Рецензия на сериал "Тьма" (Dark) 2017

Mar 22, 2018 22:35



Истории про маленькие городки и пропадающих детей нынче переживают какой-то пик популярности. Прошлогодние "Оно" и два сезона "Очень странных дел" стали главными поленьями в разжигании этого тренда. Но за треском разгорающегося пожара популярности можно легко пропустить неплохо горящую ветку немецкого производства. Благодаря онлайн-кинотеатру Netflix можно легко ознакомится с сериалом "Тьма", который при ближайшем рассмотрении оказывается совершенно иной историей.


В маленьком немецком городке Виндене ничего не происходит и все жители друг друга знают по именам уже несколько поколений к ряду. Из местных достопримечательностей выделяются атомная станция, которую планируют скоро закрыть, и таинственные Винденские пещеры, которые известны своим разветвлённым лабиринтом туннелей. И вот в этом тихом лесном городке таинственным образом пропадает мальчик и практически все жители бросаются на его поиски.


Но даже не надейтесь, что тут будет группа школьников, которые неожиданно выявят аномалию и успешно её устранят. Всё гораздо сложнее и потому интереснее. Дело в том, что сериал концентрируется на жителях городка Винден, судьбы которых переплетаются крайне любопытным образом. Например тут есть полицейский Ульрих Нильсен, который изменяет своей жене с местной массажисткой Ханной. Муж Ханны - Майкл недавно повесился и его сын Джона все ещё пытается оправится от потери и регулярно посещает терапевта Питера Допплера, который женат на начальнике полиции Шарлотте, которая работает с Ульрихом (в доме который построил Свифт). Уже начинаете чувствовать, насколько тесно переплетаются семьи в этом городке?
Молодежь в Виндене тоже не теряет зря времени и часто околачивается возле Винденских пещер. Но они не ищут разгадку исчезновения школьника Эрика - они просто слышали, что он прятал пакет с травкой где-то неподалёку. В какой-то мере они тоже участвуют в расследовании, однако вовлечение взрослого состава более весомое. Например для того же самого Ульриха Нильсена пропажа ребёнка становится делом чести, ведь когда-то при таких же непонятных обстоятельствах пропал его собственный брат. Однако чем всё это закончится лучше узнать самостоятельно, ведь интригу авторы будут сохранять очень долго.


История в "Тьме" очень долго раскрывается и очень неохотно подводит к ключевому элементу. И даже в том момент, когда становится понятна основная идея, авторы не особо вдаются в детали. У них попросту не стоит задачи объяснить почему так происходит и кто во всём виноват. Каждый человек в этой истории - это лишь кусочек мозаики на широком полотне, в который прибавляют временной фактор. Сценарий концентрируется на людях - на семьях маленького городка, которые из поколения в поколение обживают уютный уголок земли и поимённо знают всех своих соседей и соседей их соседей. Взаимоотношение поколений выходит на первый план и даже аномальная составляющая оказывается не так уж и важна, хоть без неё и нельзя.
Но люди - это плоть и кровь всей истории и на их влиянии на судьбы друг друга строится практически весь сюжет. Удивительное дело, но в сериале нет ни одного по-настоящему положительного персонажа - каждый человек с каким-нибудь изъяном или грешком за душой. Из-за этого ни к одному из героев не хочется привязываться и переживать за его судьбу. Подавляющее большинство их поступков варьируются от плохих до очень плохих - и для кого-то может оказаться психологически сложно смотреть все 10 эпизодов. Но посмотреть их действительно стоит, потому что таких историй "Очень странные дела" точно не расскажут.


