Второе февраля - крайне знаменательный день. Практически во всём мире он ассоциируется с сурком и всё благодаря знаменитому фильму с Биллом Мюрреем. "День сурка" стало нарицательным понятием, и первой ассоциацией про временные петли. В этом году в день сурка, 2-го февраля стриминговый гигант Netflix выпустил новый сериал про очередной день сурка. Посмотрим, что из этого получилось.
Оригинально украшенная ванная комната в квартире на Манхэттене. Сильная и независимая Надя смотрит в зеркало, а раздавшийся стук в дверь вынуждает её освободить помещение. Квартира заполнена людьми чуть ли не полностью и все пришли поздравить Надю с 36-летием. Вот только сама Надя не в восторге от праздника - ей бы склеить какого-нибудь парня, да свалить подальше. Одно лишь обстоятельство омрачает её настроение - её кот Омлет куда-то исчез и это занимает её мысли сильнее, чем желание посмотреть по сторонам при переходе через дорогу. Жёлтое такси появляется из ниоткуда и сбивает Надю насмерть. Она погибла? Да, но вот снова оригинально украшенная ванная комната в квартире на Манхэттене, а сильная и независимая Надя смотрит в зеркало. Опять.
Поднимите руку вверх, если такое где-то вы это уже слышали. Некто просыпается и обнаруживает, что на дворе не долгожданное завтра, а ровно тот же самый день, как будто кто-то во вселенной нажал кнопку сброса и заставил вас пережить те же самые события, которые вроде как уже прошли. Через какое-то время человек понимает, что он застрял во временной петле, где завтра никогда не наступит, а вчера - это только очередная итерация одного и того же дня. И так продолжается до момента, пока человек не пройдёт через личностный и духовный рост, после чего вселенная решит, что он достоин двигаться дальше.
Очевидно, что "День сурка" 1993 года - это первая ассоциация, которая приходит на ум. Более прозорливые зрители вспомнят советский фильм "Зеркало для героя" 1987 года. Из любопытных вариаций вспоминаются "Исходный код" с Джейком Джилленхолом и "Грань будущего" с Томом Крузом. Из свежего можно вспомнить подростковую "Матрицу времени" и чёрную комедию "
Счастливого дня смерти", у которой, кстати, скоро будет сиквел. То есть тематика благодатная и в очередной раз можно пожурить фильмоделов в дефиците идей. Однако в случае с "Матрёшкой" делать этого совершенно не хочется. Дружный женский коллектив из Лесли Хэдланд, Джеми Бэббит и Наташи Лионн создали этакую хипстерскую или даже нигилистскую версию знакомой истории, которая, несмотря на знакомую концепцию, умудряется позабавить, удивить и показать что-то новое.
Когда все персонажи оказываются на местах, концепция ясна, а сюжет заходит на очередной виток своей итерации, начинается самое интересное. Формула "Дня сурка" начинает подвергаться жёсткому испытанию и коверканью, из-за чего происходящее выглядит на редкость свежо и оригинально. Мало того, что авторы смогли четыре часа хронометража (8 серий по полчаса) наполнить действием, деталями и неглупыми диалогами, так ещё и пару мыслей во всё это запихали. Главная героиня пытается найти своё место в жизни, однако при этом она совершенно не хочет двигаться вперёд. Её жизнь в добровольной изоляции уже напоминает замкнутый круг. Она курит как паровоз, работает на фрилансе, разрабатывая компьютерные игры, а социальная жизнь ограничивается походом в магазин, где она затаривается едой, выпивкой и сигаретами, а также обменивается парой фраз со знакомыми продавцами. Она держит друзей, любовников и коллег на почтительном расстоянии и ни с кем не сближается достаточно хорошо. То есть её жизнь - это уже петля времени, зацикленная на саморазрушении и одиночестве.
Еврейский мистицизм, невротики, социопаты, детские травмы, дегенераты, аллюзии на компьютерные видеоигры, неожиданные тайны - всё это сливается в безумный клубок эмоций, который затянет в свой водоворот похлеще временной петли. "Матрёшка" это сериал про петлю времени, который мы заслужили, но не знали об этом. И всё это сопровождается неплохим саундтреком, где каждая итерация стартует с песни "Gotta Get Up" Гарри Нильссона (Harry Nilsson).
Надя в исполнении Наташи Лионн получилась довольно отталкивающим персонажем, но при этом достаточно интересным, чтобы удерживать зрительское внимание. Она одновременно может быть мягкой и терпеливой, но оставаться холодной и брутальной. Авторы наполнили персонажа правдоподобными психологическими травмами, с которыми героине более-менее неплохо живётся. Она буквально уничтожает себя, меняя сигарету на бухло и обратно со скоростью швейной машинки. Только ленивый не упомянул о схожести актрисы с молодой Аллой Пугачёвой, так что для российских зрителей это более чем забавный опыт. К тому же актриса выдаёт неплохой циничный юмор на пустом месте, который оказывается невероятно к месту.
Netflix периодически выдают крайне выдающиеся сериалы в минималистичном формате. Что "
Американский вандал", что "Конец грёбанного мира" уже заходили в эту реку и успешно из неё выплыли. Получился идеальный формат для вечернего просмотра, который легко можно проглотить целиком и ещё долго смаковать послевкусие. Именно в грамотном использовании хронометража, когда и времени достаточно, чтобы раскрыть персонажей, и не слишком затянуто, чтобы начать поглядывать на часы, и есть главное достоинство сериала. Ни в одной серии он не провисает и почти каждая последующая итерация даёт какую-то новую пищу для размышлений - открываются новые подробности и новые грани окружающих героев, что позволяет сформировать в голове симпатично выглядящую мозаику.
Не забыли авторы и про внимательных зрителей, которые будут обращать внимание на массу деталей. Количество людей на вечеринке, количество рыбок в аквариуме и свежесть фруктов - это самые очевидные вещи, на которые создатели обратят зрительское внимание. А уж сколько тут других мелочей разбросано и не сосчитать.
Нуарное оформление декораций выделяется без лишних формальностей и погружает зрителя в опьяняющий коктейль неоновых цветов, приглушенного освещения на вечеринке и задымлённых красных с чёрным оттенков. Всё это создаёт лёгкую атмосферу мистики, которая в определённый момент неожиданно обращается в буквально кровавую историю.
"Матрёшка" это отличная современная версия "Дня сурка". Динамичная, продуманная, сочная и при этом не без проверенных приёмов. Наташа Лионн отлично играет эмоционально травмированного человека, который застревает во временной петле и пытается разобраться в себе, чтобы начать жить дальше. Если вам надоело пересматривать "День сурка", то короткий сериал с "русским" названием - отличный способ потратить четыре часа.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Список номинантов на Оскар 2019 Подростковый киберпанк про девочку-киборга с большими глазами Депрессивный сериал про телеведущего кукольного шоу Историческая драма про новую фаворитку английской королевы Комедия про расизм и негра в Ку-клукс-клане Роад-муви про чёрного пианиста и его белого шофёра Мультфильм про людей-тюленей и ирландские мифы Историческая драма про королев Англии и Шотландии Заключительный сезон сериала про сирот и их злого опекуна Французский нуарный детектив про пропавшего подростка и бухающего копа Британская мелодрама про панка и инопланетянку Сериал про два одиночества и испытания нового лекарства Самые ожидаемые фильмы 2019 Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.