Мы не сможем построить адекватную модель рынка, если ограничимся взаимодействием только двух категорий действующих лиц - покупателей и продавцов. Ничуть не меньшее значение имеет стремление к максимизации прибыли.
2.4.1 Прибыль - управляющий сигнал в саморегулирующейся системе
В рыночной экономике прибыль вычисляется как разница между продажной ценой продукта и его себестоимостью. Цена, которую потребитель готов заплатить, характеризует ценность продукта в его глазах - чем продукт ценнее, тем цена выше. Себестоимость, в свою очередь, отражает количество ресурсов (в том числе трудовых), затраченных на производство этого продукта. Если сравнить два продукта с равной себестоимостью, то тот, чья цена окажется выше, в данный момент более востребован обществом. Следовательно, разница в прибыльности производства разных продуктов (точнее, в рентабельности - отношении размера прибыли к себестоимости производства) - основной и важнейший сигнал о дисбалансах в экономике, управляющий сигнал, выражаясь терминами теории управления.
Плюсом свободного рынка служит то, что стремление к максимизации рентабельности приводит к открытию новых предприятий в наиболее прибыльных отраслях, увеличивая конкуренцию среди производителей и создавая понижательное давление на цены и рентабельность. Включается отрицательная обратная связь: появление аномально прибыльных секторов вызывает процессы, возвращающие рентабельность к среднему по экономике уровню.
По мере обострения конкуренции и снижения рентабельности в существующих нишах растет интерес предпринимателей к новым возможностям и свободным рыночным нишам, так что со временем инвестирование в новые технологии и производства становится необходимым условием выживания на рынке.
2.4.2 Длинные волны Кондратьева
В 20-х годах прошлого века российский экономист Николай Кондратьев предположил, что волны инноваций в экономике (их длительность Кондратьев оценил в 50-60 лет, впоследствии они получили название длинных волн Кондратьева) идут по двухстадийному механизму: на первой стадии (стадии подъёма) в основном улучшаются существующие технологии. Это ведёт к удешевлению выпускаемых изделий и росту производительности труда. Следствием таких улучшающих новаций становится постепенное нарастание избыточных мощностей и свободных трудовых ресурсов. На второй стадии (упадка) идет активный поиск новых идей, технологий и продуктов. Зарождаются новые отрасли, которые становятся драйверами экономического роста на новом длинном цикле. Американский экономист Йозеф Шумпетер, развивая идеи Кондратьева, отметил, что новые продукты дают успешным бизнесменам временные монополии на соответствующих рынках, что позволяет им заработать исключительную прибыль. Со временем их конкуренты начинают копировать инновации, снижая общий доход до «нормального» уровня.
2.4.3 Экономические показатели производительного накопления
Чтобы оказаться применимыми, большинство технологий должны быть воплощены в основном капитале, то есть в оборудовании и сооружениях. Таким образом, без крупных инвестиций в основной капитал, технически называемых валовым накоплением основного капитала (ВНОК), экономика не сможет значительно развить свой производственный потенциал. Инвестиционный коэффициент (ВНОК/ВВП) - хороший индикатор ее способности к развитию. Действительно, прямо пропорциональная связь между инвестиционным коэффициентом страны и темпами ее экономического роста представляет собой одну из немногих бесспорных закономерностей в экономике.
Для мира в целом инвестиционный коэффициент составляет около 20-22 процентов. Ни одна экономика не достигла высоких темпов роста (то есть более 6 процентов в год в пересчете на душу населения), не вкладывая менее 25 процентов ВВП в основной капитал. В пиковые периоды такого роста страны инвестировали не менее 30 процентов ВВП. В конце 1960-1970-х годов инвестиционный коэффициент в Японии превысил 35 процентов. За время быстрого роста Китая, начавшегося с 1980-х, инвестиционный коэффициент этого государства составлял 30 процентов, а иногда даже превышал 40 процентов в течение последнего десятилетия.
Еще один простой, но наглядный индикатор экономического развития страны - это отношение расходов на научные исследования и разработки к ВВП. Средний показатель по странам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) составляет 2,3 процента, несколько стран тратят на данные цели более 3 процентов ВВП. Финляндия и Южная Корея возглавляют список. Эти две страны в течение последних нескольких десятилетий очень быстро увеличили соотношение НИР к ВВП и достигли впечатляющего прогресса в высокотехнологичных отраслях промышленности.
