"Меотийские болота" (7) или "Атлантическая Русь" (4). Странности Повести временных лет

Dec 05, 2019 12:52


Современная локализация подавляющего большинства географических объектов противоречит тексту Повести временных лет.

Реки Дунай, Тигр, Волга и Понетское море

Ипатьевский и Лаврентьевский списки начинаются с указания областей, доставшихся каждому из трех сыновей Ноя.



Говоря об Иафете сначала перечисляются страны, затем реки и народы. Приведу цитаты, касаемые «речного» блока:

[и]  рѣку Тигру . текущи  межю Мидъı  и Вавилономь до Понетьского  морѧ . на полънощнъıӕ  странъı Дунаи Дьнѣстръ . и Кавкаисинскиӕ  горъı . рекше Оугорьски  и ѿтудѣ  доже  и до Днѣпра.
и прочаӕ рѣки  Десна Припеть  Двина . Волховъ Волъга . ӕже  идеть на востокъ в часть Симову  . (Лаврентевский список)

и рѣку Тигру . текущюю межи Мидъı и Вавıлономъ . до Понетьского  морѧ. на полунощныӕ стра̑ны . Дунаи Днепръ  . и Кавькасиискыӕ горы . рекше Оугорьскыӕ . и  ѿтуда рекше  доже и  до Днепра . и прочааӕ рѣкы . Десна .
Припеть . Двина . Волховъ . Волга . иже идеть на въстокъ . въ часть Симову (Ипатьевский список)

Дунай, Днепр, Днестр

В Ипатьевском списке в сравнении с Лаврентьевским Днестр отчего-то заменен Днепром. Есть несколько версий объяснения названий этих рек. Одна из гипотез относит названия Днепра и Днестра к кельтскому don («вода»), соответственно don-ieper и don-iester - «верхняя река» и «нижняя река». Возможно, путаница между Днепром и Днестром объясняется тем, что этими словами в первоисточниках для Повести временных лет обозначали лишь разные части одной реки. Может быть даже эта река имела третье название в качестве обозначения всего русла, как целого.

Кстати, в качестве общего для верхней и нижней частей реки названия подходит походит слово Дунай. Дело в том, что у реки, которую называли  Дунаем долго было сразу два названия: верхнее течение реки обозначали заимствованным из кельтского латинским Danubius (Dānuvius), а нижнее - по-гречески Ίστρος. Плиний, Страбон, Птолемей спрашивали себя, где заканчивается одна река и начинается другая. Овидий называл Дунай “двуименным” (bisnominis).

Как видим, название для нижней части реки Ίστρος или Истр как нельзя лучше соответствует кельтскому iester.

Подводя итог сказанному, можно предположить, что:

  • Дунай - общее название реки
  • Днепр - название для верхней части этой реки
  • Днестр - название для нижней части

На страницах Повести приходится часто сталкиваться с путаницей относительно трех наименований. Самое прискорбное состоит в том, что уже у составителя летописи и тем более у позднейших историков возник соблазн заговорить о трех разных реках...

Тигр

Обращает на себя внимание фраза «река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном до Понетского моря в полунощные страны».

Оказывается, что:

  • Тигр течет в полунощные (т.е. северные) страны 
  • Тигр впадает в Понетское море, под которым современные комментаторы понимают Понтийское (Понт Евксинский)
  • Понетское море расположено на севере, ведь именно там [в полунощных (т.е. северных) странах] расположено устье Тигра.

Такие характеристики этой реки совершенно не соотносятся с современной ее локализацией на Ближнем Востоке.

Что касается расположения Понта Евксинского на севере, приведу характеристику Марцеллина Комита, оставившего в своей хронике под 401-м годом такую запись: «Поверхность Понтийского моря настолько замерзла, что когда лед тронулся, в течение 30 дней льдины, размером с горы, двигались сверху вниз и заполнили Пропонтиду».