Визуально сериал также очень сильно дистанцировался от своего "идейного вдохновителя". "Тьма" получился очень мрачным сериалом, тёмным и угнетающим. Мягкие серые фильтры укутывают картинку и прячут малозначимые детали в тёмных уголках. Режиссёр Баран бо Одар ("Кто я") в одиночку стилистически выдержал весь сериал в едином темпе и смог довести повествование до оригинального твиста. До самого конца сезона режиссёр продолжает порождать вопросы в голове зрителя и это определённо можно записать сериалу в плюс. Забавный момент заключается в том, что возможно вам даже захочется пересмотреть сериал ещё раз - просто потому что так он станет понятнее.
[Один большой спойлер, который не стоит читать, если вы хотите узнать всё самостоятельно.]Вообще, путешествия во времени - довольно скользкая тема в кинематографе и можно выделить буквально две ключевых концепции этой идеи. Первая заключается в том, что когда герои осваивают путешествие во времени, они решают что-то в нём изменить и это приводит к определённым последствиям. Классическая схема с альтернативной версией будущего, которую крайне наглядно нарисовал на доске доктор Эмметт Браун в "Назад в будущее". Вторая схема более сложная в реализации, но при этом более "реалистичная", если это слово вообще подходит. Всё что произошло - уже произошло и любое воздействие в прошлом уже имеет свой отголосок в будущем. Всё что мы видим в такой концепции - это один круг циклического повторения уже произошедших событий. Одну из последних наиболее удачных реализаций этой концепции я наблюдал в первом сезоне " Холистического детективного агентства Дирка Джентли". Когда стало понятно, что сериал рассказывает о путешествиях во времени и охватывает целых три периода, главным вопросом становится - а к какому же типу путешествий во времени относится этот сериал - и авторы сохранят интригу вплоть до самого финала.


Сериал полностью на немецком, поэтому и актёры в нём поголовно немецкие - знакомых лиц попросту нет, только если вы не являетесь ярым фанатом фильмов производства Германии. Поэтому можно незамутнённым взглядом оценить актёрскую игру - она здесь без преувеличения отличная и сложно выделить кого-то одного. Мрачные образы актёров раз за разом демонстрируют широкую гамму эмоций, которой невозможно не верить, и даже у молодых участников не возникает эффекта переигрывания.

Главный минус сериала исходит из его же плюса - это сериал, значительно отличающийся от своего "американского" аналога. Формально завязка сюжета схожа, однако "Тьма" рассказывает совершенно другую историю, хоть и не лишенную аномальной активности. Европейский неспешный стиль повествования подразумевает долгую экспозицию, много статичных кадров и слабую насыщенность событиями. Такой стиль может оказаться крайне непривычным, поэтому может отпугнуть зрителей.
Другой сложностью, с которой мне пришлось довольно долго справляться - это обилие персонажей, которых крайне сложно запомнить. Пара ключевых героев ещё более-менее выделяются и их можно легко отличить, но все остальные сваливаются в какую-то бесформенную кашу, в которой очень сложно вычленять и ассоциировать имя с внешностью. Ситуация осложняется по ходу сюжета, когда раскрывается главный [козырь сериала.]козырь сериала. Действие разворачивается в трёх временных промежутках - 50-е, 80-е и 2010-е годы, а значит некоторые герои существуют в двух, а то и в трёх ипостасях. Понять, что вон тот парнишка из 1986-го это тот мужик в 2019-м порой бывает очень сложно. К тому же подбор актёров немного хромает и по чертам лица определить, что за персонаж перед нами крайне затруднительно.


"Тьма" одновременно похожа на "Очень странные дела" и в тоже время значительно от них отличается. Это неспешный европейский сериал с невыносимо тягучим повествованием, перегруженный сюжетными ветками и обилием слишком похожих персонажей. В нём мало динамики, красочности и очевидности, но даже так он способен увлечь и некоторых даже оставить в полном восторге.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Сериал от Netflix про детей и параллельный мир
Сериал от Netflix про несчастных сирот
Сериал Netflix про акт вандализма
Фильм от Netflix с Бредом Питом

netflix, сериал, обзор, cinema, кино, series, movies, dark, tv show, review, тьма, рецензия

Previous post Next post
Up