«Баня террориста» в Этнографическом музее в Риге: опорочить Судмалиса и забыть

May 12, 2020 18:04

На примере Иманта Судмалиса можно проследить, как в современной Прибалтике пытаются вычеркнуть из истории все неудобное для апологетов этнически «чистых» стран и легионов СС.



В преддверии юбилея Великой Победы в Великой Отечественной войне портал Sputnik Латвия не только записал воспоминания латвийских ветеранов в спецпроекте «Солдаты войны», но и собрал истории о тех латвийцах, о ком латышская элита предпочитает не вспоминать, - латвийских и латышских героях борьбы с фашизмом, героях Великой Отечественной войны в сюжете «Они сражались за Родину».

Одним из самых известных героев Великой Отечественной войны в Латвии был Имант Судмалис (1916-1944). Личность легендарная - лиепайский ополченец, белорусский партизан, рижский подпольщик - неудивительно, что он ненавистен националистам.

А потому на его примере интересно посмотреть, как в современной Прибалтике пытаются вычеркнуть из истории все неудобное для апологетов этнически «чистых» стран и легионов СС.

Идеи коммунизма со школьной скамьи

Судмалис родился в Вендене (ныне Цесис) в семье учителя, однако вырос в Лиепае, куда его семья переехала после Гражданской войны, которую в Латвии именуют Борьбой за независимость или Освободительной войной.

Еще подростком Имант увлекся идеями коммунизма и вступил в комсомольскую организацию. За издание и распространение листовок, включая составленное им же «Обращение к товарищам-школьникам», в 1935 году был осужден на четыре года принудительных работ. Но это не остановило подпольную деятельность Судмалиса, и в 1940 его вновь арестовывают - за участие в издании нелегальной газеты «Коммунист» (Komunists).

После советизации Латвии летом 1940 года Судмалис был освобожден из заключения и занял пост редактора уже легально издаваемой лиепайской газеты «Коммунист». Тогда же он вступил в Коммунистическую партию Латвии.

С первого дня войны

В первый день Великой Отечественной войны в Лиепае был сформирован ударный комсомольско-молодежный отряд под командованием Судмалиса, который неделю принимал участие в обороне города. Отряд оборудовал укрепленные позиции, принимал участие в тушении пожаров, сражался на передовой.

В ночь с 28 на 29 июня 1941 года Судмалис с товарищами прорывается из города и идет на восток к линии фронта. Однако в июле оказывается под Иецавой и решает остаться в Латвии, чтобы попытаться организовать сопротивление на месте - к этому моменту мы вернемся чуть позже.

А пока отметим, что после безуспешных попыток сделать это, в апреле 1942 года Судмалис отправляется дальше и примыкает к отряду белорусских партизан, действовавшему на Витебщине и Псковщине. Несколько месяцев под псевдонимом «Андерсон» он участвовал в боевых операциях против оккупантов. Сильно отличился и был в июле направлен в Москву, где составил аналитическую записку по вопросам организации партизанского движения на территории Прибалтики. И получил задание пробиться в Ригу и сплотить и возглавить местное подполье.

Темное пятно

После возвращения с «Большой земли» он еще несколько месяцев продолжает воевать в рядах партизанских отрядов на Псковщине и в Латвии, пока, наконец, в июле 1943 года не добирается до Риги, где деятельно приступает к выполнению главного задания. Ему быстро удалось организовать местных подпольщиков и активизировать их деятельность, наладить связь с подпольем в других городах и с партизанами.

Подпольщики проводят несколько диверсий. Например, было организованы взрывы в здании Иецавской волостной управы и в немецком госпитале в Бауске. Но самым громким и неоднозначным делом стал взрыв 13 ноября 1943 года на Домской площади в Риге.

Там должен был пройти организованный немецкими властями митинг протеста против решений, принятых в октябре 1943 года на Московской конференции министров иностранных дел стран-союзников по антигитлеровской коалиции. В частности, министры договорились «продолжать военные действия против тех стран Оси, с которыми они соответственно находятся в состоянии войны, пока эти державы не сложат своего оружия на основе безоговорочной капитуляции».