Чтобы понять о каких районах, имеющих отношение к ранней русской истории идет речь в Повести временных лет, предлагаю читателю абстрагироваться от имеющихся географических понятий и попытаться взглянуть на текст летописи так, как если бы решали текстовые логические задачки.

Поверьте, это полезное занятие ума способно подарить вам сумму очень важных знаний...

Волга

Эта река, оказывается «идет на восток  в часть Симову».

Днепр и Понетское (Русское) море

Днѣпръ втечеть в Понетьскоє море жереломъ .  єже море словеть Рускоє (Лаврентевский список)

В Рим по Днепру

Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское (в переводе Д.С.Лихачева и О. В. Творогова)

Странно, что апостол Андрей рассматривает Днепр в качестве своего ориентира по пути в Рим. Если бы в его времена река и город находились там, где их предполагают сегодня, то желая попасть в Рим, следовало бы направляться на юг, но не подниматься в верховья Днепра.

Дальше еще интереснее...

Андрей таки попал в Рим

География в древности была все-таки иной и потому Андрей, войдя в Днепр достигает Рима.

и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим (в переводе Д.С.Лихачева и О. В. Творогова)

Вот как описывается этот путь:

в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду (в переводе Д.С.Лихачева и О. В. Творогова)

Итак, из озера Нево можно попасть в море Варяжское. Конструкция «по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к...» не оставляет иных толкований, кроме того, что Варяжское море располагалось на пути до и после Рима. Иначе говоря, город лежал на берегу этого моря.

По Двине - еще один возможный путь до Рима

В ПВЛ описывается некий Оковский лес, из которого вытекают:

  • на юг - Днепр в Понтийское море
  • на восток - Волга, впадающее «семьюдесятью устьями в море Хвалисское»
  • на север - Двина в Варяжское море, «а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима»

В этом месте летописец говорит о близости Рима от страны варягов, давших название морю, на берегах которого они проживали.

Если бы Рим располагался на Апеннинах, то автор текста непременно вынужден был бы указать промежуточные географические пункты по пути из страны варягов в Рим, ведь расстояние получалось более чем значительным. Позволявшим при этом несколько вариантов логистики и упоминание о каком-либо конкретном имело в таком случае смысл.

Царьград

По Варяжскому морю можно плыть до Рима, «а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду». «От Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река».

Царский город расположен, по-видимому, на Варяжском море недалеко от Понтийского. Непонятно, как эти моря соприкасаются: через систему проливов или как-то иначе.

Примерная карта



Великая Скифия и переселение

Автор ПВЛ, вторя хронике Георгия Амартола, относит к Иафетовым народам, занявшим относительно Вавилона северные и западные части суши и племя «Нарци (так записано в Лаврентьевском списке, а в Ипатьевском  - «Норци») єже суть Словѣне».

Спустя время они расселяются «по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели».

Венгерскими, а точнее Угорскими названы также Кавкасинские горы, отчего-то упомянутые в абзаце, где описывались реки, имеющие отношение к славянской истории.

«И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу».

Соседи

«... а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная (в Ипатьевском списке: «а Оуличи И Тиверци сѣдѧху по Бугу . и по Днѣпру . и при(при)сѣдѧху къ Дунаєви» - прим. мое). Было их множество: сидели они по Днестру (в Ипатьевском списке: «сѣдѧху бо по Бугу . и по Днепру» - прим. мое) до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая Скифь».

Ипатьевский список снова демонстрирует разницу с Лаврентьевским: Днестр заменяется Бугом и Днепром.

«Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую... В те времена существовали и обры, воевали они против... славян и притесняли дулебов - также славян... После обров пришли печенеги...»

Летописец упоминает также волохов, которые «напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их» еще до прихода угров.

