Забытый юбилей: 300 лет должности президента в России

Feb 04, 2018 18:21

Первым российским вице-президентом был... рижанин!

Каюсь, сам проворонил. Но не так много времени прошло, так что ничего страшного :)

Конечно, речь идёт не о первом и втором лице исполнительной власти России. В этом смысле, конечно, первый президент России - Борис Ельцын, а первый (и единственный) вице-президент - Александр Руцкой.



Герб рижан фон Бревернов в рижской церкви Святого Петра. Основатель этой дворянской фамилии - один из первых российских вице-президентов!
Но всё дело в том, что должность «президент» в системе государственного управления появилась очень давно. И не только в мире, но и в России.

Слово «президент» известно ещё с античных времён и означало на божественной латыни всего-навсего «председатель» (praesidens, родительный падеж praesidentis). Само собой, председательствующих было много в самых разных учреждениях и ведомствах, как в монархиях, так и в республиках. Однако, когда ставшие независимыми бывшие британские колонии образовали Соединённые Штаты Америки, то для обозначения главы республиканского федеративного государства и исполнительной власти страны они выбрали именно это, никак не замаранное монархизмом, слово.

Ну и понеслась. В этом смысле в Европе первый президент появился в Итальянской республике (1802, и им оказался... Наполеон Бонапарт), в Латинской Америке первый президент появился на Гаити (1807 года), в Африке - в Либерии (1848), а в Азии - в Китае (1912).

Соответственно, у многих президентов есть заместитель - вице-президент. Приставка «вице-» (vice) также имеет латинское происхождение и означает «вместо».

Но если смотреть на то, когда должность «президент» впервые появилась в системе государственного управления, то тут нас ждёт много интересных открытий.

В 1616 году в Германии в городе Айслебен (Eisleben) родился Йоганн Бревер (Johannes Brever), писавший своё имя на латинский манер как Johannes Breverus. В том самом Айслебене, который теперь называется Лютерштадт-Айслебен (Lutherstadt Eisleben). То бишь Лютерград-Айслебен. В честь небезызвестного Мартина Лютера, который там родился и умер.

В 1634 году он перебрался к своему дяде Йоганну Хаппаху (Johann Happach) в Ригу, где окончательно осел в 1643 году. Стал профессором поэзии и риторики в Рижской гимназии, причём весьма успешным, чьи лекции охотно посещались учащимися. Но осада Риги царём Алексеем Тишайшим кардинально поменяла жизнь Бревера. Он оказывается диаконом в Домском соборе, а в 1658 году - пастором в церкви Святого Петра. Своими прекрасными проповедями он заслужил такую популярность, что в 1690 году был назначен рижским суперинтендантом. Параллельно преподавал в Рижской гимназии теологию, придерживаясь строго ортодоксальной линии в Лютеранстве. Скончался в 1700 году.

От брака с Софией фон Дунтен (Sophie von Dunten) у него был сын Герман (Hermann Brever), родившийся в Риге 20 июля 1663 года. Герман решил делать карьеру в юридической сфере и не прогадал! Окончив Рижскую гимназию и изучив право в Альтдорфском университете (Academia norica Altdorfina), с 1686 году он путешествует по Европе, посетив разные города Германии, Австрии, Венгрии, Италии, Франции и Нидерландов, вернувшись в Ригу в 1691 году. В 1693 года он становится судьей Ландгерихта (Landgericht, нижняя инстанция уголовного и гражданского суда а Лифляндии), в 1696 году - председателем Бурггерихта (Burggericht, городской суд), а в 1701 году - судьей Гофгерихта (Hofgericht, высшее судебное учреждение Лифляндии).

В октябре 1694 года Герман Бревер получает от шведского короля дворянство и отныне пишется как фон Бреверн - Hermann von Brevern.

Во время Северной войны фон Бреверн временно замещал шведского штаттгалтера Михаила фон Штрокирха (Michael von Strohkirch), но был вынужден уехать в Любек. Однако вернулся и, указываемый в русских документах как Герман Иванович фон Бреверн, в 1711 был назначен Петром Великими вице-президентом лифляндского Гофгерихта.

Как известно, этот российский государь был автором многочисленных реформ в государстве. Одной из них была реформа органов государственного управления. В частности, вместо всевозможных приказов были созданы коллегии. По большому счёту, и приказы, и ведомства - суть отраслевые ведомства, наподобие современных министерств. Но принято считать, что Пётр сделал коллегии более упорядоченными, так, чтобы они не подменяли друг друга, выполняя одну и ту же функцию, или же, напротив, оставляя что-то не охваченным.

Так, 15 декабря 1717 года Петр издаёт указ «О назначенiи въ Коллегiяхъ Президентовъ и Вице-Президентовъ». Тем самым юридически закрепилось образование - нет, ещё не двенадцати - пока только девяти коллегий: Коллегия иностранных дел, Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия (флот), Камер-коллегия (или Коллегия казённых сборов, налоги), Юстиц-коллегия (суд), Коммерц-коллегия (торговля), Штатс-контора (ведение государственных расходов и составление штатов по всем ведомствам), Берг-Мануфактур-коллегия (промышленность и добыча полезных ископаемых), Ревизион-коллегия (государственный контроль).