2.4.4 Примеры рыночного отбора инноваций
Инвестиции в новые продукты - крайне рискованный бизнес, поскольку предпочтения потребителей невозможно просчитать. Джеймс Шуровьески («Мудрость толпы») приводит такой пример. Первое десятилетие двадцатого века было временем рождения автомобилестроительной отрасли. Производить машины в США пытались сотни компаний. И поскольку еще не было четкого представления о том, как же должен выглядеть автомобиль или какой у него должен быть двигатель, производители предлагали потребителям огромное разнообразие моделей, включая автомобили с паровым двигателем или электродвигателем на батареях-аккумуляторах. Победа автомобилей с двигателем внутреннего сгорания не была еще предрешена. К примеру, когда в 1899 году Томас Эдисон изобрел автомобиль, работающий на аккумуляторах, один из мудрецов предсказывал, что "все Соединенные Штаты вскоре покроются сетью электрических подзаряжающих станций". В какой-то период времени треть легковых автомобилей в США были на электрической тяге. Самым выигрышным средством передвижения называли и автомобили на паровой тяге (немудрено - ведь в те времена поезда и пароходы работали исключительно на ней!). Кстати, в начале двадцатого столетия автомобили с паровыми двигателями выпускала почти сотня производителей, самым успешным из которых была компания Stanley Steamer. Она прославилась благодаря комфорту и скорости своего автомобиля: 127 миль в час в 1905 году казались немыслимыми.
К концу первого десятилетия двадцатого века число компаний - производителей автомобилей начало сокращаться. Проявились и недостатки существовавших моделей. Автомобили с электродвигателями не могли передвигаться на дальние расстояния без подзарядки. Оснащенные же паровыми двигателями подолгу разогревались. Решающим оказалось то, что производители автомобилей с бензиновыми двигателями стали первыми, кто инвестировал значительные средства в технологию массового производства и проложил себе дорогу на широкий рынок. Компания Cadillac впервые успешно применила стандартизированные компоненты, что сократило время и затраты на производство. А революционизировал индустрию автомобилестроения Форд, установив движущуюся сборочную линию. Компания Ford сделала ставку на производство одного типа автомобиля, как можно более дешевого, доступного широким массам.
К началу Первой мировой войны в Америке все еще было больше ста компаний-автопроизводителей. Но более четырехсот автомобильных компаний самоликвидировались или были поглощены конкурентами.
В целом, истоки американской автоиндустрии ничем не примечательны. История большинства новых видов промышленности в Америке была похожей. В производстве железнодорожного транспорта, телевизоров, персональных компьютеров и, наконец, в возникновении Интернета просматривается один и тот же сценарий. Во всех этих случаях зарождению нового направления сопутствует огромное количество альтернатив, многие из которых радикально отличаются друг от друга как по дизайну, так и по технологии. С течением времени рынок отделяет победителей от неудачников, по сути, предопределяя, какие технологии будут процветать, а какие исчезнут. Большинство компаний терпит неудачи, банкротство или поглощение другими фирмами. В конечном счете остаются несколько конкурентов, которые и контролируют большую часть рынка.
Множество разорившихся компаний - такова цена рыночного отбора продуктов и технологий, тем не менее, его результат не идеален. Чтобы понять почему, разберёмся с процессом ценообразования на уровне отдельного предприятия. Принципиальным здесь является то, что в реальной жизни все величины имеют не фиксированный, а случайный характер. Посмотрим, какие последствия влечёт для потребительского отбора неопределенность себестоимости.
2.4.5 Давление производителя - реакция на неопределенность себестоимости
Каков стандартный способ расчета себестоимости (или времени изготовления) изделия/заказа? Рассчитать стоимость материалов и комплектующих, трудозатраты, время изготовления умножить на постоянные расходы организации, просуммировать - цифра готова. Однако для недавно организованных предприятий, особенно инновационных, расчётная себестоимость никогда не совпадёт с фактической. Связано это с тем, что реальная жизнь - цепь случайных событий, и большинство этих событий увеличивают себестоимость (или время изготовления, что в принципе одно и то же). Эти случайности поджидают нас на каждом шагу, и избежать их невозможно. Новые технологии - это прежде всего неожиданные изменения результата при колебаниях внешних условий. Влиять может температура, влажность воздуха, наличие в нем определённых примесей, на которые раньше можно было не обращать внимания. Влияет неопытность персонала, отсутствие чётко прописанных инструкций. Сказывается поиск поставщиков, наиболее подходящих материалов и комплектующих. Даже на устойчиво работающем предприятии может заболеть критически важный сотрудник, произойти сбой в электроснабжении или сломаться в дороге грузовик с недостающими компонентами. Всё это увеличивает себестоимость.