Примечательно, что те славяне, которые позже назовутся полянами и осядут на Днепре, снова окажутся соседями и волохов, и хазар. А если учесть, что мимо их города Киева пройдут однажды угры (на этот раз угры черные), то получается, что:

  • либо Днепр совсем недалеко расположен от Дуная
  • либо вместе с полянами с Дуная на Днепр переселились также и волохи, и хазары и угры
  • либо поляне никуда не переселялись. Днепр и Дунай суть два разных названия одной реки и возникшее в период до составления летописи соотнесение этой одной реки с двумя разными породило историю о переселении полян.
Великая Скифия

К скифам летопись относит уличей с тиверцами, обитавших до самого моря. Вот только какого?

Согласно Ипатьевской редакции обитали они по Бугу и по Днепру, который имел устье в Понтийском море. Что касается Буга и Днестра (места обитания уличей и тиверцев согласно Лаврентьевскому списку), то в летописи не указаны места впадения этих рек. Нет такой информации и относительно Дуная.

От скифов приходили также хазары, «так наываемые булгары». Описывая уже времена Олега (после переселения), запретившего подвластным славянским племенам «платить дань хазарам, сказав: «Я враг их»,  говорится о его войне с уличами и тиверцами. Что еще более подчеркивает их связь с хазарами и приложение именно к ним термина «Великая Скифь». Но не к полянам, древлянам, северянам и радимичам.

Обры

«Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли, как обры», - их же нет ни племени, ни потомства»

Фраза «велики телом, и умом горды» заставляет видеть в обрах тех великанов, рассказами о которых изобилуют античные и средневековые тексты. В частности, скандинавские саги и фризские хроники.

Истребление Богом великанов позволяет рассматривать их в связи с мифическими представлениями о титанах.

Угры

Согласно ПВЛ белые угры «заселили землю Славянскую» на Дунае.

Славяне после этого мигрировали в другие районы, но вот только поляне переместились, похоже недалеко или не ушли вовсе, поскольку «мимо Киева» (там где они обосновались) уже при Олеге пройдут угры черные.

Термин «Угры» имеет самое непосредственное отношение к таким этнонимам, как гунны, авары, мадьяры, венгры, болгары, тюрки.

Пребывание перечисленных народов на Меотиде зафиксировано в большом количестве источников. Породивших разногласия относительно локализации этого Болота и других смежных географических объектов: Танаис, Понтийское море, Кавкасинские горы и т.д.

Похоже, что спора  не избежали и редакторы различных списков Повести временных лет.

Волохи

Обращает на себя внимание сходство в названиях народа, притеснявшего славян на Дунае и земли Волошской - крайней области обитания варягов:

Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы...
к западу - до земли Английской и Волошской

Киевские, Кавказинские или Угорские горы и Оковский лес

В ПВЛ есть очень интересное место, которое напрочь опрокидывает современные представления о локализации летописных объектов:

Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими там волохами и славянами. Сидели ведь тут прежде славяне, а затем Славянскую землю захватили волохи. А после угры прогнали волохов, унаследовали ту землю и поселились со славянами, покорив их себе; и с тех пор прозвалась земля Угорской.

Давайте разберем этот фрагмент. Описывается война угров с волохами, захватившими Славянскую землю и с еще не переселившимися славянами. Захваченную землю славян на Дунае угры назвали своим именем. Кроме того, название Угорских получили и горы. В месте, где описывались реки Иафетовой части суши, горы эти имели еще и название Кавкасинских.

Венгрия

Кстати, отождествление летописного Дуная с той рекой, что протекает сейчас по Венгрии и породило представление о нахождении в этой стране земли гуннов (угров) - Паннонии. Во множестве хроник народ, названный уграми, гуннами или венграми жил диких местах за Меотийским болотом, пока однажды юноши этого племени во время охоты случайно не отыскали путь через топи к той самой Паннонии. Вскоре племя осядет здесь.

Размещение Паннонии на Дунае вынуждает также показать на карте место, где находится Меотийское болото. И вот здесь возникает проблема. Потому как от западного берега Азовского моря до реки Дунай более тысячи километров, что явно превышает все представления о длине маршрута гуннских юношей, отправившихся поохотиться.

