Это не порнография! Это искусство...

Jan 29, 2018 13:06

Новые приобретения Латвийского национального художественного музея, или что клали на налогоплательщика латышские художники.
И только не говорите мне, что и вы так можете! ТАК вы точно не можете :)



Juris Urtāns, 1959 г.р. Автопортрет 4 [Pašportrets 4], 2009. Подарок автора.
Шедевральная высота латышской живописи, достигать больше нечего. Уртанс - бог селфи! И честно выразил, что он думает об окружающих.
Рижский «Арсенал» несказанно впечатлил выставкой «Новые приобретения ЛНХМ. XXI век». Как считает руководство Латвийского национального художественного музея (ЛНХМ, Latvijas Nacionālais mākslas muzejs, LNMM), и с этим нельзя не согласиться, коллекционирование актуального искусства современной эпохи является одной из его задач. Так, за последние 17 лет в фонды музея поступило почти 600 произведений XXI века, выполненных в различных изобразительных техниках и технологиях. При этом, музейные работники с горечью констатируют, что «индекс новых приобретений, соответственно финансовым возможностям, в эти годы был очень неустойчивым, поэтому наряду с госзакупками большую долю пополнения собрания составили дары меценатов и художников, а также произведения, чья передача в дар была инициирована самим музеем».




Māris Bišofs, 1939 г.р. Иллюстрация для журнала “e-commerce”, 2000. Подарок автора.
Марис, молодчага, низкий поклон тебе, что пожалел деньги налогоплательщиков!
И вот, наконец, ЛНХМ решили вывалить на своих посетителей квинтэссенцию своих новых экспонатов - 150 работ. Долгожданную экспозицию, позволю себе процитировать сайт музея, «открывает ретроспектива знаменательных, судьбоносных событий XXI века в истории мира и Латвии, а в её центре - рефлексия на тему ключевых признаков эпохи в современном латвийском искусстве, отношение художника ко времени, к месту и к себе». И, должен заметить, отношение к нам, налогоплательщикам, которые, за редким приятным исключением, оплатили сие, как бы помягче сказать, пиршество искуса и духа.



Paulis Liepa, 1978 г.р. Orangensaft [на латышский и английский переведено как... Ābolu sula / Apple Juice], 2015. Куплено у автора.
Очевидно, все выделенные средства ушли художнику, на переводчика ничего не осталось. Кто не понял: Orangensaft - это с немецкого «апельсиновый сок», но никак не яблочный (Apfelsaft).
О нет, только не подумайте, что я какой-то ретроград. Я вовсе не считаю, что искусство - это синоним реализма, а картины обязаны иметь фотографическое сходство с объектами изображения. Я восторгаюсь оптическими эффектами пуантилизма, кричащим колоритом эскпрессионизма, вывертами сюрреализма, геометричностью супрематизма и прочими живописными изысками. Однако... всё ведь хорошо в меру!



Ginters Krumholcs, 1980 г.р. Мартын [Mārtiņš], 2011. Куплено у автора.
Мужское тело у латышского скульптора получилось прекрасно, сразу захотелось в спортзал за таким же. Телом. Своим. Подкачаться, в смысле.
Тут же местами [censored], [censored], [censored]!!! Бесстыдно и откровенно водят латышские художники и скульпторы вялым, а местами вполне себе эрегированным по губам налогоплательщика, никакой управы на них нет. Напротив, всесторонняя поддержка со стороны государства. На деньги налогоплательщиков живущего.



Mārīte Guščika, 1980 г.р. Видеонаблюдение [Videonovērošana], 2007. Куплено у автора.
Ну... Пустынные улицы Риги отображены вполне себе реалистично, да-с.
Поэтому очень бы хотелось, чтобы ЛНХМ опубликовал смету за эти, с позволения сказать, покупки. Пять. Ладно, десять. Ну... Ну, хорошо, 15 евро за каждое из творений я, может, быть и дал бы. За некоторые. А вот на сколько реально налогоплательщикам пришлось раскошелиться на всё на это?



Miķelis Fišers, 1970 г.р. Экуменическое богослужение у Стены плача [Ekumeniskais dievkalpojums pie Raudu mūra]. Из цикла «Несправедливость» [No cikla „Netaisnība“], 2014. Куплено у автора.
Вот на это не жалко! Хохотал до слёз. Едко мужик проехался по любителям теорий о рептилоидах и прочих аннунаках.
А вообще, многое мне понравилось! :) К сожалению, не всё попало в объектив моего смартфона, но чем богаты, тем и рады.



