80 лет назад, 18 июля 1944 года, латышские стрелки 2-й роты 1-го стрелкового батальона 125-го гвардейского стрелкового полка 43-й гвардейской Латышской стрелковой дивизии Красной Армии под командованием гвардии капитана Язепа Хацкелевича Пастернака (18.5.1919-10.11.1975), что особенно мучительно для нациков - еврея (родился в Ярославле, но до войны жил в Риге на улице Гертрудес, 55), освободили от нацистов посёлок Шкяуне (Штяуне, Šķaine). В советское время этому событию уделялось много внимания, хотя
ещё ранее другие части Красной Армии начали боевые действия на латвийской земле.
Вот что о бое за Шкяуне кратко говорит Журнал боевых действий 125-го гвардейского стрелкового полка:
17 июля в 19.30 1-й стрелковый батальон погрузился на автомашины и убыл на выполнение боевого задания в район отметки 170,5 с задачей форсировать реку Зилупе и овладеть местечком Штяуне.
В 4.15 18.07.44 батальон перешёл латвийскую границу в районе 600 метров севернее Домоново и к 7.00, преодолев сопротивление противника, овладел Штяуне и занял оборону на её западной окраине, куда к 20.30 прибыл весь полк, который перешёл границу Латвийской ССР в 18.30 18.07.44.
Страницы из Журнала боевых действий 125-го гвардейского стрелкового полка. Источник: ЦАМО, фонд 6464, опись 1, дело 36 /
https://pamyat-naroda.ru.
Стоит отметить, что в журнале упоминается и о том, с каким настроем бойцы вступали на территорию Латвии. Накануне, 16 июля, в районе деревни Серебрянка (тогда Россонского района Полоцкой области, ныне урочище в Витебской области) «в расположении батареи 120-мм орудий были обнаружены четыре ямы с трупами гражданского населения, в том числе с малолетними детьми, зверски расстрелянными немецкими захватчиками». После таких случаев не нужны были никакие политруки, чтобы латышские гвардейцы хотели во что бы то ни стало разгромить Гитлера и его прислужников.
Сам Пастернак, встретивший Победу в звании гвардии майора, так вспоминал о тех событиях:
«Вечером получили боевой приказ. Нашему подразделению руководство доверило почётную задачу - первыми прорваться на территорию Советской Латвии.
Отправляемся в путь. Становится всё темнее и темнее. Двигаемся только по карте и компасу. Должна уже появиться бывшая граница. Правильно. Примерно через 50 метров переходим канаву, возле которой виден старый пограничный столб.
Враг очевидно ждёт нас. Мост через пограничную канаву разрушен. По одному наши солдаты начинают входить в Советскую Латвию. В этот момент огонь открывают фашистские миномёты. Место пристрелено. Быстрым рывком вперёд подразделение выходит из опасной полосы.
...Внезапно с пригорка по нам огонь открывают немецкие крупнокалиберные пулемёты. Зажигательные пули воспламеняют какой-то дом. Но и это не может нас задержать.
Видя это, в борьбу вмешивается новое немецкое огнестрельное оружие. Помимо винтовок и автоматов, работает какая-то скорострельная пушка. Среди немцев наша стремительная атака вызвала панику... Хорошо используя мощную силу своего оружия, подразделение выполнило боевую задачу. Мы освободили первый населённый пункт на территории Латвийской ССР».
Схема «Освобождение посёлка Шкяуне частями 43-й гвардейской латышской стрелковой дивизии 18 июля 1944 года». Источник: «В сражениях за Советскую Латвию. Военно-исторический очерк»; Рига, «Лиесма», 1975.
А вот что о бое за Шкяуне более развёрнуто говорится в военно-историческом сборнике «В сражениях за Советскую Латвию», изданном в Риге в 1975 году.
16 июля 1944 года командующий войсками 22-й армии генерал-лейтенант Г. П. Коротков, член Военного совета генерал-майор А. М. Катков и начальник штаба генерал-майор Н. С. Дронов поставили 130-му латышскому стрелковому корпусу - командир генерал-майор Д. К. Бранткалн, начальник политотдела полковник В. Ф. Калашников и начальник штаба полковник П. О. Бауман - задачу: силами 43-й гвардейской латышской стрелковой дивизии, обходя труднопроходимые болотистые места и участки с минными заграждениями, выбить противника из леса, что у д. Прошки, овладеть Домоново и Ляндскорона и в дальнейшем, стремительно наступая, к утру 18 июля овладеть м. Шкуяне, где и закрепиться.
Командир 43-й гвардейской латышской стрелковой дивизии полковник А. Ю. Калнынь выделил передовой отряд в составе: 1-й батальон 125-го гвардейского стрелкового полка, 3-й дивизион 94-го гвардейского артиллерийского полка, взвод сапёров 47-го отдельного гвардейского саперного батальона. Передовой отряд возглавил командир батальона майор В. В. Бачило, его заместителем по политчасти был капитан В. Н. Танцюра.
В 2.00 18 июля передовой отряд переправился через реку Зилупе. Отбрасывая противника, он продвигался вперёд и к 6.00 1-я рота под командованием капитана Э. К. Вейса овладела д. Боркуйцы, а 2-я рота под командованием капитана Я. X. Пастернака, поддерживаемая огнём миномётной и пулемётной рот, вышла юго-западнее м. Шкяуне. Старшие сержанты Гусаров и Шкалист, ефрейторы Попов и Комиссаров, рядовой Шамов увлекли за собой остальных бойцов и первыми ворвались в местечко. Противник, не выдержав натиска, отходил, преследуемый огнём артиллерийского дивизиона и миномётной роты.
Первый волостной центр на латвийской земле был освобожден от оккупантов 125-м гвардейским стрелковым полком. К 12 часам 18 июля с развёрнутыми боевыми знамёнами вступили на территорию Латвии остальные полки 43-й гвардейской латышской стрелковой дивизии.
В освобожденных населённых пунктах почти не осталось местных жителей. В Шкяуне оказалось всего четыре престарелых человека. Они рассказали, что фашисты многих угнали в Германию, мобилизовали для рытья окопов, а большинство жителей укрылось в лесах.
А когда шум боя откатился на запад и все стихло, постепенно, вначале с опаской, а потом всё смелее люди возвращались из лесов в свои дома.