В этом году мы планировали первый семейный отпуск за долгое время. Планы пока так и не сбылись, но культурная программа для детей на предполагаемое время была подготовлена заранее. Даже сильно заранее, ибо зритель летними спектаклями в Оперном не очень избалован, а потому билеты расходились уже за два месяца до назначенной даты.
Этим летом НОВАТ показывает и зрелые спектакли, и премьеры, и нам повезло попасть не просто на премьеру, а на красивый дорогой балет, который можно было бы назвать блокбастером безо всяких скидок
«Конек-горбунок» на музыку Щедрина поставил сам Кехман, до того известный в несколько иных амплуа, в основном связанных с операционной деятельностью. И режиссерский дебют удался
Но прежде, чем войти в храм культуры, полюбуемся цветами у его подножия
Мы с дочерью впервые в театре глубоким летом, когда толпа на входе, пройдя камердинеров-контролеров, не змеится у гардероба, а сразу рассасывается по фойе
Единственная очередь до начала представления - это, внезапно, очередь за биноклями
Даже у буфетных стоек пока пустынно
Хотя к наплыву желающих расширить сосуды двери своего восприятия все готово, и синус, и закусинус
Поднимаемся на третий этаж, в музей, там всякий раз может быть что-то интересное. В этот раз - выставка из запасников кукольного театра
Эти куклы в музее самого кукольного театра не выставляются, так что это почти единственная возможность их увидеть для тех, кто уже или еще не ходит на спектакли. А вот этого брутального Кота-в-Сапогах даже Родька еще не видел
Отдельный стенд посвящен «Русалочке»
Нам показывают рыбов (красивое, да!)
И веселого нежно-фиолетового Ктулху
Среди морской фауны нашлось место и персонажам производственной драмы про Обинушку, царицу Обскую
Самой царицы на выставке, кстати, нет. Возможно, она незримо присутствует за кадром, уж очень у рыбака глаза большие, вероятно, от священного ужаса
На стенде об истории Оперного театра экспозиция тоже иногда меняется. Сейчас мы видим там подарки от трудовых коллективов. Было при советской власти такое развлечение - дарить друг другу странные предметы разной степень бесполезности. Допустим, это солонки
Каска тоже может пригодиться. А вот к какому месту приложить мужика на лошади
или масштабную модель медведя?
Первый звонок, пора и в зал.
Уже занавес как бы намекает, что сегодня будет много визуальных эффектов: точки над Ё время от времени подпрыгивают
В театре постоянно что-то реконструируют. Добавили контурную подсветку статуй
К люстрам сверху, которые были изначально, добавили по паре прожекторов снизу, оттого и кажется, что статуя светится по контуру
Билеты продавались не только в партер, но и на все ярусы амфитеатра, и они таки тоже заполняются
Вот и пришло время зрелища.
Это был не просто балет, красивый и с технически сложными танцами. Нет, не «Спящая красавица», конечно, там вообще сплошная демонстрация техники и никакого сюжета, а в «Коньке» все-таки сюжет главнее (и да, конь-ката тоже есть).
Это был балет с визуальными эффектами.
Но, если в «Коппелии» фронт-проекция на прозрачный занавес перед сценой использовалась только на вступлениях к каждому акту, а большинство эффектов были, по классике, механическими с несколькими минутами цифрового задника, то здесь фронт- и рир-проекции были частью сюжета.
И это смотрелось офигительно, в хорошем смысле этого слова. Эффекты были частью танца и дополняли его. Например, свет от пера жар-птицы: инженеры по свету довольно точно попадали проектором в физическое перо. Или в третьем действии, в сценах на дне морском, собственно впечатление морского дна давала именно проекция.
Сцены полетов Ивана на Горбунке тоже были чисто визуальными, актеров заранее отсняли на ригах и поместили в анимацию. И поясняющие титры, конечно.
Но сплошные пиксели - удел кино, и в балете главное, все же физика. Поэтому неотъемлемая часть любого балета, демонстрация танцевальной техники, была разнесена по двум действиям: сцены поимки Царь-девицы и сцена свадьбы главных героев. И вот здесь никакого визуала, только техника (и великолепные фуэте).
К сожалению, жертвой хронометража пали жар-птица (от нее только перо осталось) и чудо-юдо рыба кит, которого заменили на приключения во дворце морского царя. Царь, кстати, присутствовал на сцене лишь номинально, а на троне-раковине сидел Иван в позе
Риддика «Куда я попал и что я здесь делаю?».
И нет, на фильм это совершенно непохоже. В фильме получилось, как всегда: из хороших деталей сложилось одноразовое изделие. А здесь и детали хороши, и изделие в целом не подкачало.
Хотя и здесь царь - фигура комическая, от него не требуется танец, но требуется показать характер движениями.
Кехмана ругают многие, и, скорее всего, ругают справедливо. Но видно, что человек, хоть и знает толк в коммерции, однако любит театр, а не только деньги, которые этот театр приносит
«Конек-Горбунок» вышел настолько успешным, что в репертуар поставили дополнительные спектакли в августе. Все же любит наш народ красивые сказки.
Даже с двойным дном.