Анна Лукьяненко у своей работы в Центральном доме художника (Киев). Григорий Сковорода. “Сад Божественных песен”, Песня 10. Триптих. Каждая картина: 80х60 см. Линогравюра, коллаж. 2021. (Части триптиха расположены справа налево - по ходу движения зрителей на выставке. То же, кстати, и с диптихом.)
Диптих Анны Лукьяненко к 4-ой песне я увидел в сентябре 2020 г., её триптих к 10-ой песне - через год всё в том же Центральном доме художника в Киеве. Возможно, мой первый отзыв имел некоторое значение для Анны. Во-первых, вижу, что из пяти строф знаменитой 10-ой песни художница каллиграфически изобразила все пять, причём - как умно! - совершенно верно их расположила: первая и пятая строфы, как зачин и завершение песни, на отдельных листах, а средние три строфы все вместе на своём листе (они на одну тему). Во-вторых, возможно, мой призыв не упрощать был поддержан и другим образом: в “Саду” Сковороды появились некие Анне важные вещи, которые можно трактовать двояко: и как простую иллюстрацию к сатире Сковороды материалом из нашего времени (ничего не меняется в подлунном мiре), и как демонстрацию развития свободолюбиво-барочных мотивов Сковороды, проявившихся в истории Украины. С одной стороны, помятые пятисотгривневые купюры с изображением Григория Сковороды на них, с другой, знаменитый железный скелет новогодне-рождественской ели на Майдане зимы 2013-14 годов, украшенный плакатами, с наиболее заметным, воспроизведённым Анной: СЛАВА ГЕРОЯМ. (В этом «низовом» протесте ведь больше было не националистического, а того человеческого, по чему и закрепится в истории название: революция достоинства.) Кстати сказать, можно видеть продолжение диптиха в этом триптихе, и как раз в том смысле, о котором упомянуто в предыдущей части эссе: мы различаем в Рождестве Христовом будущие события, в том числе трагические. Неважно, по наитию ли творила художница, осознанно ли - получилось очень хорошо! Получилось хорошо потому, что она уже оказалась в значительной степени в “Саду Божественных песен”. Ну вот, не сразу, но оказалась.
На всех трёх картинах достаточно различных деталей, чтобы их внимательно высматривать и разгадывать. Хотела того Анна или нет, однако она совершенно попала в александрийскую богословскую методу, почитаемую Сковородой: представлять и исследовать Библию (прежде всего, но не только) как символическое изображение Премудрости Божией. (Что такое Библия для Сковороды - это большая богословская проблема и целая метафизическая история, о чём здесь невозможно сказать в двух словах.) Будет возможность постоять у линогравюр Анны Лукьяненко - поразгадывайте детали, я же обращусь снова к тексту поэта, ибо мы должны понять, как этими вратами - 10-ой песнью - мы входим в “Сад” и обретаем то, что, по замыслу Сковороды, должны обрести, то есть Христа в своё сердце.
Анна Лукьяненко. Григорий Сковорода. “Сад Божественных песен”, Песня 10. Деталь первой части триптиха. Линогравюра, коллаж. 2021.
Первая строфа завязывает узелок интриги:
Всякому городу нрав и права;
Всяка имЂет свой ум голова;
Всякому сердцу своя есть любовь...
Но вот у автора какая-то своя дума́ (для рифмы требуется такое ударение), и четыре строфы он будет этими двумя строчками завершать, создавая напряжение ожидания (в том числе через ритм, переходя после первых четырёх дактилических строк к силлабике в двух последних строках):
А мнЂ одна только в свЂтЂ дума́,
А мнЂ одно только не́ йдет с ума.
Что же ему «не йдет с ума»? В трёх срединных строфах автор называет то, чем увлечены люди, то есть что им «не йдет с ума»: кто-то выстраивает карьеру, обтирая панские углы, кто-то обманывает покупателей «при аршине», кто-то занят строительством дома «на новый манер», кто-то «процентами», очевидно ссужая деньги, кто-то «стягает грунта», кто-то «иностранны заводит скота», кто-то «формирует на ловлю собак», у кого-то «шумит дом от гостей, как кабак», юрист перетолковывает «на свой тон» права, «с диспут студенту трещит голова», кого-то «беспокоит Венерин амур», словом, «всякому голову мучит свой дур».