Повесть временных лет, называя Кавказские горы Угорскими, казалось бы льет воду на мельницу венгерской локализации Паннонии. Но такое перемещение Кавказа по карте на запад еще более разрушает едва скроенную пространственно-временную модель прошлого.

Вот почему упоминание о Кавказе всячески пытаются затушевать, предлагая, в частности, версию, что таким именем раньше назывались Карпаты. И тогда, якобы выходит, что угры, пройдя мимо Киева и став вежами около Днепра, тут же (через примерно 400 километров) перемахивают через Карпаты, а потом почти мгновенно (еще через 400 километров) оказываются на Дунае и вступают в схватку с волохами.

Очень лихо историки рисуют стрелки походов на карте!

Переселялись ли с Дуная поляне?

Очень странной выглядит версия о пребывании славян сначала на Дунае (в современном представлении о расположении этой реки) и последующем переселении одного из племен, под названием поляне туда, где сейчас располагается столица Украины.

Мало того, что в истории до и после смены места обитания поляне сталкиваются с одними и теми же народами [спрашивается зачем было бежать от врагов туда, где те могли досаждать снова].

Так еще, и топонимика сходна - и там, и там есть Угорские горы.

Что за Угорская гора под Киевом?

В той части ПВЛ, где повествуется о путешествии апостола Андрея по Днепру, упомянуто о неких горах и еще об отдельной горе, входящей в горную систему:

И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру.

Когда братья Кий, Щек и Хорив основывали Киев, приведены названия нескольких вершин:

  • Кий на горе, где ныне подъем Боричев
  • Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица
  • Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей.

Три вершины, это уже горная система, название которой проскальзывает в рассказе о завоевании Олегом Киева:

И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир.

В этом эпизоде и появляется упоминание об Угорской горе.

погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской...

А в следующем говорится об уграх, которые шли «мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской».

Получается, что название такое пошло от черных угров, но с какой кстати называть гору в черте столичного города в честь враждебного племени? Ведь угры мимо Киева шли на войну не только с волохами, но и со славянами тоже...

Оковский лес

В Оковском лесу помимо Волги и Двины, имеет свои истоки еще и Днепр.

По логике место, в котором начинаются аж три реки должно быть возвышенным. В ПВЛ оно названо лесом. Без намека на какие-то холмы или горы. Однако если допустить следование европейской традиции именования гор лесами, то становится понятным, что летописец подразумевал под Лесом. Дело в том, что известную горную систему Центральной Европы еще со времен римлян называют именно лесом - Герцинским лесом. Реликтовые участки его сохраняются под разными местными названиями. К примеру:

Шварцвальд («Черный лес» -  горный массив в земле Баден-Вюртемберг , где берет начало река Дунай)

Оденский лес (Горы Средней Германии)

Тюрингенский Лес (протяжённость около 150 км, ширина до 35 км. Самая высокая точка - 982 м)

Богемский лес (наивысшая точка -  гора Большой Явор, Германия, 1456 метров).

Днепр начинается в Оковском лесу, под которым необходимо понимать некое подобие гор. Известно также, что на этой реке обитает племя полян «по горам», которые посетил однажды апостол Андрей:

И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу.

Горы, где он остановился в летописи получат название Киевских.

И вот теперь хочется сформулировать предположение, что Оковский лес и Киевские горы - суть одно и тоже. На эту гипотезу работает и созвучие названий, оба представляющих лишь разную огласовку корня КВ.

Далее, каждый раз, когда говорится о пересечении ли Оковского леса Андреем по пути в Рим, либо уграми неких гор (позже прозванных Угорскими) всегда упоминается Киев. Смотрите сами:



Похоже на то, что летописный Киев стоял вблизи от того места в верховьях Днепра, где осуществлялся переход через возвышенность. И если известно, что эта река берет начало в высоком месте под названием Оковский лес, и вдобавок к этому упомянуты Киевские горы, расположенные судя по всему также в верховьях, то разве не следует ли из этого, что речь идет об одной и той же системе возвышенностей?

