Последний в череде осенних еврейских праздников, Суккот, для непривычного к американской погоде израильтянина оказался мучительно холодным, дождливым и неуютным. Под угрозой срыва могла оказаться планируемая автомобильная поездка в Ньюпорт (Род Айленд). Нетерпеливое ожидание этой поездки было связано не столько с очередным незнакомым уголком США, сколько со значимостью этого места в истории еврейской диаспоры Северной Америки.
Когда, наконец, автомобиль пересек границу штата, а затем и Ньюпорта, красивого провинциального приморского города, все членысемьи приникли к окнам, в надежде разглядеть в незнакомом городе, историческое здание первой на территории Соединенных Штатов синагоги Тоуро. Когда же здание синагоги неожидано открылось на перекрестке улиц, пришло неописуемое ощущение сопричастности с колониальной историей. Это чувство чем то напоминло непроходящее со временем ощущение соприкосновения и сопричастности к древней истории народа в Израиле.
Работая над «Тематической еврейской энциклопедией», автор внимательно прослеживал историю проникновения евреев на Американский континент и на территорию современных Соединенных Штатов. Эта история тесно связана с насильственным обращением испанских и португальских евреев в католицизм и изгнанием непокорных евреев из этих стран в 1492 году. Тех, кто вынужденно конвертировал (марраны), но тайно исповедовал иудаизм, инквизиция преследовала на подвластных ей территориях Южной Америки.
Спасаясь от инквизиции, в 1654 году Яков Барсимсон и 23 еврея-беженца из Ресифо (Бразилия) высадились на Голландских территориях в Новом Амстердаме на южной оконечности острова Манхеттен (после перехода под власть англичан в 1664 году он был переименован в Нью-Йорк).
А спустя четыре года, в 1658 году, группа из пятнадцати сефардских еврейских семей с острова Кюрасао и нескольких других островов Карибского моря, прослышав об эксперименте Роджера Вильяма, отобравшего у гражданского правительства власть над религиозными вопросами, прибыла в гавань Ньюпорт, расположенный на входе в бухту Провидения на Род-Айленд. Так было основано второе еврейское поселение в колониях, а затем и община «Иешиват Израэль» (Спасение Израиля). В 1677 году они приобрели и освятили еврейское кладбище, где могли хоронить своих покойников в соответствии с еврейской традицией. Ко времени Американской революции их численность превысила 30 семей. Среди них были такие известные фамилии как Лопез, Леви, Ривера, Сейксас, Де Тоуро, Гомес и Хейс и др.. Каждый из них внес свой вклад в развитие традиций и культуры колониальных сефардских евреев.
Аарон Лопез
Сара Лопез с сыном
Дом Аарона и Сары Лопез
Выходцы из Лиссабона (Португалия), Аарон Лопез (1731 - 1782) и его семья прибыли в Ньюпорт в 1750 году из Нью-Йорка. Тогда он был марраном с христианским именем "Дон Дуарт Лопез". Освободившись от опеки инквизиции, он принял имя Аарон и совершил обряд обрезания. В течение 20 лет он стал крупным собственником и совладельцем более 80 судов. Его торговые интересы включали торговлю ромом, патокой, галантереей и африканскими рабами. Он был одним из основателей и вкладчиков синагоги "Тоуро" и, к концу жизни, был признан одним из самых богатых людей Америки, получивших титул "Торговый Принц Америки".
Яков Родригес Ривера (1717 - 1789), - дядя и тесть Аарона Лопеза, был выходцем из семьи марранов из Севильи, Испания. Он прибыл в Ньюпорт через Кюросао в 1748 году, где он создал кампанию по изготовлению свечей. Совместно с Аароном Лопезом, Ривера занялся рекламой, добившись в этом больших успехов, а также принимал активное участие в религиозной и социальной жизни еврейской общины Ньюпорта. Его дочь Сара, вышла замуж за Аарона Лопеза, а, после его смерти, за его сына Якова. Она владела самым большим особняком в центре города, который сохранился по сей день и расположен в доме 8 на площади Вашингтона. Имя Якова Ривера связано представительством губернатора Джона Гардинера, который с преподобным Джеймсом Маннингом в июле 1763 разработали проект, а затем и основали колледж в английской колонии Род-Айленда, который, в конечном счете, стал Броун Университетом.
