Вчера мы внезапно выбрались на прогулку всей семьей, пройтись по тихому центру и продолжить традиционные исследования кавказской кухни (в Сибири, ага). «Мечтатели», где мы побывали в мае, были тихим семейным кафе, и, казалось бы, что может быть еще меньше?
Однако «Хинкалидзе» оказалось и вовсе крохотным
И это вовсе не семейный проект, и к Грузии имеет приблизительно такое же отношение, как Tom Yam Bar к Таиланду: обыкновенное панкавказское заведение для тех, кто знаком с предметом только понаслышке.
И все же именно здесь я словно вновь побывал в Абхазии
Кафе «Хинкалидзе» расположено в самом центре, почти на углу Красного проспекта и Октябрьской, где заведения наступают друг другу на пятки, как домики где-нибудь на мосту в Голландии: следующая дверь налево - небольшой бар с музыкой и морским коньком на вывеске. Справа - уже кофейня, а за углом и вовсе сетевая шаурмячная.
У дверей - стилизованный фанерный зазывала (овечка еще не знает, что для нет это дорога в один конец)
Уютный зал с уютными безделушками: пастух
рыжий соломенный баран
и, неожиданно, мышка
Дети пришли сюда целенаправленно поесть хинкали, и у них это даже получилось правильно сделать: взять за ножку, надкусить, выпить сок... Хинкали с бараниной оказались неплохими, как и хачапури двух видов, аджарская лодочка и круглый закрытый пирог. Неплохими, но без открытий, на том уровне, какой и должна быть панкавказская еда за 4000 км от мест ее естественного обитания.
В ожидании второй порции хинкали Родька захотел посмотреть кухню, нравится ему, как другие работают. Кухня оказалась и вовсе в размер хрущевки, на одного человека с оборудованием. Человек этот, кстати, оказался и вовсе узбеком.
Тут на меня и нахлынуло...
Восемь (уже восемь!) лет назад, когда мы впервые приехали в Абхазию и жили в Сухуме в армянском квартале поблизости от маяка, мы ежедневно ходили в маленькую пекарню за свежими лепешками, а иногда булочками. Нас с маленькой Масей добрые женщины-пекари даже пускали посмотреть, как они работают.
Вот раскатали-размотали лепешку (обязательно с дыркой в центре, это важно), шлеп ее на стенку внутри тандыра.
Спустя время сняли крышку, подцепили крючком, перевернули, шлеп другой стороной.
Еще спустя время сняли крышку, подцепили и бросили на железный противень, остывать.
Сладкие булочки пеклись не в тандыре, в обычной духовке, и пеклись большими партиями, а вот лепешки делались под заказ: пришел, попросил, подождал, получил.
Сейчас лепешки эти в Новосибирске делают даже в сетевых магазинах, и называют их грузинскими, что не совсем соответствует истине: их пекут по одинаковому рецепту во всех местах Кавказа, где наследили турки. И, если при грузинах назвать лепешку абхазской, а при абхазах - грузинской, можно и получить неиллюзорное возмущение хвостом по голове.
Так вот, от настоящих хачапури те, что подают в «Хинкалидзе», отличаются примерно тем же, чем грузинские лепешки, сработанные поварами из Средней Азии в сетевых супермаркетах, от тех, что довелось попробовать в Абхазии. Вроде бы тесто то же самое, но радость уже не та.
И все же за воспоминание - спасибо.