Сонково -- Весьегонск: заросшая железная дорога и два уездных города

Aug 21, 2017 22:17


И на кой тебе Америка с Европой?
И турецкий берег сдался нам на кой?
Мы поедем из Жупеева в Жукопу,
Что запряталась в губернии Тверской...
(с) Dr., кросс-поход-2014 (год нтчн)

Весьегонск упомянут Гоголем в «Мёртвых душах» как пример крайнего захолустья.
(fraglepurple цитирует Википедию)



Где-то на северо-западе Тверской области, в болотах да в лесах, прячется тупиковая железнодорожная ветка Сонково-Весьегонск. После станции Овинище-2, от которой отходит ещё одна линия на Пестово, дорога становится заросшей настолько, что если бы не накат на рельсах, можно было бы принять её за заброшенную. Густой лес простирается по обеим сторонам путей, почти смыкаясь над поездом в зелёный туннель, а трава растёт между рельсами так густо, что не видно шпал. Пассажирский поезд тут ходит всего два раза в неделю -- по четвергам и воскресеньям.
Когда эта дорога строилась, она готовилась стать частью большой магистрали Москва-Череповец, но потом строительство было остановлено вроде бы по причине заполнения Рыбинского водохранилища.
В минувшее воскресенье нам посчастливилось прокатиться по этой заповедной железнодорожной ветке. Для того, чтобы попасть на начальную станцию, мы выехали вечером из Москвы в направлении Мурманска, и в начале первого ночи прибыли на станцию Окуловка, где через пятнадцать минут пересели в проходящий поезд Санкт-Петербург-Ярославль. Утром он привёз нас в посёлок Сонково.

Станция Окуловка:


Вокзал в Сонково выглядит довольно оживлённым: куча путей, товарняков, полноценное здание с кассой и деревянная водонапорная башня. Пассажирский там стоит тридцать минут -- отцепляют вагоны, следующие в Рыбинск. Такая длинная стоянка была нам очень кстати: поскольку мы проснулись перед самым прибытием, то завтракать пришлось уже на перроне. Выгрузившись из вагона и устроившись на лавочке под ласковым утренним солнышком, мы пару раз поднимались в вагон за кипятком. Никогда ещё не пользовалась титаном в поезде, из которого только что вышла.





Как ни странно, в Сонково в семь часов утра нашёлся открытый магазин (даже два) и какое-то ночное кафе (внутрь не заглядывали). Но кроме продуктовых магазинов, там больше особо никаких развлечений нет -- деревня деревней. Так что в ожидании поезда на Весьегонск мы там занимались, в основном, шопингом: тут булочка, там ряженка...



Котики Сонково:








В Весьегонск ходит один пассажирский вагон -- обычная сидячка поезда дальнего следования. На пути туда большую часть перегона от Овинища-2 мы провели в заднем тамбуре, глядя на убегающие из-под колёс в горизонт рельсы. Местами настолько заросшие, что кажется, будто они кончаются там, где мы только что проехали.
Промелькнули несколько заброшенных станций -- абсолютно заросшие травой платформы, на одной из которых остались два шеста, обозначающие начало и конец. Поезд на них не останавливался.









Впрочем, на не заброшенных станциях платформы в её привычном понимании обычно нет совсем. В траве стоит табличка "остановка первого вагона", и где-то рядом пассажирская будочка для ожидания и, опять же, в траве табличка с названием станции.









image Click to view



В Весьегонске локомотив отцепляют, и он уползает куда-то в траву разворачиваться. Слева от путей стоит ручная стрелка, с которой на наших глазах мужик в оранжевой жилетке, прежде чем её повернуть, стряхнул пучок сухой травы.







Мы прошли дальше по рельсам и упёрлись в шлагбаум с автомобильным переездом. Обычно переезд бывает железнодорожным, а тут -- наоборот, рельсы пересекают шоссе:




За шоссе -- сарай, в котором отдыхает дрезина:




И уже начинающий понемногу ветшать железнодорожный мост через болото:


За мостом рельсы уходят в уже совсем густую траву и заканчиваются.


Мы пошли дальше по грунтовке, на которой местами угадывались остатки шпал, и через некоторое время поняли, что находимся на территории Весьегонского леспромхоза. Об этом свидетельствовали надпись над воротами и проходная слева от них:




Через эту проходную мы и вышли. Там, где когда-то выписывали и сдавали пропуска, теперь свалена гора бутылок. А вот тут была вертушка:


Дальше мы побрели по посёлку в ту сторону, где на карте были отмечены Приморский парк и пляж на Рыбинском водохранилище. Жара стояла тридцатиградусная, так что мы собирались не упустить возможности искупаться.

Приморский парк, в общем-то, на вид мало чем отличался от остального леса.

Водохранилище по берегу было здорово заболочено почти везде, кроме маленького кусочка, именовавшегося пляжем, где в воду уходила широкая бетонная плита. На берегу стояла турбаза и какие-то спортивные сооружения. Многие купались.



Искупавшись в освежающе-прохладном (не Чёрное море всё-таки!) водохранилище, мы побрели обратно к станции, не забыв, конечно же, по пути заглянуть в продуктовый магазин. Вообще, эта поездка получилась с очень сильным гастрономическим уклоном: я уже сбилась со счёта, сколько раз мы заходили в продуктовый магазин, а под вечер, уже в Сонково -- ещё и в пиццерию, после которой опять же -- в продуктовый магазин. На обратном пути в поезде Володя, Саша и Лёша разъели на троих купленный в Сонково арбуз. Мне удалось прикинуться шлангом и отмазаться от такой участи.
Обратно мы уже добирались на прямом поезде Рыбинск-Москва.

summer17, railway, Большой Львиный Прайд, Сонково, Весьегонск

Previous post Next post
Up