Анна Лукьяненко. Григорий Сковорода. “Сад Божественных песен”, Песня 10. Деталь второй части триптиха. Линогравюра, коллаж. 2021.
И как будто так выходит, что наш автор не сильно отличается от других: у них «свой дур», а у него, должно быть, «свой», к признанию в коем он и ведёт нас. Только вот что выходит в действительности: то, что называет в заключительной строфе автор есть нечто такое, что совершенно обессмысливает всё, чем пробавляются вышепоименованные, и это, конечно, СМЕРТЬ. Она «не йдет с ума»? Вчитываясь и вдумываясь в откровение автора - не только или даже не совсем она. Поскольку для автора как человека верующего смерть не есть конец, то «дума» его, скорее всего, не собственно о смерти:
...на ея плюет острую сталь
Тот, чія совЂсть, как чистый хрусталь.
Анна Лукьяненко. Григорий Сковорода. “Сад Божественных песен”, Песня 10. Деталь третьей части триптиха. Линогравюра, коллаж. 2021.
Значит, в действительности дума поэта о ЧИСТОЙ СОВЕСТИ. И вопрос становится риторическим: «дур» ли это? Вот так на свету истинном нам видно, что свет, а что тьма. И, таким-то образом, Сковорода, вводя нас в свой “Сад Божественных песен”, снова приводит к Христу. Вы скажете, где же здесь упоминание о Христе? Конечно, есть: ведь кто победил смерть?! В заключительной 30-ой песни всё сводится к одному, что даёт победу над смертью:
Жив бог миросердый, я его люблю.
Он мнЂ камень твердый; сладко грусть терплю.
Он жив, не умирая, живет же с ним живая
Моя и душа.
А кому он не служит, пущай тот бЂдный тужит
Прямой сирота.
Из письма Григория Сковороды другу: «Я пекусь о богатствах духа, о том хлебе и о той одежде, без которых нельзя войти в прекраснейший чертог небесного Жениха; все мои силы, всё моё стремление я направляю сюда…» И в том же письме: «...любовь самой смерти сильнее».
Автограф черновика 10-ой песни «Сада Божественных песен» Григория Сковороды.
...Я должен был бы хоть немного сказать о собственно художественном воплощении замыслов Анны Лукьяненко. Может быть, когда-нибудь я сделаю это, а, может, это и без меня сделает кто-либо более компетентный в подобных вопросах, и я был бы ему признателен за это. Но кое-что я всё же скажу от себя. Каллиграфия Анны Лукьяненко, взявшей, наверное, нечто от почерка Сковороды, в то же время не идентична ему, и является именно каллиграфией, именно воплощением отношения к тексту поэта и к самому поэту. Конечно же, имеет значение смена фонового цвета, скажем, в триптихе от картины к картине и завершение его, триптиха, цветом красного вина, как в церковном потире. Кто подавал грамотки с именами на проскомидию «за здравие» и/или «за упокой души рабов Божиих», те знают о желании людей, понимающих значение таинства, обмыть «нашу» ли, «чью-то» частичку просфоры, как душу, в крови Агнца. Что сделала Анна? Она, словно не удовлетворившись иллюстрацией (в очередной раз), то есть, не удовлетворившись лишь изображением хрусталя, с коим поэт сравнивает совесть, изображает «частичку» поданной ею просфоры за раба Божия Григория. По крайней мере, так это можно увидеть. Не знаю, показалось ли мне или так и есть на самом деле, однако я заметил, что линогравюра второго листа изображает несколько подвядшие цветы, а на третьем листе - они, как минимум, живее. Хотя, не исключаю, попросту такова сила искусства и внутренних переживаний-проживаний зрителя (меня), что ему такими увиделись цветы!
Анна Лукьяненко. Григорий Сковорода. “Сад Божественных песен”, Песня 10. Деталь второй части триптиха. Линогравюра, коллаж. 2021.
