У каждого, кто знает комиксы DC в общем и комиксы о Бэтмене в частности, есть собственный рейтинг киноверсий Джокера. Кому-то ближе клоунада Джека Николсона, кому-то злобный смех Марка Хэммила, кто-то нашел что-то завораживающее в психопате Джареда Лето, но в большинстве случаев фаворитом всегда оказывается социальный безумец Хита Леджера. Но теперь этот список пополнился ещё одним кандидатом, который опять внёс что-то своё в знакомую таинственную формулу клоуна-злодея.
Артур Флек работает клоуном в небольшом агентстве анимации, но мечтает о карьере стенд-ап комика. Правда, его мечты далеки от реальности, ведь он одинок, беден, живёт с больной мамой и страдает психическими заболеваниями. Для всего мира он просто клоун, которого можно безнаказанно избить на грязном асфальте в подворотне, заваленной мусором. Городские беспорядки, забастовки мусорщиков, отвратительная обстановка и всеобщая ненависть давят Артура, как мошку на лобовом стекле жизни. С каждым днём чёрная полоса его существования демонстрирует всё новые грани черноты, и до момента, когда он окончательно сорвётся остаётся совсем немного.
Первое, что следует отметить, это косвенную принадлежность фильма к комиксам. Да, в качестве места действия используется Готем 80-х годов. Да, в качестве главного героя выступает человек, который ближе к финалу попросит называть себя Джокером, а одно из примечательных мест - психиатрическая больница Аркхэм. Да, тут есть поместье Уэйнов и молодой Брюс, а на радость фанатов комиксов есть известная сцена в подворотне с выстрелом на глазах у мальчика, и даже рассыпающийся жемчуг на месте. Однако на этом всё - классическая формула кинокомикса тут не работает, зато обнажает зубы мрачная и жестокая драма о маленьком человеке, отторгнутом обществом. Оставив где-то в периферии мозга информацию о комикс-родословной, авторы выписывают социальное высказывание о ненависти в обществе, о деградации человеческих отношений и принижении статуса обычного человека.
Сюжет концентрируется на Артуре Флеке и его беспросветной жизни. Каждый его день мрачнее предыдущего и ворох проблем растёт как снежный ком. Именно под этим гнётом мрачных обстоятельств в глубине чахлого дистрофичного тела назревает конфликт, который вырывается наружу отчаянно жестокими действиями человека, доведённого до крайней точки невозврата. Стоит только поражаться с каким вниманием к деталям преподносится эта трансформация, и насколько умело и правдоподобно она описана. Речь здесь в первую очередь о психологическом давлении, которое общество оказывает на главного героя. По сути, именно окружающее общество создаёт анархиста, который всего-то хотел нести людям радость.
Мрачность повествования достигается постоянным нагнетанием атмосферы, в которой каждый кадр, наполненный грязью, мусором и безысходностью, всё глубже проникает в душу главного героя. Визуально прекрасный Готем становится аллюзией на любой мегаполис, в котором коррупция и разруха уничтожает каждую отдельную личность снайперскими выстрелами.
Дополнительных очков фильму добавляет композитор Хильдур Гуднадоттир, которая в этому году уже показала высокую планку в мини-сериале "Чернобыль". Здесь её тяжёлые запилы на виолончели давят так сильно, что отпечаток чёрной полосы жизни Артура Флека выжигается на барабанной перепонке. Музыка в фильме дополняет мрачную атмосферу Готема и, тем более, передаёт боль в душе главного героя.
Важным аспектом трансформации главного героя становятся танцы. Удивительно, но они постоянно становятся немой демонстрацией истинных чувств героя, тогда как иначе он выразить их не в состоянии. В этом плане его танец буквального перерождения после сцены в метро прямо таки завораживает и пугает одновременно.
Хоакин Феникс, сыгравший Артура Флека, кажется, превзошел самого себя. Его игра не просто завораживает, но буквально притягивает к себе взгляд и хочется не пропустить ни одного жеста или мимического движения этого представления. Его психически больному смеху неистово веришь и Феникс буквально заставляет поверить, что это действительно серьёзное заболевание. Это пугающая комбинация боли в глазах и улыбки на лице ещё никогда не была настолько правдоподобной. Чувствуется, что Феникс черпал вдохновение в предыдущих экранизациях, но тем не менее построил нечто своё, внеся в образ безумного клоуна постепенное истребление человечности.
