Я не особо люблю фильмы про войну, но трейлер фильма от Netflix с Брэдом Питтом в белом парике и с кривой ухмылкой обещал едкую сатиру американской армии, перемежаемую активными боевыми действиями. Посмотрим, что же получилось в итоге.
Click to view
Главным героем фильма выступает генерал Глен МакМан, которого правительство США отправляет в Афганистан, чтобы он покончил с затянувшимся конфликтом. Однако при этом никто не объясняет, каким именно образом конфликт должен быть урегулирован. Поэтому генерал отправляется на место со своей свитой, чтобы разобраться с ситуацией и представить план действий.
Фильм основан на книге журналиста Майкла Хастинга "The Operators: The Wild & Terrifying Inside Story of America’s War in Afghanistan". Журналист сопровождал генерала и его команду в апреле 2010 года и наполнил книгу подробными цитатами из многочасовых аудиозаписей генерала и его "внутреннего круга". События книги разворачиваются в дни войны в Афганистане после того, как Барак Обама был избран президентом. Это был тот период истории, когда буквально весь мир ожидал окончания конфликта, но войскам на месте было ещё с кем повоевать. Сценарий буквально возводит в абсолют идею замешательства населения, когда Обама отправил войска в Афганистан, рассказывая стране, что война скоро закончится. Чувствуете иронию? А она есть.
Проблема сценария заключается в том, что совершенно непонятно, на чём хотят сконцентрироваться авторы. Зрителю заносчиво подробно рассказывают о личности каждого солдата в подчинении Глена, но затем полностью убирают с них фокус. Несколько человек, которые всюду сопровождают генерала, являются его подтанцовкой, скрытым фронтом, но никак не двигателями действия. Сам генерал Глен выступает драматичной жертвой обстоятельств, которого не ставят в курс дела, обстоятельно игнорируют и в конечном счёте делают козлом отпущения. Личной драмы опять же кот наплакал, да и смотреть за странным мало эмоциональным солдафоном не слишком интересно. В последней трети фильма авторы решают перенести действие на пыльные улицы Афганистана и показать продвижение отряда с оружием по вражеской территории. Тут даже просыпается интерес, но гаснет он ещё быстрее и совершенно не согласовывается с озвученными ранее директивами "нести мир".
Единственным двигателем происходящего становится время, которое медленно и планомерно течёт, и изредка давит на персонажей. Давайте, мол, двигайтесь уже! Но те лишь вяло дёргают лапками.
Технически фильм снят крайне скудно. Блёклое окружение, статичные ракурсы, незапоминающийся саундтрек. Ни глазу, не уху не за что зацепиться и не за что похвалить. Какую-то изюминку вносит личность рассказчика, который ведёт своё повествование о бессмысленности войны и на примере истории генерала Глена МакМана показывает всю ущербность идеи участия США в конфликте.
Режиссёру Дэвиду Мишо в какой-то степени удалось передать смятение главного героя и неповоротливую бюрократическую машину военного времени через структуру фильма, в которой эпизоды из жизни генерала проливают свет на глобальные события. Но беда в том, что эти эпизоды остаются разрозненными сценами без общего стержня до самого конца - на выходе мы не получаем главного - полноценного фильма.
Брэд Питт ("Семь", "Большой куш") сыграл генерала Глена МакМана как условную гипертрофированную версию карикатурного военного. Он предстаёт на экране размашистым стереотипом с широкой челюстью, сжатыми зубами, застывшими в кривой ухмылке и прищуренным глазом. Нюхнувший пороху вояка, который знает, что такое "Война", но не понимает, что такое "Военный конфликт". МакМан это лидер, которому некуда вести своих людей и с этим образом Брэд Питт в целом справился. К тому же за ним просто забавно наблюдать - нехитрая мимика и аляповатая манера двигаться добавляет комичности персонажу, но никак не глубины.
Можно отметить эпизодическое участие Тильды Суинтон ("Пляж", "Доктор Стрэндж") и Бена Кингсли ("Список Шиндлера", "Остров Проклятых"). Их роли крайне ничтожны на фоне общей пустоты хронометража, но актёры искупают это яркими индивидуальностями и забавными акцентами.
Очень хотелось посмотреть злободневную сатиру, но "Машина Войны" не совсем сатира. Хотелось посмотреть агрессивный фильм про войну, но "Машина Войны" не совсем фильм про войну. Хотелось посмотреть драму про человека, который проигрывает системе, которую сам же помог создать, но "Машина Войны" не совсем драма. "Машина войны" включает в себя все эти элементы понемногу и одновременно ничего из этого тут нет. Определённые моменты вышли на редкость выдающимися, но суммарно - это пара сцен тут и там, удачный выбор актёра, отличная строчка диалога и тому подобное. Однако сцены, так замечательно выглядящие по отдельности, наотрез отказываются работать вместе. Фильм, который мечется между жанрами военного кино, личной драмы, сатиры и исторической реконструкции, в результате становится серой мешаниной эмоциональной пустоты.
"Машина Войны" это один из тех фильмов, от которых ты ждёшь, что вот-вот начнётся что-то интересное, но этого так и не происходит. Рассредоточившись на различных элементах и акцентах, авторы забыли собрать всё воедино, чтобы получился полноценный фильм, который интересно смотреть. В результате, чтобы повеселиться от забавного образа Брэда Питта хватает двухминутного трейлера, а двухчасовой фильм лучше запереть за семью печатями и никогда не вскрывать.
К списку всех рецензий