Гершом Мендес Сейксас (1745-1816). Основатель общины и первой синагоги "Шеарит Исраэль" в Нью-Йорке.
Дом, в котором жили семьи Сейксаса и Мойсея Леви на ул.Тоуро 29.
Моисей Леви и семейство Моисея Сейксаса жили в одном из больших колониальных особняков Ньюпорта на улице Тоуро №29. Сейксас был основателем и членом самого старого еврейского масонского дома ("Король Дэвид в Ньюпорт") и Гроссмейстером Масонской Ложи Род-Айленда. Сейксас был известен как владелец банка Род-Айленда. Он был президентом Тоуро синагоги во время посещения Джорджем Вашингтоном этого священного общинного дома. Он также выполнил обряд обрезания (Брит Мила). Вместе с Мойсеем Леви они занимались торговлей, в чем добились больших успехов. Мойсей Леви был одним из немногих представителей ашкеназских семей того периода. У Леви был особняк на улице Тоуро, примыкающий к особняку Моисея Сейксаса в 1792 году. Леви был также одним из первых благотворителей Тоуро синагоги.
Иеуда Тоуро, (1775 - 1854) младший сын Айзека Тоуро, перебрался в Новый Орлеан в двадцатилетнем возрасте. Там он сделал состояние на торговле. В конце жизни его состояние исчислялось почти одним миллионом долларов (огромная сумма по тем временам), большая часть которой было завещано благотворительным организациям, приютам, религиозным учреждениям, и перспективным проектам в различных городах, включая его родину - Ньюпорт. Купленная им земля была подарена в 1855 году общественному парку и для сохранения исторического памятника Старого Каменного Завода.
Мозес Михаэль Хейс (1739 - 1805) был не только зятем Преподобного Айзека Тоуро, но и преуспевающим торговцем. Хейс был представителем Шотландского ордена Масонской Ложи в Америке. Он был в статусе Гроссмейстера от штата Массачусетс с Паулем Ревер и другом Пэтриот Томас Паин. Он оказывал помощь в организации Ложи Царя Давида в 1769 году. Хейс переехал из Ньюпорта в Бостон в 1780 году. Его считают одним из основателей штата Массачусетс и морской страховой компании, которая переросла в банк Бостона. В его старом доме в колонии, было одно из самых старых существующих правительственных отделов Америки. В июне 1776 года (за месяц до принятия Декларации Независимости) Хейс настоял на подписании евреями декларации лояльности США, чем увековечил Генеральную Ассамблею Род-Айленда в американской истории.
Эзра Стейлз и его дом в Ньюпорт
Эзра Стейлз (1727-1795) - председатель еврейской общины Ньюпорта и друг Айзека Тоуро и Аарона Лопеза. Его дневники содержат подробные описания жизни еврейской общины Ньюпорта 18-ого столетия. Позднее он стал первым Президентом Йельского Университета и еврейского отделения в нем (1778-1795).
В течение следующих 100 лет еврейское население Ньюпорта процветало. В 1758 году, голландский еврей Исаак Тоуро, стал первым духовным лидером общины. Через год община приобрела землю и наняла Питера Харрисона, выдающийся архитектора эпохи колониализма, для проектирования и строительства синагоги Тоуро. Проект синагоги напоминал большие сефардские синагоги Амстердама. Синагога была завершена строительством и освящена в 1763 году. Приученные не доверять обещаниям властей, евреи предпочли прорыть подземный ход под Бима (возвышение, на котором читают свиток Торы) к микве и к океанскому побережью. Вход с Бима в подземелье сохранился по сей день.
В 1776 году Британия захватила Ньюпорт. Жизненно важный и процветающий коммерческий порт и значительная часть города были уничтожены. Большинство евреев покинули город. До освобождения Ньюпорта французами, синагога была превращена в больницу для британских войск, что спасло ее от разрушения.
Синагога Тоуро
Интерьер синагоги. Паломники со всех концов Америки и из-за рубежа съезжаются в синагогу. Снимок сделан в праздник Суккот 2009 года.
В боковом окне у Арон Кодеш выставлен свиток Торы, привезенный в 1763 году из Амстердама.