Взрывное устройство сработало за два с половиной часа до начала митинга, убило троих (в том числе десятилетнего школьника) и ранило двоих прохожих. Впрочем, даже если бы взрыв произошел точно по времени, то от него пострадали бы в первую очередь, опять же, простые люди. Хотя, как знать, возможно, расчет был на то, что площадь проверят полицаи и саперы, которые, обнаружив мину, отменят или отложат митинг. В любом случае, получилось единственное темное пятно в боевой биографии Судмалиса, на которое теперь всегда будут тыкать его ненавистники.

Был человеком и борцом

Взрыв произошел всего через полтора месяца после того, как в Риге побывал рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, потребовавший решительного усиления борьбы против советских подпольщиков и партизан. Так что взрыв заставил еще активнее работать SD и полицаев. Тому же, кто укажет след организаторов взрыва, были обещаны 300 тысяч рейхсмарок.

Увы, в фашистской контрразведке служили не дураки, так что через пару месяцев они вышли на след Судмалиса и арестовали его 18 февраля 1944 года. Надо отметить, что Судмалис был предупрежден о провале и мог бы спастись лично. Но он предпочел потратить время перед арестом на то, чтобы предупредить товарищей.

Тринадцатого апреля за совершение взрыва на Домской площади Имант Судмалис был приговорен к смертной казни и 25 мая 1944 года был повешен.

Перед смертью он смог передать на волю последнее сообщение: «Через несколько часов приведут в исполнение смертный приговор... Я оглянулся на пройденный путь, и не в чем мне себя упрекнуть: в эти решающие для человечества дни я был человеком и борцом. Лишь бы будущее было лучше и счастливее! Оно должно быть таким! Понапрасну не может быть пролито столько крови...»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1957 года Судмалису Иманту Яновичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.



Братская могила Иманта Судмалиса, Джемса Банковича и трёх неизвестных подпольщиков на Кладбище Райниса в Риге.
Самый интересный памятник

Действительно, сражался и погиб как герой. И вот с ним связан, пожалуй, самый интересный памятник, посвященный событиям Великой Отечественной в Латвии.

После войны в Советской Латвии к истории Судмалиса было приковано пристальное внимание, о нем много писали, ставили ему памятники, общались с теми, кто его знал, исследовали его боевой путь. Благодаря этому стали известны подробности, чем Судмалис занимался с июля 1941 по апрель 1942, когда он самостоятельно пытался под Иецавой создать партизанский отряд.

В него он пытался привлечь местных жителей и советских пленных, которых распределили на работы в сельской местности. Конспиративные встречи проводились на хуторе Зидени (Zīdeņi), где он батрачил - в баньке.



Банька, в которой проходили конспиративные встречи Иманта Судмалиса с советскими военнопленными в 1941 году.
Отряд создать не удалось, но с несколькими местными жителями он сдружился. После возвращения Судмалиса с «Большой земли», он в Зиденях хранил взрывчатку (в том числе ту, что громыхнула на Домской площади) и оружие. Так, уже после войны местные жители показали схроны с винтовками, которыми подпольщики не успели воспользоваться.

И вот тут у ответственных лиц родилась простая, но красивая идея.

Летом 1951 года Этнографический музей под открытым небом в Риге пополнился новым экспонатом - подарком иецавских колхозников: туда перевезли баньку из Зиденей как типовой образчик земгальской деревенской архитектуры и памятное строение, связанное с жизнью выдающегося партизана и подпольщика - на тот момент «просто» кавалера ордена Ленина Иманта Судмалиса.

В эмигрантских кругах новость восприняли с негодованием: коммунисты пытаются святую тему, этнографию, эксплуатировать ради пропаганды советской власти! Но поделать ничего не могли.

В Этнографическом музее пионеры и комсомольцы регулярно устраивали памятные мероприятия у этого экспоната.



Пионеры у баньки Судмалиса в Этнографическом музее. Pionieris, Nr.27 (03.07.1952), фото A. Poēma.
Однако грянула национальная независимость. И тут националисты оттянулись по полной. Памятники Судмалису посносили, улицы его имени попереименовывали.

Добрались и до баньки. Нет, ее не стали жечь или раскатывать на бревна. На ней просто поместили надпись. На трех языках. Вот, например, текст 2006 года:



Табличка на бане, в которой проходили конспиративные встречи Иманта Судмалиса с советскими военнопленными в 1941 году, фото 2006 года.