Чтобы представить ситуацию наглядно, я набросал такой график:
На нем я изобразил распределение плотности вероятности наступления события выхода на конкретную себестоимость. Вероятность события, что себестоимость окажется меньше или равной плановой себестоимости Р0, равна площади под кривой от нуля до точки Р0. Хотя вероятность этого события мала, она ненулевая. В каком-то месте плотность вероятности достигает максимума - обозначим эту точку Рmax. Если вы - владелец бизнеса и работаете уже не первый год, вы сможете достаточно точно чувствовать, какую примерно себестоимость вы получите с наибольшей вероятностью. Но не спешите переписывать цену - отталкиваясь от этой самой вероятной себестоимости, вы будете в среднем работать в минус. Дело в том, что значения 50% вероятность сработать «в плюс» достигает в точке Р50/50, для которой площади под графиком слева и справа равны, и которая находится правее точки Рmax . Но и в точке Р50/50 вы будете в среднем всего лишь безубыточны, а чтобы в 70% случаев иметь прибыль, вам нужно установить цену, соответствующую точке Р70/30 (можно считать, что точка Р70/30 будет «рекомендованной» ценой реализации, или желаемой рыночной ценой). То, насколько широким получается распределение плотности вероятности, зависит от новизны используемых технологий и возраста бизнеса. Для нового предприятия в традиционных отраслях реальный коэффициент Р70/30/Р0 обычно получается около 1,5. Иными словами, отпускная цена должна превышать расчетную себестоимость минимум в 1,5 раза. Безусловно, всё это сказывается на конкурентоспособности предприятия самым негативным образом.
В ситуации, когда цена оказывается меньше себестоимости (что равноценно операционному убытку), возникает необходимость финансировать убыток - заёмными средствами, предоплатами с новых заказов или привлечением дополнительного акционерного капитала. Получить же, к примеру, кредит в банке не только очень долго, непросто, но ещё и маловероятно. Поэтому все как один руководители стремятся кассовых разрывов избегать. Как следствие, любой руководитель заинтересован продавать свой продукт как можно дороже и платить работникам как можно меньше, чтобы максимально снизить вероятность получения убытка.
Это и есть давление производителя.
2.4.6 Входной барьер - препятствие для инноваций
По мере накопления опыта работы на рынке компании, как правило, находят свою узкую рыночную нишу, что позволяет им сосредоточиться на ограниченном ассортименте. Стабильность модельного ряда снижает эффект дискретности поставок, помогает оптимизировать технологии, снизить брак и улучшить качество продукции. Всё это ведёт к сжатию кривой распределения плотности вероятности по оси себестоимости (кривая с вершиной Pmax*):
Разница в распределении плотности вероятности у новичков и «старожилов» показывает, насколько сильно могут разниться цены Р70/30, даже если компании одного размера и используют одинаковую технологию. Убытки, которые придётся нести новичку всё то время, пока средняя себестоимость его производства Р50/50 превышает равновесную цену рынка - один из наглядных примеров входного барьера в нишу.
Наличие входного барьера означает для новых компаний, выходящих на рынок с передовыми технологиями, дополнительные финансовые издержки. Большинство инноваций должны пройти свой путь улучшения и оптимизации, и сложно просчитать, насколько они в результате окажутся выигрышнее старых. Инвесторы наоборот, хотят получить гарантии, что прибыль от внедрения новой технологии покроет убытки вхождения в нишу. В результате многие инновации остаются нереализованными. Ещё одно обстоятельство, искажающее рыночный отбор - конкуренция идёт не только и не столько между технологиями, сколько между организациями. Когда основной способ победы в конкурентной борьбе - максимально быстрый рост, а значит, генерация максимальной прибыли, то
умение торговаться (давление производителя) для победы может оказаться важнее, чем технологическое преимущество. Не меньшее значение имеют такие личные качества предпринимателя, как скромность, даже прижимистость в личных расходах, позволяющая направить на развитие максимум заработанной прибыли. Именно на этом акцентировал внимание Макс Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма».
2.5. Равновесие в модели взаимного давления