художнику?.. Удивительно..

Но еще удивительней, что другая серия фотографий Томаса Хаммонда совершенно на другую тематику, оказалась сделанной, как я смог определить, совсем неподалеку!!..

Но об этом уже в следующем посте!



1960-е, иностранцы в России, Москва, Янкилевский, художники, советское, старые фото, Хаммонд

Previous post Next post
Up