PIRTS
Celta 19.gs. beigās bijušā Bauskas apriņķa Iecavas pagasta «Zīdeņos» (tagadējā Bauskas rajonā). Muzejā no 1951.gada. Pirtij divas telpas - vējtveris un mazgāšanās telpa, kurā iemūrēta krāsns. Pirts atbilst attiecīgā laika un novada celtniecības tradīcijām. Šajā pirtiņā 1941.g. vācu okupācijas laikā slepenas sanāksmes rīkojis terorists Imants Sudmalis.

THE BATH HOUSE
Built at the end of the 19th century in «Zīdeņi» of the parish of Iecava in the former Bauska district (present dictrict of Bauska). Brought to the museum in 1951. The structure has two spaces - anteroom and bathing chamber with a stove.

БАНЯ
Построена в конце XIX века на хуторе «Зидени» Иецавской волости Баусского уезда. В музей перевезена и восстановлена в 1951 году. Это обыкновенная курная баня с небольшим предбанником.

Просвещать иностранцев, кем был Судмалис, решили излишним, а вот латышам сообщалось, что Судмалис - террорист. Каждый местный посетитель Музея под открытым небом должен был знать, кто он такой, по мнению победившей «тримды».

Однако прошли годы, и надпись снова поменяли. Очевидно, решили, что лучше даже в таком виде не напоминать никому о том, что вообще был такой Имант Судмалис, который посмел сражаться против нацизма. Вот что написано было в 2019 году:



Табличка на бане, в которой проходили конспиративные встречи Иманта Судмалиса с советскими военнопленными в 1941 году, фото 2019 года.

PIRTS
Celta 19.gs. beigās bijušā Bauskas apriņķa Iecavas pagasta «Zīdeņos» (tagadējā Iecavas novadā). Muzejā no 1951.gada. Pirtij vējtveris un mazgāšanās telpa ar krāsni bez skursteņa. Pirts atbilst attiecīgā laika un novada celtniecības tradīcijām.

THE BATH HOUSE
Built at the end of the 19th century in «Zideni» of the parish of Iecava in the former Bauska district. Brought to the museum in 1951. The structure has two spaces - anteroom and bathing chamber with a stove.

БАНЯ
Построена в конце XIX века на хуторе «Зидени» Иецавской волости Баусского уезда. В музей перевезена и восстановлена в 1951 году. Это обыкновенная курная баня с небольшим предбанником.

Впрочем, конечно, радует, что экспонат все-таки сохранился. 25 мая в этом году - понедельник. Если бы не режим ЧС, те, кто помнит о подвигах латышских подпольщиков, могли бы не только возложить цветы на могилу Судмалиса и его товарищей на кладбище Райня, но и собраться потом в Этнографическом музее и там помянуть погибших советских героев. Под мирным открытым небом, за которое они сражались.

10 мая 2020, 15:09, Sputnik, Александр Ржавин

Они сражались за Родину: латышские части и латвийцы в Красной армии.
«Моя жизнь дорого обойдется врагам»: как снайпер Эрика Гайле вела охоту на фашистов.
Первый латыш - Герой СССР: как Поль Арман громил фашистов под Мадридом и Москвой.
Верили в Победу вопреки всему: гибель разведгруппы под Вийциемсом в ноябре 41-го.
Герой-отец и герой-сын: о подвигах комполка Карла Озолса и разведчика Юрия Озолса.
Три часа в одиночку сдерживал сотню фашистов: рижские Фермопилы разведчика Поги.
История Макса Рейтера: как сын латышского крестьянина стал генералом Красной армии.
Отдали жизнь за землю предков: Николай Спрингис и другие латыши из разведроты.
«Снежная кавалерия» Яна Райнберга: рейд лыжного батальона в бессмертие.
Батальон лейтенанта Рубениса: единственные реальные борцы за Латвийскую Республику.

Вторая Мировая война, Земгале, Великая Отечественная война, музеинг, рабочая гвардия, партизаны, Рига, Латвия, Герой Советского Союза, Судмалис, памятники

Previous post Next post
Up