После войны синагога Тоуро служила местом заседания Генеральной Ассамблеи Род-Айленда и Ньюпорта, а затем и Верховного суда. Во время визита Джорджа Вашингтона в Ньюпорт в 1781 году, для встречи с генералами Лафайет и Рохамби с целью составления плана окончательного сражения Революции, совещание проходило в синагоге.
Синагога Тоура приобрела особое значение в 1790 году, когда президент Джордж Вашингтон, в своем письме еврейской общине Ньюпорта, документально дал гарантию свободы вероисповедания и защиты от посягательств. Эти слова стали краеугольным камнем американской демократии и, без изменения, закреплены в Конституции.
Скамья Президента Соединенных Штатов в синагоге Тоуро.
Сегодня действующая синагога Тоуро (закончена строительством к Хануке 1763 года), признана самой красивой синагогой Америки. Она и небольшое колониальное кладбище, расположенное в 200-ах метрах от нее, являются объектом паломничества и туризма. Паломники со всех концов Америки и из-за рубежа являются главными ее посетителями. Крохотная местная еврейская община не в состоянии собрать миньян. Но многочисленные паломники компенсируют дефицит молящихся и являются самой крупной частью местного туризма. Она расположена на улице первоначально называемой Гриффин. После основания ньюпортской общины она не носила имя "Тоуро". Это название синагога получила в 19-ом столетии в память о щедрых пожертвованиях Авраама и Иехуды Тоуро, основавших общину и внесших вклад в строительство улицы, названной именем Авраама Тоуро. Под Бима (возвышение, на котором читают свиток Торы) находится люк, который ведет "тайному" подземному ходу, ведущему к микве и к побережью океана. Люк овеществляет традицию марранов, как напоминание об опасности, подстерегавшей евреев Испании и Португалии в период инквизиции.
Главный раввин синагоги Мордехай Эскович, в беседе с автором, подчеркивал, что с момента основания и по настоящее время, синагога является ортодоксальной и никогда не меняла свой статус. Достопримечательностью синагоги является первый уникальный свиток Торы, привезенный в 1763 году из Амстердама. Он выставлен в боковом окне у Арон Кодеш.
Беседа автора с раввином синагоги Тоуро Мордехаем Эсковичем.
Еврейское кладбище на перекрестке Билливью Авенью и улицы Тоуро основано в 1677 году и является самым старым еврейским кладбищем в Америке. Оно стало местом вечного покоя первых евреев не только Ньюпорта, но и Америки: семей Тоуро, Хайс, Маер, Лопез, Харт, Сейксас и Ривера. На этом небольшом колониальном еврейском кладбище, закрытом для посетителей во избежание осквернений надгробий, находится 41 захоронение.
Крайнее слева, надгробие на могиле Иехуды Тоуро.
В 1697 году четверо евреев стали гражданами английской колонии штата Южная Каролина. В 1733 году 41 еврей из Лондона прибывают в Саванну, где основывают первую еврейскую общину Юга, а в 1735 году освящают синагогу. В 1740 году в Филадельфии была создана еврейская община Микве Исраэль, а в 1749 году в Чарлстоне (Южная Каролина) была создана община "Бейт Элохим".
В 1820 году численность евреев в США составляла 3000 человек, в 1840 - 15 000, в 1860 - 200 000.
Во время Гражданской войны (1861-1865) евреи служили как в армии северян (слева), так и в армии южан.
Институт еврейских военных священников (раввинов), созданный в период Гражданской войны, стал родоначальником традиции наследования храбрых еврейских священников, служивших одновременно Богу и стране.
Первые армейские раввины (слева): Михаэл М. Аллен, д-р Арнольд Фишель (1830-1894), Яаков Франкель
В 1880 году численность евреев составляла 230 000 человек, а в 1900 году - 1 млн.человек.
7-ого декабря 1941 года Америка вступает во Вторую Мировую войну после японской бомбардировки Перл Харбор. Около 550 000 американских евреев будут служить в вооруженных силах; в том числе более 300 раввинов
В 1947 году численность евреев составляла 5 000 000 человек (3,66% от населения страны). В том же году Тоуро синагога на Род-Айленде объявлена национальной Святыней.
К СОДЕРЖАНИЮ