Первыми российскими президентами, согласно указу, стали, соответственно: граф Гавриил Головкин, князь Александр Меншиков, граф Фёдор Апраксин, князь Дмитрий Голицын, граф Андрей Матвеев, Пётр Толстой (графом стал позже, в 1724 году; он заставил вернуться на свою погибель в Россию цесаревича Алексея; его прапраправнуки - писатели Алексей Константинович и Лев Николаевич Толстые), граф Иван Мусин-Пушкин, Яков Брюс (графом стал позже, в 1720 году), князь Яков Долгоруков.

Согласитесь, ведь было бы знаменательно, если бы в Российской Федерации отметили бы в конце минувшего года 300-летие должности президента на Руси. Преемственность и всё такое прочее. Но... Понятно, это немыслимо, когда одним из президентов РФ был тот, чьи слова (в том числе «Россия - молодая страна. Напомню, что в наступающем году ей исполнится только двадцать лет») отливают, согласно его же фразам, в граните...

А кто же оказались первыми вице-президентами? Да, вы уже правильно догадались. В том числе тот самый Герман фон Бреверн! Причём, он единственный, у кого в указе указано место рождения: «Изъ Риги Вице-президентъ Бреверъ».

К слову, форма новых центральных органов управления была заимствована у Швеции и Германии. Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство. Так что нет ничего удивительного, что вице-президентом Юстиц-коллегии, высшего апелляционого суда Российской империи по уголовным и гражданским делам, оказался рижанин, хорошо знакомый со шведским законодательством.

Вице-президент фон Бреверн умер 3 июля 1721 года в Санкт-Петербурге. Но тело его похоронили в главной рижской церкви - церкви Святого Петра.

От брака с Катариной фон Рейтерн (Katharina von Reutern) у него было семь детей. Из них сын Карл пошёл дальше отца и стал вообще президентом! Да-да, с 1740 по 1741 год рижанин Карл Германович фон Бреверн стоял во главе Петербургской Академии Наук. Так как супругой Карла Германовича фон Бреверна с 1740 года была Амалия-Доротея (Amalia Dorothea von Keyserlingk) дочь бывшего президента Академии наук Германа Карла фон Кейзерлинга (Hermann Karl von Keyserlingk), то современники шутили, что Бреверн получил Академию наук в качестве свадебного подарка.

А в 1742 году младший фон Бреверн тоже оказался вице-президентом - уже Коллегии иностранных дел. Интересно отметить, что стоявший во главе этой коллегии президент также именовался канцлером, его заместитель, вице-президент, именовался одновременно вице-канцлером.

По указанию фон Бреверна в Коллегию иностранных дел был приглашён из Академии наук уроженец Кёнигсберга Кристиан Гольдбах (Christian Goldbach) - математик, который осуществлял... перлюстрацию и дешифровку иностранной дипломатической и частной корреспонденции, что позволяло коллегии быть в курсе всех придворных и международных дел. Благодаря этому из России летом 1744 года был удалён французский дипломат маркиз де ла Шетарди, что привело к ослаблению так называемой «франко-прусской партии» при русском дворе и росту влияния «англо-австрийской». Однако в самый разгар борьбы с маркизом де Ла Шетарди Карл фон Бреверн скоропостижно скончался, как тогда многие думали, от яда.

Другие дети вице-президента Юстиц-коллегии Германа фон Бреверна и их потомки служили не менее достойно: генералы, губернаторы, сенаторы, члены Государственного совета и Государственной думы. Увы, всё кардинально поменялось в начале XX века. Кого-то из фон Бревернов убивают латышские революционеры (террористы, на самом деле, но...), кто-то оказывается в Харбине и вынужден заняться торговлей, кто-то возвращается на родину далёких предков в Германию...

Увы, но от фон Бревернов, много сделавших для Прибалтики и России, в Риге остался только фамильный герб в церкви Святого Петра. Он висит на стене храма в память о втором сыне Германа Ивановича - коллежском асессоре Йоганне фон Бреверне (Johann von Brevern, 1695-1735). Однако герб, понятное дело, был общим для всех фон Бревернов.

ПС. В советское время часто говорили, что первым наркомом юстиции РСФСР был латыш Пётр Иванович Стучка. Какая интересная была бы параллель, но видный политик коммунист Стучка был вторым главой наркомюста Советской России. Первым - всего неделю - был Георгий Ипполитович Оппоков (партийные псевдонимы - Афанасий, Жорж; литературный псевдоним - А. Ломов). Русский, дворянин, внук священника. Большевик и участник Октябрьского вооружённого восстания. Но он был расстрелян в 1938, а Стучка умер в почёте в 1932 году. И прах его захоронен в Кремлёвской стене.

Преемником Стучки, кстати, был тоже наш, латвиец - Исаак Захарович Штейнберг (в еврейских публикациях - Ицхок-Нахмен Штейнберг), родившийся в 1888 году в Динабурге. Но у Штейнберга с большевиками дружба не заладилась уже в годы Гражданской войны. Поэтому в начале 20-х он оказался за границей и умер в Нью-Йорке в 1957 году.

Россия, Рига, Латвия

Previous post Next post
Up