Miķelis Fišers, 1970 г.р. Инопланетный произвол в Пуэрто-Рико [Citplanētiešu patvaļa Puertoriko]. Из цикла «Несправедливость» [No cikla „Netaisnība“], 2014. Куплено у автора.
Хочу в Пуэрто-Рико! Нет, не к инопланетянам :) Однако, уже второй обнажённый пимпис. Что дальше?
И как там было? Один раз - случайность, два - совпадение, три - закономерность. Что ж, два уже есть.



Miķelis Fišers, 1970 г.р. Очищение планеты. Триплоновые насосы приближаются к Риге [Planētas attīrīšana. Triplonu sūkņi tuvojas Rīgai]. Из цикла «Несправедливость» [No cikla „Netaisnība“], 2014. Куплено у автора.
Здорово! Вот так рукотворная стихия сметёт последствия оккупации, раз сами латыши не хотят избавиться от этого позорного наследия «русских времён»: мостов, телевышки и т.п.



Daiga Krūze, 1980 г.р. Автопортрет [Pašportrets], 2007. Куплено у автора.
Да, зарекался такое говорить, но... мне в школе за точно такое ставили двойки. А ведь я просто опередил время! Надо покопаться в загашниках, может, тоже чего найдётся для ЛНХМ. Возьму недорого!



Jānis Mitrēvics, 1957 г.р. Персональная выставка [Personālizstāde], 2000. Куплено у автора.
Отрубить бы ему ещё руки - стал бы Яной Милосской.



Maija Kurševa, 1981 г.р. Изготовление [Izgatavošana], 2016. Куплено у автора.
Реально здорово. Собственно это и есть искусство, когда на полотне клетки разной плотности, но ты видишь человеческий образ.



Ну а потом Майя поставила искусство на поток. Клеточная Гаврилиада: Скука [Garlaicība], Целенаправленная деятельность [Mērķtiecīga nodarbošanās], Что происходит? [Kas notiek?], Тогда, когда [Tad Kad], Как-будто ничего не происходит [It kā nekas nenotiek], Сквозняк [Caurvējš], 2016.



Излишне ли говорить, что все куплены у автора.



Sarmīte Māliņa, 1960 г.р., Kristaps Kalns, 1981 г.р. Не забывай меня [Neaizmirsti mani], 2011. Куплено у авторов.



Незабываемо...



Guntars Sietiņš, 1962 г.р. Чёрный круг_1 [Melnais aplis_1], 2014. Куплено у автора.
«А Малевичу? - спросил Ржавин, в гневе закрывая глаза. - За что же Малевичу? - завизжал Сиетиньш. - Это грабёж! Кто такой Малевич, чтобы с ним делиться! Я не знаю никакого Малевича!» (с)
Я, конечно, понимаю, что латышский гений не обязан знать о «Чёрном круге» Малевича, но сотрудники ЛНХМ?! Ах, да... У Малевича круг не по центру полотна. Ну, да, тогда совсем другое дело! Это всё меняет самым кардинальным образом.



Guntars Sietiņš, 1962 г.р. Чёрный круг_2 [Melnais aplis_2], 2014. Куплено у автора.
Да, это тоже круг. И я, кажется, догадываюсь, почему...



Возможно, мы видим, что получится, если картинку в формате JPG с изображением чёрного круга открыть с помощью Word - на экране появится такой же набор цифр, букв и знаков. Глубоко копает Гунтарс!



Paulis Liepa, 1978 г.р. +, 2015. Куплено в 2015 же году.
А раньше крестик вместо подписи ставили неграмотные...



А это забавно. Догадаетесь ли вы, как называются картины и сам диптих?



Leonards Laganovskis, 1955 г.р. Старый завет [Vecā derība]. Из диптиха Библия [„No diptiha Bībele“], 2001. Куплено у автора в рамках целевой программы Государственного фонда культурного капитала (Valsts kultūrkapitāla fonds) «Проекты национального значения в аккредитованных музеях».
Это слева, как вы уже догадались. Трансцендентно, я бы сказал. Экзистенциально.



