Когда я пару недель назад увидел в контакте сообщение о том, что 20.06.16 в книжном клубе «Петровский» состоится встреча с Захаром Прилепиным, я спросил у близкого друга: «Ты пойдёшь?». Друг насупился и сказал: «Нет. В последнее время он меня озадачивает. Какие-то реверансы в сторону комитета-25 и всё прочее. Каша у него в голове». Я задумался и ответил: «Ну, как хочешь. Я реверансов в сторону этих странных людей, слава богу не слышал, так что схожу». И сходил ))
К покупке билета я отнёсся легкомысленно. Проще говоря, ею я пренебрёг - решил купить билет на входе. Но это оказалось невозможно: зал был набит до отказа. Я был согласен и постоять на галёрке, но потом что-то как-то придумали, откуда-то принесли стулья, в общем, удалось зайти и даже сесть.
Захар мне понравился. В сущности, он такой же как на фотографиях - крепкий и лысый)) Общением прост, течением речи приятен, ходом мысли интересен. Такой невысокий, коренастый русский мужик. О себе рассказывал без выпендрёжа и самолюбования, о поездках на Донбасс - как о чём-то обычном, не пытаясь разукрасить и превратить это в подвиг. Хотя с чего это мне пришло в голову? Он же сам воевал... Всё равно приятно, что нету в сети его фотографий, как у Пареченкова, где тот палит по укропам (новое развлечение для звёзд - съездить в Донецк стрЕльнуть из пулемёта в сторону вражеских окопов через амбразуру и скорей в блиндаж - фотки выложить в инстаграм или куда там ещё).
Мне понравилось, как Захар говорит. Гораздо менее гладко чем пишет, с запинками, небольшими паузами, но слушать его при этом приятно. Это речь обычного живого человека. Не рафинированной «говорящей головы» (бывают и такие), для которых главное - форма сказанного, от разговоров которой могут и уши завянуть. Нет, с содержанием у Захара тоже всё в порядке - слушать было интересно.
Ну, в общем, послушали мы про кино, про музыку и стали задавать вопросы. Почему-то никто о политике не спрашивал (даже я). Кстати, о публике: понятное дело люди собрались все читающие, соответственно +/- думающие, с лицами интересными и приятными. Много было симпатичных дев (вот интересно, их творчество привлекает, или такой брутальный и суровый (хотя одновременно обаятельный и улыбчивый) писатель, редактор, музыкант и воин - отец четырёх детей?)). Скинхедов не было.
Задал вопрос который меня давно волновал и о который мы преломили несколько копий в жарких спорах с Ирой - в частности. Вопрос про роман «Обитель». При всех несомненных литературных достоинствах этого произведения меня озадачило вот что: зековская часть героев при всей её мерзости (выясняющейся по ходу действия) тем не менее обладает человеческими чертами, при том что они отвратительны, они всё-таки люди; а вот вертухаи-чекисты это просто какое-то аморфное воплощение мерзости - то они мнут «хозяйство, похожее на дохлую рыбу» в руках, то пытают заключенных, то колокольчиком измываются... твари, одним словом! Ну вот я и спросил, не боится ли он, что подобная картинка будет использована недоброжелателями с целью разжигания? Имея в виду заодно узнать, что по этому поводу думает сам писатель.
В принципе, ответ я получил примерно тот на который рассчитывал, что каждый видит в книге, что хочет, но стонов про «Россию которую мы потеряли» не было. И это хорошо.
Конечно, мне не нравятся фразы про «ужасы ГУЛАГА» (можно подумать где-то тюрьмы похожи на санатории (а если даже и похожи - в какой-нибудь Европе, то это неправильно! Вор должен сидеть в тюрьме! И разболтанность нынешней пенетрицитарной системы когда у зеков есть мобильники и телевизоры - возмутительна. Изоляция - это часть наказания и пусть преступник вкусит его по заслугам. И гражданин Х, который в 1937 году выносит из КБ Воронежского авиастроительного чертёж профиля крыла нового истребителя и передаёт его за 25 рублей гражданину У, которого берут с поличным и который трубит за это дело десятку, а потом выходит, живёт, работает и в 1956 году его реабилитируют, как невинно осуждённого, так вот, этот гражданин - никакая не жертва режима, а шпион, получивший по заслугам! Ещё повезло, что к стенке не прислонили! Это реабилитирован он совершенно незаслуженно. Может, надо ввести такое понятие - «незаслуженно реабилитированный»?
Но это я отвлёкся.
Так вот, Захар мне показался добрым. Он и правда - писатель-гуманист (как сам о себе говорит). Ему хочется, чтобы в итоге победило добро и чтобы никого не пришлось прислонять к стенке. Он за сильную Россию. Он имперец по своей натуре. Ему хочется, чтобы мы были сильнее всех, и лучше всех, и краше всех - ведь мы такие хорошие! И любой русский человек в этом с ним согласится.
Когда я после встречи подошёл к нему подписать книжку, меня развеселил плотный запах того, как вчера мужики хорошо отметили благополучный приезд в Воронеж))
и ещё меня позабавило лицо Захара на фотографии. Если бы он не фотографировался с таким постоянно, я решил бы, что не понравился ему за свой вопрос))
Что я хочу сказать в качестве резюме: конечно, то что говорит, думает и делает Захар не может служить политической платформой, с этой точки зрения в голове у него действительно каша. Но если отвлечься от политики... Ведь кто такие писатели?
Писатели - это солдаты!
Это солдаты духа и они стоят на защите своего народа, они формулируют его нравственные ориентиры, его цели, они защищают его от врага. Сейчас среди писателей есть много предателей, или просто временщиков (их фамилии нам всем прекрасно известны), но есть и те кто искренне и от души любят свою страну, свой народ! Пусть страна эта и народ неумыты и похмельны с утра - это ИХ страна и народ! Это НАША страна и НАШ народ - это МЫ!
И пусть мы идём в тумане, пусть ноги сбиты и дыхание надсадное, пусть кажется - упадём! Но нет - продолжаем идти! И Захар один из тех, кто помогает нам идти, помогает сохранить веру в себя и защищает от тех, кто хочет эту веру отнять! Он - воин.
И хотя автомат он давно снял с шеи и отложил в сторону, своими книгами он делает гораздо больше.
Удачи, здоровья, терпения и мужества, Захар!