Вот и начались юбилеи, которые вряд ли кто осмелится отмечать в современной Латвии с учётом текущего политического момента. 17 июля 1944 года в 22.00 Красная Армия освободила от нацистов первый значимый латвийский населённый пункт - город Зилупе, расположенный на самом востоке республики.
Вот что говорит об этом Журнал боевых действий 7-й гвардейской стрелковой дивизии Красной Армии.
Страницы из Журнала боевых действий 7-й гвардейской стрелковой дивизии. Источник: ЦАМО, фонд 1059, опись 1, дело 44 /
https://pamyat-naroda.ru.
Задача:
13.00, прикрываясь частью сил с севера и юга, ударом с северо-восток овдалеть Зилупе, впоследствии наступать в направлении станции Нирза.
Описание:
В результате обходного маневра в 18.30 и стремительной атаки пехоты части форсировали реку Зилупе и в 19.00 14 гв.сп завязал бой на окраинах города.
20 гв. сп обходил Зилупе с северо-востока, 26 гв. сп с юго-востока.
В 22.00 части совместной атакой штурмом овладели городом и железнодорожной станцией Зилупе, уездным городом Латвийской ССР [ошибка: Зилупе тогда была городом в составе Лудзенского уезда - примечание моё].
Противник использовал реку Зилупе как серьёзное препятствие. На ближних подступах к городу оказывал серьёзное сопротивление при обороне города Зилупе.
14 гв. сп с 18.00 начал подготовку к форсированию реки и штурму города.
20 гв. сп, действуя с северо-востока, бесшумно форсировал реку Зилупе и вышел на южную опушку рощи северо-западнее станции Зилупе.
Внезапное появление атакующих подразделений 20 гв. сп на северо-западной окраине города лишили возможности противника удержать город.
26 гв. сп, действуя значительно южнее Зилупе, открыл внезапный огонь по отходящему противнику, посеял среди него панику, и противник начал беспорядочный отход.
В течение суток части дивизии уничтожили до 400 солдат и офицеров противника, орудий - 17, пулемётов - 31, миномётов - 8.
Взяты трофеи: орудий - 12, пулемётов - 17, винтовок и автоматов - свыше 150.
Взято в плен 68 человек.
Наши потери: убито - 38, ранено - 97 человек.
А вот что о боях за Зилупе более развёрнуто говорится в военно-историческом сборнике «В сражениях за Советскую Латвию», изданном в Риге в 1975 году. Забегая вперёд, хотел бы с прискорбием отметить, что в именах, отчествах и фамилиях среднего и младшего офицерского состава очень много ошибок. Сержантов и рядовых по указанным инициалам вообще пока не получается пробить.
Схема «Освобождение города Зилупе частями 7-й гвардейской стрелковой дивизии 17 июля 1944 года». Источник: «В сражениях за Советскую Латвию. Военно-исторический очерк»; Рига, «Лиесма», 1975.
Войска 10-й гвардейской армии - командующий генерал-лейтенант М. И. Казаков, член Военного совета генерал-майор П. Ф. Иванов, начальник штаба генерал-майор Г. П. Сидельников - разгромили части противника в районе города Опочка и продолжали наступление.
7-й гвардейский стрелковый корпус, которым командовал генерал-лейтенант Ю. В. Новосельский, ведя бои на левом фланге 10-й гвардейской армии, освободил ряд населённых пунктов на территории Латвии. Утром 17 июля 1944 года он пытался с ходу прорвать оборону противника, созданную им на реке Зилупе. Но успеха не имел. Дело в том, что войсковая разведка из-за быстрого темпа наступления не смогла своевременно собрать сведения о вражеской обороне, необходимые для успешной организации её прорыва. Как выяснилось впоследствии, здесь были заблаговременно подготовлены траншеи, прикрытые противопехотными и противотанковыми взрывными заграждениями. Позиции занимались частями вторых эшелонов дивизий и армейского корпуса. Они и остановили продвижение 7-го гвардейского стрелкового корпуса.
