Елгава: русские цвета на британских могилах

Nov 12, 2022 15:11


Как это ни удивительно, но на территории Латвии похоронены несколько десятков солдат Британской империи, которые погибли в годы Первой Мировой войны.



В Елгаве на Лесном (оно же Николаевское) кладбище возле часовни есть британское воинское захоронение. Там покоятся 36 солдат и матросов, из которых четверо безымянны. Дело в том, что германцы распределяли пленных по всей контролируемой ими территории. Поэтому многие пленные русские оказались где-нибудь в Вестфалии, а многие пленные британцы - в Курляндии. Некоторые пленные, увы, умирали: болезни, несчастные случаи, самоубийства, попытки побега и т.п. И ещё в годы войны в тогдашней Митаве появилось 17 британских могил.

image Click to view




После войны к ним, уже в Елгаву, перезахоронили останки 19 воинов из самых разных уголков Латвии. Кладбище было обустроено и освящено 9 ноября 1924 года, над ним шефствовало британское консульство. Главным памятником является крест с бронзовым мечом. На могилах установлены индивидуальные стандартные надгробные памятники (все пронумерованы) с именами воинов, датами гибели, возрастом, местами службы, эмблемами их воинских частей.





Среди похороненных есть и несколько британцев погибших на Балтике в 1919 году. Странно, что одним из них является неизвестный матрос. Странно, потому что потери британцев в ходе интервенции на Балтике были незначительными и хорошо известны. Общая мемориальная доска им установлена в Риге в Англиканской церкви (« Холмс: погиб в Кронштадте, увековечен в Риге»). Может быть, просто не смогли идентифицировать, кого предали морю, а чьё тело похоронили в Болдерае, откуда потом перезахоронили в Елгаву. Кроме того, полагаю, что все похороненные в Елгаве интервенты погибли в столкновениях с бермонтовцами. На счету белогвардейских сухопутных (!) артиллеристов, например, есть победа над британским лёгким крейсером Dragon 17 октября 1919 года!





Как бы то ни было, ежегодно 11 ноября (или в ближайшие выходные) британцы устраивают торжественное возложение венков и цветов на могилы своих павших героев. Это тот день, когда в 1918 году было заключено Компьенское перемирие, положившее фактический конец Первой Мировой войне (юридически всё было уже оформлено позднее в Версале).





Всегда было интересно посмотреть, как такую церемонию проводят британцы. Уже с детства я видел, что немецкая воинская мемориальная культура несоизмеримо выше советской. Но когда я столкнулся с англо-саксонским подходом... М-да, это высочайший уровень. Вот на кого надо равняться в вопросах мемориализации, конечно же, с учётом и своих положительных (они бесспорно есть) аспектов.





О запланированном на 12 ноября мероприятии было заявлено заранее, время для сбора - 10.30, начало церемонии в 10.40. Главными были посол Paul Brummell и военный атташе Lieutenant Commander Mark Page. Атташе прибыл заранее, минут за 40 до официального времени сбора, чуть ли одним из первых. Он внимательно осмотрел место. Потом появились пятеро солдат в чёрных беретах, четверо с оружием. Двое встали на караул у британского памятника, ещё двое у латышского (после было возложение к могилам латвийских солдат, погибших в 1919 году в боях с бермонтовцами). Постепенно у входа на кладбище собрались около 100 человек. После начала церемонии подошли ещё человек десять, плюс пробежались где-то 20 мазпулков (или яунсаргов?), которые просто посещали мемориалы по своей программе, никак не были привязаны к проводившемуся возложению.





На присутствующих было смотреть любо-дорого. Представители Великобритании, Латвии (армия, самоуправление, общественность), США, Канады, Ирландии, Италии, Румынии, Германии, Турции, Грузии, Литвы, НАТО, Украины. Подтянутые военные в орденах и медалях, дипломаты, дети... Вот только представителей России не было. Их вообще там никогда не было, кстати. Между прочим, я несколько раз рассказывал о британской традиции возлагать цветы в Елгаве российским дипломатам. Мол, рядом же могилы их русских союзников! Посетите мероприятие в честь тогдашних союзников, расскажите о русском Гарнизонном кладбище, пригласите туда британцев и остальных. Это же замечательно будет! А мне в ответ: «Нас не приглашали!» Да как же так?! Вы же на рауты ходите, могли бы дипломатично вывести их на эту тему и договорится. Это ж ваша работа! Но увы. А после войны на Украине уже вряд ли когда кто захочет что-то вместе с россиянами делать... Впрочем, их сегодня не было и на Гарнизонном, не только у британцев. Хотя, наверно, российские дипломаты поминают погибших в Первую Мировую 1 августа. Надеюсь, что они это делают. Ладно, проехали.





С речью выступил британский посол, потом полковник Paul McCaffrey. Выступал какой-то латвийский генерал. Потом священник помолился с присутствующими. Да, всё на английском языке. Вообще на всей церемонии прозвучало только два латышских слова - nosargāt brīvību. Это британский посол перевёл два последних слова из своей речи. Потом была минута молчания. Реально минута, а не символическая. Затем какой-то шотландец заиграл на волынке Alba an Aigh, она же Scotland the Brave. И после этого началось собственно возложение венков и цветов. Интересно, что, помимо прочего, был венок в память о почти 140 (включая 24 погибших) латышских солдатах АНЗАКа - Австралийского и новозеландского армейского корпуса (ANZAC). С приложенным списком имён. Вот это реально «помним-гордимся»!





После этого канадский посол прочёл стихотворение «На полях Фландрии» (In Flanders Fields), одно из популярнейших лирических произведений в память о погибших в Первую Мировую войну, написанное канадским военно-полевым хирургом Джоном Маккреем 2 мая 1915 года. Под впечатлением от работы Маккрея в ноябре 1918 года американка Мойна Майкл написала собственное стихотворение «Мы сохраним Верность» (We Shall Keep the Faith), где поклялась всегда носить красный мак в память о погибших в Первой Мировой войне. После этого стихотворения популярность такого символа стала абсолютной в англоязычном мире.







Затем присутствующие возложили венки и цветы к могилам латышских солдат. А в конце все стали общаться в неофициальной атмосфере. И подкрепляться у входа на кладбище горячим супом, который для присутствующих заботливо подготовили британские организаторы мероприятия. Всё прошло, с одной стороны, чинно и благородно, а, с другой стороны, тепло и уютно. Повторяю: мемориальная культура у британцев на высоте.





Что я предлагаю елгавским соотечественникам. Давайте всё же на следующий год, как я уже предлагал, на 11 ноября тоже организуем мероприятие. Пригласим на него британцев. Контрольно, можем, сделать это 1 августа, в наш памятный день. Глядишь, если они откликнутся, после такого местное самоуправление будет лучше присматривать за Гарнизонным кладбищем, восстановит мостик до Немецкого кладбища и т.д., чтобы перед НАТО стыдно не было. Что думаете?



PS. Всё же веночек с лентой из русских национальных цветов к памятнику был возложен! Да, вашим покорным слугой. Ведь никто не мешает русской общественности помянуть британских союзников солдат Русской императорской армии. Благо, что на русских могилах я до этого уже побывал.

Елгава, Земгале, Первая Мировая война, Гражданская война, памятники, Великобритания, Латвия

Previous post Next post
Up