Площадь Маркса - крупнейшая площадь левого берега и новейшая из площадей города (ну, если не считать кольцо на пересечении Фрунзе, Димитрова и Нарымской, не так давно получившее имя Кондратюка). Еще в середине прошлого века на ее месте были картофельные поля, среди которых одиноко торчала водонапорная башня. Эта территория собрала все шишки бурного развития, включая долгострой и торговлю.
И расположенная под ней станция метро «Площадь Маркса» во многом разделила ее судьбу
Сегодня станция бессменно обгоняет все остальные по пассажиропотоку, ведь она находится в центре главного транспортного узла левобережья. И все эти 20% пассажиров, толпясь на входе/выходе, не замечают, что «Площадь Маркса» - последняя, где красота и функциональность балансируют друг друга. Последняя советская.
Строительство станции собрало болячки позднего СССР. Бывало и такое, что поставки мрамора внезапно прекращались. Мем той поры «Стена первая, плитка последняя» до сих пор кочует по всем энциклопедиям
Но главная беда началась уже после открытия.
На излете перестройки и в первые постсоветские годы все ринулись в купи-продай
Покупаю по два, продаю по четыре, на эти два процента и живу
На самой площади, там, где строился так и не построенный дворец культуры, возникла и укрепилась почти на двадцать лет барахолка. И ваш покорный слуга, бывало, там закупался. А потом, как грибы, начали расти торговые центры...
Восточный вестибюль станции построили вместе с ветвистой сетью переходов, который связали между собой разные уголки площади. Не нужно было ждать на светофорах, чтобы пройти от ГУМа до Башни (да, той самой, что когда-то торчала среди полей)
В этих-то переходах и поставили киоски.
Экономисты старой закалки называли тогдашних торговцев «люмпен-киоскерами». И в чем-то были правы, это была стихия, с цивилизованным рынком имевшая чуть менее чем мало общего. И потому даже сейчас переходы «Площади Маркса» все еще напоминают барахолку.
Купил в переходе галстук от Версаче
до сих пор актуально. Только теперь в длинных подземных тоннелях продают по большей части телефоны не совсем легального происхождения.
Здесь заканчивается Ленинская линия новосибирского метро, а мы возвращаемся на красный проспект и переходим на Дзержинскую линию, где функциональности всегда было больше, чем красоты, за одним исключением