Сильная противовоздушная оборона противника препятствовала ведению воздушной разведки нашей авиацией и нанесению бомбовых ударов по его наземным войскам. 214-я штурмовая авиационная дивизия под командованием генерал-майора С. У. Рубанова, преодолев зоны зенитно-артиллерийского огня, уничтожила шесть зенитных батарей. Это позволило бомбардировочным экскадрильям произвести несколько заходов на позиции противника и подавить огонь ряда артиллерийских и миномётных батарей, мешавших наступлению частей 7-го гвардейского стрелкового корпуса.
К середине дня наша разведка дала необходимые данные об обороне противника. Части корпуса приступили к подавлению его огневых точек, к разрушению наблюдательных и командных пунктов, к проделыванию в минных заграждениях проходов для танков, пехоты и автотягачей. После решения этих задач оборона противника была взломана. Несколько полков корпуса форсировали реку Зилупе и, отражая контратаки пехоты и танков, медленно продвигались вперёд, давая возможность переправиться на западный берег реки остальным частям.
7-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерал-майора М. Э. Москалика, овладев опорными пунктами в районе Мигели, Жижева, Рабов, Маринполь, продвинулась вперед и завязала бой за город Зилупе. Её 14-й гвардейский стрелковый полк, которым командовал майор М. Г. Чабаев [полагаю, ошибка: Михаил Григорьевич Чебаев - примечание моё], наступая на город в центре боевого порядка дивизии, между железной дорогой и мельницей на реке, овладел несколькими домами на восточной окраине Зилупе. Противник открыл сильный ружейно-пулемётный огонь и нанёс немалые потери полку. Передовые цепи атакующих залегли. Командир 5-й роты полка старший лейтенант В. И. Якубов [полагаю, ошибка: Фаттах Якубович Якубов, умер от ран под Ауце 21 декабря 1944 года - примечание моё] выделил группу бойцов под командованием сержанта X. Хайбулина и поставил ей задачу: скрытно проникнуть в город.
Бойцы успешно выполнили эту задачу. Автоматчики С. Корнилов и П. Прохоров вместе с пулемётчиками Г. Дершлидзе и Э. Минько пробрались через дворы, подошли с тылу к опорному пункту и ворвались в него. Противник не ожидал удара с тылу. Потеряв убитыми двадцать солдат и двух офицеров, бросив несколько тяжёлых пулемётов и орудие, гитлеровцы бежали. Группа X. Хайбулина, используя оружие врага, стала простреливать пути отхода, нанося ему большие потери.
5-я рота воспользовалась успехом группы сержанта X. Хайбулина и ворвалась в город.
Командир 2-го батальона капитан Н. С. Сходнев [полагаю, ошибка: Павел Фёдорович Сходцев - примечание моё] приказал остальным ротам оставить свои участки и также проникнуть в город. Это позволило 2-му батальону через час очистить от гитлеровцев восточную окраину Зилупе.
Бойцы 1-го батальона под командованием капитана Н. Г. Серенкова [полагаю, ошибка: Фёдор Степанович Сыренков (в разных документах также Серенков, Сиренков, Сверенков, Сыренко) - примечание моё] воспользовались замешательством противника и стремительным броском овладели северными кварталами города, железнодорожной станцией и районом с церковью.
Полковые сапёры приступили к разминированию. Указками они обозначили проходы для войск, а также установили предупредительные надписи.
Одно из орудий 25-го гвардейского артиллерийского полка, следуя за пехотой, въехало в город Зилупе и остановилось на перекрёстке улиц. Местная жительница Мирдза Гражуле, выйдя из укрытия, подошла к артиллеристам и указала места, где гитлеровские солдаты в тот день что-то закапывали в землю. Вызвали сапёров. Они обследовали участок, указанный М. Гражуле, и извлекли из земли противотанковые мины.
Командир полка майор М. Г. Чабаев, узнав о патриотическом поступке Мирдзы Гражуле, объявил ей благодарность, а артиллеристы - преподнесли подарок. Дивизионная газета «Боевое знамя» поместила очерк своего сотрудника лейтенанта С. К. Голушко, описавшего этот и другие патриотические поступки жителей Зилупе [ЦАМО, фонд 1059, опись 1, дело 34, лист 19].
