Перспективы энергетического бума в Израиле

Feb 18, 2010 11:18


(Израиль, который наследуют наши внуки)

Иосиф Хейфец

В интервью с ведущим телепрограммы «С Борисом Тенцером» на американском канале  RTN (5.10.2009) первый вопросом к автору настоящей статьи был: «Почему нет нефти в Израиле? Неужели нужно было 40 лет водить евреев по Синаю, чтоб вывести на территорию, где нет нефти?»

Ответ был предельно кратким и однозначным: «Нефть и пресная вода в Израиле есть в достаточном количестве».

Ни другого ответа, ни каких либо оговорок быть не могло. Нефть есть.

Нефтяные горизонты ближневосточных регионов простираются  на территорию Израиля и дальше в море, вплоть до Кипра. Но если у наших арабских соседей нефтяные пласты залегают на небольших глубинах, по мере простирания на Запад, они «падают» (углубляются) до 5-ти и более тысяч метров. Воистину, нужно обладать еврейскими мозгами, чтоб научиться извлечь «черное золото» с такой глубины.  Принцип «забивания шурупа молотком» тут не проходит.

Известный израильский геолог Хаим Соколин, анализируя причины безуспешного поиска нефти в течение 50-ти лет, нашел интервью  Президента американской компании Geotek Energy Corporation (Texas) Джерри Таненбаума газете  «Джеруcалем Пост» (5.10.1989) о причинах неудач при поиске нефти: «На основании того, что мне известно о прошлой разведке в Израиле, можно сделать только один вывод - здесь просто считают, что для получения нефтяного фонтана достаточно сделать дырку в земле». Иными словами - забивают шуруп молотком, вместо того, чтоб использовать примитивную отвертку.

За пару месяцев до упомянутого интервью пресса сообщила об открытии огромных запасов газа. Сегодня страна уже вовлечена в работу по переводу энергоемких потребителей на газ.

А в январе текущего года всех взбудоражило очередное сообщение, что на скважине Мегед 5 вскрыт 600-метровый нефтеносный горизонт.  Трудно передать, сколь радостно это известие для уха нефтяника, неоднократно вскрывавшего нефтеносные толщи мощностью от 30-ти до 120-ти метров.  Но с нефтеносными объектами такой мощности (600 м.) не приходилось сталкиваться никогда. Можно с уверенностью утверждать, что проблема обеспечения Израиля углеводородным сырьем близка к разрешению. Но впереди самое главное - заставить эту толщу отдать свои запасы.  Задача не из простых. В течение многих десятилетий разведчики недр готовятся к подобным встречам, но ни единого специалиста в области вскрытия продуктивных пластов и заканчивания скважин отечественные университеты за это время не подготовили.  А предстоит  невероятно сложная и кропотливая работа специалистов, владеющих секретами подземной гидравлики и поверхностных явлений в  капиллярных средах. Можно, конечно, рассчитывать на его величество-случай, но это приведет к потере большей части  нефтеносной толщи, если не всех шестисот метров.

Автор неоднократно и безрезультатно убеждал в необходимости подготовить несколько специалистов в этой области. Для столь «огромной» страны, как Израиль, достаточно иметь одну небольшую компанию, которая могла бы проектировать, консультировать и контролировать этот заключительный этап работ. Хорошо подготовленные молодые и энергичные специалисты вполне способны создать такую компанию и закрыть проблему.

А пока, ничего не остается, как надеяться на благополучное завершение работ.

При всем при этом, уже сегодня можно с уверенностью утверждать, что в ближайшем будущем нефтяная проблема будет решена.

Но и это не все.

Израиль обладатель огромных запасов горючих сланцев, разработка которых до сегодняшнего дня не ставилась на повестку дня. Но после того, как на мировых рынках цена на нефть выросла до 100 и более долларов за баррель, эти топливные кладовые реально становятся богатейшим хранилищем углеводородов (по прикидочным подсчетам Михаила Сомина, от 1-го до 3 млрд. баррелей), залегающих относительно неглубоко. Эти неиспользуемые природные запасы углеводородов стали объектом пристального внимания репатрианта из Москвы, бывшего сотрудника покойного академика  В.А.Легасова, практиковавшегося в обогащении концентратов радиоактивных и редкоземельных металлов.  В течение последних 18 лет М.Сомин посвятил себя разработке технологии подземного пиролиза горючих сланцев. Эта область относится к наиболее сложным и продвинутым разработкам в области вторичной разработки нефтяных месторождений. В конце 80-х годов этой проблемой занимался отдел К.И. Оганова в  НИИ нефтяной промышленности (Киев) с целью повышения коэффициента нефтеотдачи и оживления эксплуатационных скважин на Бориславском месторождении. В составе отдела было 2 лаборатории, одна из которых (руководитель Т.Коновальчикова) разрабатывала методы и аппаратуру разогрева призабойной зоны скважины, а вторая (руководитель С.Мазка) - технологию поджога остаточной нефти в пласте и продвижения фронта горения вглубь пласта с целью оживления сетки близь лежащих скважин и пиролиза остаточной нефти. Обе лаборатории насчитывали около 20-ти ученых в различных отраслях знаний. На этом фоне, работа,  выполненная крошечным коллективом Михаила Сомина, по подземному пиролизу углеводородов в горючих сланцах, в столь короткий срок (следует учитывать мощное административное и экономическое противодействие), заслуживает восторга и уважения. Зажженный Михаилом Соминым на площади Ротем факел свидетельствует о  том, что, если не сегодня, то завтра Израиль станет энергетически самодостаточным государством.

Мы можем гордиться вкладом русскоязычной алии в эту, ранее неподъемную, область.

К СОДЕРЖАНИЮ
Previous post Next post
Up