Leonards Laganovskis, 1955 г.р. Новый завет [Jaunā derība]. Из диптиха Библия [„No diptiha Bībele“], 2001. Куплено у автора в рамках целевой программы Государственного фонда культурного капитала (Valsts kultūrkapitāla fonds) «Проекты национального значения в аккредитованных музеях».
Ну а это полотно справа... Проект национального значения!



Kristians Brekte, 1981 г.р. Календарь [Kalendārs], 2016. Подарок автора.
А вот за такое и денег не жалко.



Тем более что я тут тоже есть! Красавчик, ага!



Vija Celmiņa, 1939 г.р. Ночное небо № 1 (Реверс) [Nakts debesis # 1 (Reverss)], 2002. Куплено у автора.
Негатив! Не, я не про эмоции - с ними как раз позитив :) Негатив неба!



Vija Celmiņa, 1939 г.р. Звёздное поле [Zvaigžņu lauks], 2002. Куплено у автора.
Звёздное поле для звёздной игры в звёздный футбол? Мило, да. Но... Зачем же сразу брать и покупать? Неужели автор не могла своё творение подарить?



Anda Lāce, 1982 г.р. Унаследованный [Pārmantots], 2015. Подарок автора.
Такая вот спираль ДНК, точнее её участок в виде кириллической буквы Херъ.



Atis Jēkabsons, 1985 г.р. Без названия № 31. Куплено у автора.
Помню, в детстве читал фантастические рассказы, сопровождаемые подобными иллюстрациями. Спасибо, Атис, за ностальгию!



Atis Jēkabsons, 1985 г.р. Без названия № 30. Куплено у автора.
Но, всё ж, надеюсь, не все 30 с лишним безымянных полотен были приобретены музеем?



Atis Jēkabsons, 1985 г.р. Без названия № 41. Куплено у автора.
Ой, да их вообще больше 40. Тем актуальнее мой вопрос!



Текст.



Gļebs Panteļejevs, 1965 г.р. Большой. Неизвестный [Lielais. Nezināmais], 2015. Куплено у автора.
А что, в психлечебницах смирительные рубашки уже не только для всадников, но и лошадей делают?



Eižens Janišs, 1911-2004. Ночь [Nakts], 2000. Подарок автора.
Нет, ну почему так? Как милая вещица - так подарено, а не приобретено?!



Ēriks Apaļais, 1981 г.р. Клубничная лодочка [Zemeņu laiviņa], 2007. Куплено у автора.
Ми-ло-та!



Ēriks Apaļais, 1981 г.р. Весна [Pavasaris], 2007. Куплено у автора.
Ми-ми-ми!



Ēriks Apaļais, 1981 г.р. Снеговик [Sniegavīrs], 2007. Куплено у автора.
Эрик! От души спасибо, что морковка именно там, где она и должна быть! А то я уже приготовился было сказать числительное «три».



Aija Zariņa, 1954 г.р. Солнечный ведун [Saules zintnieks], 2007. Куплено.
Несомненно. Египетский бог солнца Ра спрятался в латышских дайнах. Свои задорновы и чудиновы есть в каждом народе...



Ernests Kļaviņš, 1977 г.р. Языческие боги [Pagānu dievi], 2011. Куплено у автора.
Ответственно заявляю, что несколько прямоугольных пятен - это блики, а не часть творческого замысла. Понимаю, что всё ими безбожно испортил, но, может, постараетесь представить картину без них?



Ernests Kļaviņš, 1977 г.р. Памятник изобретателю огня [Piemineklis uguns izgudrotājam], 2011. Куплено у автора.
Наверно, «тонкий» стёб над вечным огнём на советских мемориалах. Только не говорите Эрнесту, что на Братском кладбище есть такой же, но в память уже о латышских солдатах.



Ernests Kļaviņš, 1977 г.р. Ленин покидает станцию [Ļeņins pamet staciju], 2011. Куплено у автора.
Боже, как это смело и свежо: пнуть Ленина в 2011 году! А слабо было написать, что это Ульманис покидает станцию? Конечно, слабо. Тогда ЛНХМ не дал бы ни евроцента за такое. И даже в подарок не взял бы.



Ernests Kļaviņš, 1977 г.р. Дерево, у которого лица вместо листьев [Koks, kuram lapu vietā ir sejas], 2011. Куплено у автора.
С точки зрения философии, очень интересная аллегория. Серьёзно. Маски, которые мы носим, появляются, растут, потом опадают и всё такое прочее. Но вот как художественное полотно... Точно достойно быть купленным налогоплательщиками?