20-й гвардейский стрелковый полк под командованием подполковника И. А. Шаталова, наступавший на город в обход, севернее, со стороны Бриги, к 19 часам 17 июля сбил противника у реки Зилупе. Завязался бой в лесу. Гитлеровцы перед угрозой окружения не стали оказывать сопротивления и начали отходить.
Бойцы 3-го батальона полка заметили стоящий на железнодорожных путях за городом товарный поезд и устремились к нему. Рота под командованием старшего лейтенанта М. К. Горчакова при приближении к железнодорожному составу была обстреляна гитлеровцами, расположившимися за насыпью. Продвижение роты пришлось приостановить. Командир батальона капитан Е. Н. Викторов, оценив обстановку, повел остальные роты в обход, через лес, что у железнодорожной станции, и атаковал противника с тылу. Железнодорожный состав был захвачен.
Этот товарный поезд с боевой техникой накануне прибыл из города Новосокольники. Некоторое время он стоял невдалеке от станции Зилупе. Используя плохую его охрану, партизаны проникли к паровозу. Совместно с паровозной бригадой они повредили механизмы на нём. Поэтому состав и не смог следовать дальше.
Через несколько часов после освобождения Зилупе из лесу вышли машинист Эрик Варнелис, его помощник Альфонс Реве, кочегар Янис Тарвид, партизаны Эдуард Якобсон и Вилис Соне, которые рассказали, каким образом они задержали эшелон. Тут же они приступили к исправлению повреждённых механизмов [ЦАМО, фонд 1059, опись 2, дело 18, лист 326-327].
Едва подразделения 20-го гвардейского стрелкового полка втянулись в северо-западную часть города, как около 22 часов они были контратакованы двумя батальонами 551-го пехотного полка 329-й пехотной дивизии противника, пытавшейся восстановить утраченные позиции и вновь овладеть городом. Противник контратаковал при поддержке артиллерийского и миномётного огня. Артиллерия же 7-й гвардейской стрелковой дивизии в это время перемещалась на новые огневые позиции. Из-за этого она не смогла огнём поддержать бой подразделений, отражающих контратаку. В результате 20-й гвардейский полк был вынужден отойти.
Командир дивизии, учтя создавшуюся обстановку, ввёл в бой находившийся во втором эшелоне 26-й гвардейский стрелковый полк под командованием подполковника С. О. Логиновского [Савелий Осипович Логиновский в ряде документов указан как Логиновских, убит разрывом гранаты под Ауце 16 мая 1945 года - примечание моё]. Он наступал на город, обходя его с юго-запада. Вскоре полк с другими полками выбил противника из Зилупе.
У церкви, что в западной части города, были захвачены шесть исправных зенитных орудий, стоявших на позиции. Утром 18 июля в этот район переместился штаб 7-й гвардейской стрелковой дивизии. К группе офицеров штаба и политотдела, стоявшей на улице у трофейных орудий, подошёл немецкий солдат, держа в руке белый платок. Он рассказал, что станцию Зилупе прикрывали от воздушных налётов три зенитных артиллерийских батареи. Батарея, в которой он проходил службу, находилась в Зилупе больше двух лет. За это время они выстрелили много тысяч снарядов, но ни одного советского самолёта не сбили, а от бомб зенитчики потеряли три зенитных орудия, четырёх офицеров и восемнадцать солдат и унтер-офицеров убитыми и много раненых. Когда советские войска повели наступление на город, зенитчики были сняты с огневой позиции и направлены на рытьё окопов для пехоты. Десять же солдат, в том числе и он, были оставлены для охраны батареи. При вступлении в город советских войск он спрятался в сарае, а утром решил сдаться в плен [ЦАМО, фонд 1059, опись 2, дело 25, лист 275-276].
Факты сдачи немецких солдат и офицеров в плен свидетельствовали о том, что они всё отчетливее понимали бесперспективность войны, ведущейся гитлеровцами.