У Роберта Де Ниро здесь довольно эпизодическая роль телеведущего Мюррея Франклина, в которой он становится мечтой во плоти для Артура. Здесь он становится ещё одной параллелью, отсылающей к "Таксисту" Мартина Скорсезе, хотя нельзя не признать, что в имеющихся сценах он держится отлично.
С одной стороны в кои-то веки у DC вышел тот мрачняк, который они хотели повторить со времён нолановского Бэтмана, но с другой стороны, "Джокер" останется одиноким фильмов с высоким возрастным рейтингом, у которого не будет продолжения. Я как раз таки отношусь к той категории людей, которая никогда не захочет увидеть продолжения подобного фильма. Не потому, что он плох или в чём-то ужасен. Наоборот - он настолько прекрасен и целостен, что ему не нужны никакие продолжения или развития идеи.
Более того, тут возникает вопрос каноничности происхождения персонажа, ведь если принять происходящее за чистую монету, то получается, что Джокер - это не безумный гений преступного мира, а жалкий неудачник, оказавшийся в нужное время не в том месте. То есть, можно даже заключить, что на его месте мог оказаться любой другой человек в клоунской маске, столь же подавленный эмоционально. В этом фильме Джокер не строит грандиозные планы повергнуть город в пучину хаоса - он полностью сосредоточен на маниакальной идее быть замеченным. Опять же, возвращаясь к происхождению персонажа - тут нет никакого купания в химикатах, после чего его кожа стала болезненно белой, а волосы - зелёными.
Однако, тут в дело вступает очень хитрый приём ненадёжного рассказчика, который по сути ставит под сомнение не только концовку, но и содержание всего фильма целиком. Что если вся эта история - лишь плод больного, всё ещё сидящего в психушке Аркхэма и бегающего по коридорам от санитаров. То есть верить или нет рассказанному - остаётся на совести зрителя.
Возвращаясь же к спору "какой Джокер" лучше, я однозначно ставлю Хоакина Феникса на ОДНУ ступеньку с Хитом Леджером. Это не развитие чьей-то идеи, это именно самостоятельное видение знаменитого злодея, но запечатлённого в момент его становления. То есть вы не увидите в фильме каноничного безумца без плана - вы увидите отчаявшегося человека, перерождающегося во что-то новое - и вот за этим интересно наблюдать в первую очередь.
Это злой, жестокий и местами неприятный фильм о титульном персонаже, в котором поднимаются темы психических расстройств, социальной изоляции, психологических травм и их последствий. Редкий фильм по комиксам, который совершенно не похож на типичный фильм по комиксам. Роскошная игра Хоакина Феникса затмевает любые недостатки мрачного сценария, так что ею следует наслаждаться в первую очередь. Фильм получил главную награду на Венецианском кинофестивале, что для фильмов по комиксам большая редкость.
"Джокер" это беспрецедентный случай прекрасного фильма по комиксу, которым можно тыкать в нос любому противнику комиксов. Это злая и жестокая драма о больном человеке, которая держит в напряжении каждую свою секунду. Оторваться от просмотра попросту невозможно, а Хоакин Феникс - одно из лучших воплощений известного злодея. Сложно сказать переплюнул ли он Хита Леджера - ведь тут именно становление героя, а не его активная деятельность. Но то, что играет он невероятно - это факт. Любите комиксы - бегом в кино, не любите - тем более.
Что ещё почитать:
Еженедельная рубрика обзора киноновинок К списку всех рецензий Фантастика про одинокого астронавта в поисках отца Приключения боевого пепелаца Сериал про супергероев-извращенцев Судебные процессы среди животных в предреволюционном Париже Драма про потерянное поколение Регулярная рубрика обзора игровых релизов Сиквел ужастика про клоуна с красным шариком Девятый фильм Квентина Тарантино про Голливуд 60-х Драма про маленького человека в тоталитарном обществе Военная драма об ужасах войны Третий сезон сериала про очень странный городок и подростков Приключения маленького гномика по необычным планетам Авторское кино про зомби от Джима Джармуша Второй сезон безумного сериала про общение с воображаемыми друзьями Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.