Было бы странным допускать разделенность в пространстве Оковского леса и Киевских гор. Ведь тогда получалось бы, что спустившись из Оковского леса Днепр встречал бы на своем пути непреодолимое препятствие в виде иной горной системы, названной Киевскими (Угорскими или Кавксинскими) горами, проходящей в пределах города Киев.

Существовал лишь один Киев... на Дунае

Среди всяческих странностей с географией, что мы обнаруживаем на страницах разных редакций Повести временных лет, бросается в глаза поразительная схожесть в топонимике и событиях между областями расселения славян на Дунае и полян на Днепре.



Похоже на то, что история переселения славянского племени полян с Дуная на Днепр является вымыслом. Ведь даже внук Рюрика считал своею вотчиной район Дуная.

Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей...»

Анализируя этот отрывок из Повести, говорят, что киевский князь в ходе походов присовокупил к контролируемым территориям еще и область на Дунае, которая ему настолько понравилась, что захотел там и остаться.

Переяславец до сих пор не могут локализовать. Любой из возможных вариантов предполагает расстояние в 600-800 километров до места, где Киев на карте размещают сейчас. При этом историки на полном серьезе уверены в возможности управления на такой дистанции в условиях Средневековья. Даже существование в это же самое время Европы в виде лоскутного одеяла крохотных государств именно по причине того, что более крупные образования с трудом поддаются контролю, не может заставить их подумать получше.

И, конечно, стараются не придавать значения слову «середина». Ведь тогда пришлось бы объяснять, каким образом в сферу влияния киевского князя могли попасть территории современных Турции, Греции, Македонии, Венгрии, Словакии.

Очень многое встало бы на свое место, если мы посмотрели на текст Повести временных лет исходя из той посылки, что летописный Киев размещался на Дунае. Получила бы оправдание не только фраза Святослава насчет Переяславца, но стала бы понятной та дубликатность топонимов и событий из таблицы, что выше.

Как было на самом деле

Понятно, что составитель «Повести временных лет» использовал различные источники для своего текста. В одних описывался Киев и смежная топонимика на Дунае, в других Киев на Днепре. Летописец просто счел их разными объектами и событиями.

Мало того, видя эту повторяемость, всячески пытался принизить статус дунайского Киева, называя его в уменьшительной форме - Киевцем или городищем (Кий «срубил городок невеликий»).

Роковым событием в истории славян на Дунае стало завоевание их уграми. После чего земля Славянская стала прозываться Угорской. И горы, как теперь становится понятным, до того именовавшиеся Киевскими получили название Угорских.

Это событие в источнике про основание Киева на Дунае получило такое изложение в ПВЛ:

хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.

Уберите вымысел компилятора о втором Киеве и все встанет на свои места.

Кий построил Киев, но почти сразу пришли соседи и завоевали город, убив Кия, его братьев и сестру.

Другие источники для текста Повести называют этих соседей: волохи, а потом угры.

Трагедия племени полян и славян, в целом, ставшим объектом завоевания появилась как одна из центральных тем «Повести временных лет» оттого лишь, что составитель встретил в одном из первоисточников слово «Днепр», в его эпоху закрепившееся в качестве названия реки, протекающей по территории современных Белоруссии и Украины.

Когда создавалось Российское государство и возникла потребность в составлении его истории в ход пошли различные такие первоисточники, в которых фигурировали топонимы, перемещавшиеся на окаймляемую этим государством территорию: Кавкасинские горы, Меотида, Понт Евксинсикй, Днепр и так далее.

Но где на самом деле находились Дунай, Славянская земля, Киев, Переяславль -  есть вопрос, на который до сих пор не найдено ответа...

Атлантическая Русь, Меотида

Previous post Next post
Up