Выставка «Неизвестная латышская фотография» [Nezināma latviešu fotogrāfija], автором текста которой является fotovēsturnieks Ivars Grāvlejs, 1979 г.р.
Там же висела табличка, сообщающая, что это инсталляция «Неизвестная латышская фотография», созданная в 2016 году. Автор которой - этот самый Ivars Grāvlejs. И это тоже куплено у автора.



Грешным делом я подумал, что это она. Ну, мол, фотографируешь ты этот цветок, и получается у тебя одна из многих неизвестных латышских фотографий. Как же я ошибался!



Вот она, «Неизвестная латышская фотография»! Нет, к счастью, это не могильная гряда, хотя и очень похоже. А что это всё означает, вы поймёте, если прочтёте о невероятном и полном сенсаций историческом экскурсе от фотоисторика Ивара.



Jānis Auseklis, 1947 г.р. [Lakstīgalas], 1974.
ТРИ! Однако, таки закономерность... Это название богемной коммуны хиппи такое было: Lakstīgalas. Странно, что соловьи. Сейчас, насколько я слышал, их называют петухами.
И я не утрирую. Одним из самых известных латышских фотографов 70-х годов XX века был Янис Аусеклис. Осуждённый за свою гомосексуальную ориентацию в 1978 году. И вот такими фотографиями он боролся за права меньшинств и сексуальную свободу. Оказывается.



Четыре, пять... Всё ясно.
Вот чего нас лишала советская власть, запрещая показывать такие снимки! Подонки! Не забудем, не простим!

Несознательные критики обзывают творчество Аусеклиса порнографией. Что вы, что вы! Во-первых, как напоминает Ивар, самые разнообразные сексуальные мотивы присутствуют и в классическом искусстве. Во-вторых, Аусеклис не ставил своей целью сексуально возбудить зрителя, а лишь всесторонне показать разнообразие человеческой жизни, чего большая часть общества отказывается понимать.
Точно? Друзья девушки и геи, вас возбуждают эти фотографии Аусеклиса? Если нет, то всё ОК, перед нами, без вопросов, высокое искусство, не понятное серым массам.
Ладно, расслабьтесь. Это всё шутка. Jānis Auseklis - это мистификация Ивара Гравлея. А вот фото... Фото, к сожалению, реальные. Но за авторством фотоисторика, как я понимаю.



Jānis Piparsons, 1982 г.р. Вайра [Vaira], 2004.
Скорее толчок, но... Ещё одна будоражущая мистификация от Ивара Гравлеи. Короче, якобы в 2004 году Пипарсонс опубликовал в российской прессе скандальные фотографии половых органов президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги, как результат своего художественного протеста против плохой экономической ситуации в стране и дискриминации иностранцев (diskriminācija pret ārzemniekiem, насколько я понимаю, это Ивар так о русских высказался). Фотограф сообщил, что в дамском туалете Рижского замка установил скрытую фотокамеру. В результате смог запечатлеть президентские гениталии. Понятное дело, в российской прессе Янис стал мегазвездой, а в латышской о нём - завеса молчания.
Да-да, повторю, такими выдумками Гравлея историю латышской фотографии решил сделать интереснее. К сожалению, не ясно только одно: это всё подарок музею от автора или его, музея (а значит, и нас), приобретение? Приобретение? Не только грядка с картошкой, но и все эти фотографии выдуманных авторов? А, с другой стороны, мало ли чего выдуманного выдаётся у нас за историю?



Modris Sapuns, 1979 г.р. Охота на волков в сосновом лесу [Vilku medības priežu mežā], около 2000. Куплено у автора.
Куда только смотрят «зелёные»?!



Modris Sapuns, 1979 г.р. Сельские работы [Lauku darbi], 2002. Куплено у автора.
Задумчиво смотря в окно: да, когда-то в Латвии были снежные зимы...



Raids Kalniņš, 1970 г.р. Беда в посёлке [Nelaime ciematā], 2006. Куплено у автора.
Как говорится, пришла беда - отворяй ворота!



Латышская красная шапочка. Саркангалвытэ (Sarkangalvīte).



Латышский серый волк. Пэлэкайс вылкс (Pelēkais vilks).