Этот триптих - естественное развитие художницы, создающей свой Арборетум в “Саду” Григория Сковороды, ему, конечно, посвящённый. Помните в её диптихе ленточки с рождественским поздравлением? Это было тогда не понятое мной начало будущего Арборетума им. Сковороды в исполнении Анны Лукьяненко. А, может, и сама Анна этого не понимала. Важный аспект, который нужно хорошо уяснить себе: с самого начала зарождалось желание создавать не просто иллюстрацию к “Саду” Сковороды, а ему посвящённый сад в саде. Да ведь и сам поэт создавал Арборетум - в Саду Божьей Премудрости. (Вот здесь бы и поговорить о том, что есть для Григория Сковороды Библия и «симболический» мiр...) Это всё, творимое им, Сковородой, а также Анной Лукьяненко и другими людьми искусства, философии и каких бы то ни было иных склонностей и призваний, есть бесконечность движения, простите за тавтологичность, внутрь внутреннего человека (весьма употребительный термин у Сковороды), в познание и освоение духа человека через любовь к Христу. Мы никогда не достигнем конца, ибо он бесконечен, ни в познании духа, ни в его развитии.
У меня есть предчувствие, что Анна Лукьяненко создаст ещё хотя бы одну работу (скажем, диптих) на основе “Сада Божественных песен” Григория Сковороды, хотя, возможно, не прямо сейчас, а позже, пожив на белом свете ещё сколько-то времени. Почему такое предчувствие? Потому что, как я думаю, сама художница окажется заинтересованной в продолжении работы над Арборетумом имени Григории Сковороды, как нуждается в развитии и мудрости. Я так это почувствовал, видя её обращение к творчеству Сковороды. И был обрадован, встретив подтверждение своим ощущениям в её словах, сказанных некоторое время тому в ранее неизвестном мне тексте:
«Я художник.
У кожного з нас є своє Світобачення та принципи, які складаються протягом життя.
Щоб сформувати їх необхідна мудрість, а також мужність, щоб слідувати ним. Адже життя підкидає різні “загадки” та “перевірки”...
Метафізика, уява, мрія... Все це накладає відбиток на мої твори.
Мої мандри існують не тільки у просторі, а і у часі.
Кожен шукає свою Істину, і йде своїм Шляхом...
Григорій Сковорода недаремно “носить звання” мандрівного філософа. Свої пошуки Істини та Правди він виклав у поетичній формі - “Сад Божественних Пісень” - це свого роду “кодекс” його світобачення…»
Мудрість і мужність - это то, что и можно найти в саду Григория Сковороды - в его произведениях и в его жизни как, по-моему, лучшем его произведении.
Анна Лукьяненко со своей мамой Марией Скочок на их и Александры Лукьяненко персональной выставке «Три погляди» («Три взгляда») в Национальном музее литературы Украины (февраль 2020 г.). На фоне работ Анны «Небесна борозна» («Небесная борозда») и диптиха, посвящённого Г. Сковороде.
Произведения художника есть его способ познания мiра, чего-либо или кого-либо в этом мiре, самого себя и одновременно результат этого познания. То есть всё может быть очень сложно в действительности. Художник не может не рисовать, потому что таким образом он не просто выражает нечто, что есть в нём, но и то, чего в нём ещё нет и что он пытается нащупать и как бы посеять в себе, взрастить, или то, чего он не хочет в себе и что он, напротив, отбрасывает от себя. Словом, художник своим творчеством создаёт себя и свою жизнь, конечно, не забывая о зрителях. Творчество - это творение себя и мiра вокруг себя своими произведениями. Так думаю я, так смотрю на гравюры Анны Лукьяненко.
А, кстати-ка, спрошу её и всех «заинтересованных лиц»: знаете ли, что 2022 год - год 300-летия со дня рождения Григория Сковороды? Этот день в конце года - 3 декабря по новому стилю.
Анна Лукьяненко. Григорий Сковорода. “Сад Божественных песен”, Песня 4. “Титульный лист” диптиха (деталь). Линогравюра, коллаж. 2020.