Andris Breže, 1958 г.р. Ножной качатель [Kāju šūpotājs], 2012.
Кинетический объект! Хорошо, что не конь педальный...



Aigars Bikše, 1969 г.р., Māris Bērziņš, 1962 г.р. Латышский красный стрелок за пять минут до взрыва авиационной бомбы [Latviešu sarkanais strēlnieks piecas minūtes pirms aviācijas bumbas srpādziena], 2010.
Подробности этой душераздирающей сцены тут.



Gļebs Panteļejevs, 1965 г.р. Туманная зона I [Miglas zona I], 2007. Куплено у автора.
Гениально! Череп-внедорожник. Меткий стёб над ездунами.



Kristaps Ģelzis, 1962 г.р. Угол Бривибас и Стабу [Brīvības un Stabu stūris], 2010. Куплено у автора.
Ну как же без ЧК! Самое высокое здание Риги, откуда виден Магадан, Угловой дом, подвалы НКВД, мешки КГБ...



Kristaps Ģelzis, 1962 г.р. Замок на песке [Smilšu pils], 2012. Куплено.
Замок на песке на полиэтилене. Воистину настоящий художник может творить на чём угодно.



Ivars Drulle, 1975 г.р. Ахой [Ājo], 2011. Куплено у автора.
Это только мне показалось, что бабуля похожа на нью-йорку из «Мадагаскара»?



Juris Utāns, 1959. Стоянка... Иманта [Stāvvieta... Imanta]. Из цикла «Грузон» [„Gruzons“], 2012. Куплено у автора.



Какой шикарный латыш! Самокритичненько. И киоск, кстати, примечательный. Таких мало теперь осталось.



И котики! Куда ж без них :)



Ivars Drulle, 1975 г.р. Хочу познакомиться с девушкой... [Vēlos iepazīties ar meiteni...], 2012. Куплено у автора.



Текст над композицией: POZNAKOMLJUS S RUSSKOJ DEVUWKOJ, KOTORAJA 4TIT 9 MAJA, OSOZNAVAJA KOGO POBEDILI, I RADI 4EGO! TOLKO NE PIWNOTELUJU. MNE 33. ROST 170. VES 68.



Опять же, как смело! Подвиг художника. А слабо Ивару было бы написать на госязыке нечто подобное: «познакомлюсь с латышской девушкой, которая чтит 16 марта, 11 ноября и т.п.?..» Понятно, что слабо. Язвить латышские художники смело могут по поводу памятных дат других народов. Иначе никаких покупок от ЛНХМ им не видать. И заметьте, официально никакой цензуры.



Inta Ruka, 1958 г.р. Тия [Tija], фото из цикла „Amālijas iela 5a“, 2006. Куплено у автора.
Счастливый латышский ребёнок в европейской и трансатлантической национальной независимой Латвии.



Inta Ruka, 1958 г.р. Байба Зариня и Зайга Зариня [Baiba Zariņa un Zaiga Zariņa], фото из цикла „Amālijas iela 5a“, 2006. Куплено у автора.
Счастливые латышки в европейской и трансатлантической национальной независимой Латвии.



Ieva Iltnere, 1957 г.р. Выходные [Nedēļas nogale], 2008. Куплено у автора.
Понятное дело, кому выходной, а кому - страда. English stag-parties are welcome!



Andris Eglītis, 1981 г.р. Картина № 28 [Glezna Nr. 28], 2008. Куплено у автора.
Знак пешеходного перехода дорисован не до конца! Куда убежал человечек? Картина-то, бракованная. Или... Это 28 кадр, на 29-м уже всё будет? Его тоже ЛНХМ приобрёл?



Kristians Brekte, 1981 г.р. Гордость [Lepnums], 2012. Куплено у автора.



Сбился со счёта: сколько самцовых половых органов уже на выставке промелькнуло? Однако тенденция. Я бы даже сказал, закономерность. Бесстыдно и откровенно водят латышские художники и скульпторы вялым и эрегированным по губам налогоплательщика, никакой управы на них нет. Напротив, всесторонняя поддержка со стороны государства. На деньги налогоплательщиков живущего.



И название у инсталляции - или как там правильно это называется - верное. Гордость. Именно это чувство возникает при просмотре новоприобретений Латвийского национального художественного музея. Гордость за то, что я не художник.

искусство, музеинг, Рига, Латвия

Previous post Next post
Up