Выбор подходящего для своих целей объектива дело не такое простое, как кажется на первый взгляд.
Знакомая ситуация: фотограф не знает, чего хочет, но свежей струи ему явно не хватает. Вместо того, чтобы пересмотреть собственный подход к съемке, он ждет прихода вдохновения извне, приобретая новый объектив. «Deus ex vitrum», так сказать. Не в силах более переносить кризис муз, в порыве около-творческого энтузиазма он бросается к любимой копилке, разбивает ее и пересчитывает честно заработанные гроши, пытаясь понять, на что же ему хватит. Покупает то, что есть и носится потом с новинкой, как курица с яйцом.
После третьей-четвертой копилки ситуация в корне меняется. Нажиматель кнопки «Shoot» точно знает, что ему надо и постоянно пребывает в стазисе накопления средств на «самое нужное». Промежутки между покупками становятся все продолжительнее, пропорционально растущим запросам, соответствующим им ценниками и динамике отставания роста заработной платы от декларируемого курса инфляции в стране проживания. Последний фактор тоже немаловажен. Ибо в "загнивающей" Европе и "жадной" Америке давно существует возможность взять дорогую стеклянную штуковину на прокат и немного поснимав, сделать выводы о нужности конкретной модели в своем парке оптике. В одной ценовой и целевой нише почти всегда есть альтернативные варианты от нескольких производителей. Как сравнивать, что брать? Покупатель просто вынужден относится с должной придирчивостью к покупке техники, которую собирается использовать в течение нескольких лет.
В России серьезный подход применим весьма условно. В принципе, проживая неподалеку от одной из наших капитолий, можно попытаться взять стекло в аренду. А "условно" из-за того, что парк оптики ограничен как по модельному ряду, так и по кол-ву экземпляров конкретной модели. На популярные позиции возможна очередь на некоторое время вперед. И самое главное - новинки в этих прокатных точках недоступны. Потенциальный покупатель вынужден делать выбор, руководствуясь отзывами первых счастливых владельцев, за квалификацию которых поручиться некому. На мой взгляд это недоработка команды продвижения бренда в России.
Позитивный пакетик от Фотомаркета
Каким образом донести информацию о прекрасных новинках? Ну разумеется, через «пресс-релизы». Не мною замечено, любой пресс-релиз от любого бренда, это смесь из сухого набора параметров новинки с огромным количеством прилагательных в превосходной степени. Засим, читать его следует вдоль драматических диагоналей.
На выручку может прийти институт амбассадоров бренда - скрупулезно отобранных компанией-изготовителем профессионалов, способных раскрыть все нюансы и тонкости техники, щедро сдобрив их своим человеческим видением. Кстати, всем интересующимся рекомендую сайт
http://nikonpro.ru/, включающий как рассказы о технике, так и мастер-классы по разным направлениям. Правда, разбор новинок здесь носит, так сказать, общий характер. Пробелы восполнить можно заскочив в блог или на сайт к конкретному амбассадору. Но и тут все пока не просто. Норвежское подразделение Nikon нашло возможность вооружить своего крестоносца Роя (Roy Mangersnes-
https://roymangersnes.wordpress.com/2015/09/25/field-test-nikkor-200-500mm-f56e-ed/) новинкой еще 14 сентября. Так что дело, скорее всего, в конкретных людях и приоритетах текущей деятельности. Но, все. Брюзжать заканчиваю.
Забавный лично для меня момент видится вот еще в чем. Года полтора назад, еще до того, как Tamron и Sigma анонсировали свои модели, покупка объектива с фокусным расстоянием в 500-600 мм казалась мне легкой степенью помешательства. Страшно далеки от народа были эти монстры. А начиная с августа 2015 г. с анонсом модели от Nikon - сижу и пытаюсь выбрать между несколькими отличными вариантами.
Что в коробке:
Комплект поставки включает в себя непосредственно объектив. Две крышки - передняя на 95 мм, терять ее строго противопоказано и задняя - стандартная для объективов Nikon. Съемная штативная лапка весом в 208 г. Бленда легкая пластмассовая - 1 штука. Мешочек тонкий и недорогой, укроет объектив от пыли. Всеми силами стекло стремиться уместиться в ценовой нише для энтузиастов.
1. Общие моменты
Приверженцы бренда (Nikon, Sony, Canon) воюя за любимый шильдик нет-нет да и становятся отступниками, покупая какую-нибудь Сигму или Тамрон. Между тем, оставаться в рамках бренда и переплачивать за сервис смысл есть. Главное отличие в том, что третьи фирмы, продав свою продукцию, могут забыть о вас сразу, по истечении срока гарантии. Заинтересованные в продаже горячих новинок, они не слишком обременяют себя послегарантийным обслуживанием. Я не утверждаю, что так оно и будет, но вероятность подобного развития событий исключать не стоит. В той же мере вряд ли эти ребята будут терять свое драгоценное время, выпуская обновления для своих старых объективов, с выходом новых камер у флагманов лет эдак через 5-7. А вот приверженцы бренда смогут рассчитывать на внимание сервисного центра, как во время гарантийного срока, так и по его истечении. Совместимость продукции в линейке гарантирована, конечно, если в инструкции по эксплуатации не написано обратное.
Ко всему прочему не могу не упомянуть замечательный маркетинговый ход в отношении сервисного обслуживания. На некоторые модели своей техники компания Nikon предоставляет сервисное обслуживание по программе «1+3», обеспечивая покупателям 1 год гарантии + 3 года сервисного обслуживания.
2. Качество изготовления
Конструктив
Продукт китайской (в хорошем смысле этого слова) промышленности выглядит крепким союзом металла и высококачественного пластика. Уровень изготовления высок, но все же как-то не дотягивает до проф. В соединении наблюдается резиновый уплотнитель, препятствующий попаданию пыли в шахту зеркала через байонет. Вообще объектив не заявлен, как погодо-защищенный, что объясняет ценовую разницу например с AF-S 80-400mm. Передний элемент объектива огромен. Диаметр 95 мм готовит владельца к дополнительным финансовым вливаниям для покупки фильтров соответствующего размера. Это конечно не Сигма с ее 105 мм, но все же… До-ро-го-ва-то…
Легкая пластиковая бленда и штативная лапка, съемная и с одним отверстием под крепление со своими функциями справляются. Спортивная Сигма 150-600 знаменитая своей металлической блендой и несколькими отверстиями в штативной лапке, выглядит более продуманным решением. А может быть три отверстия вызваны необходимость балансировать объектив на максимальном ФР. Кто знает.
Бленду в транспортном положении можно накрутить развернув в обратную сторону.
Накопалось на просторах сети интересное мнение, в смысле, что эта бленда у никона, могла бы быть и получше. Один из фотографов живой природы поведал, что использовал объектив с накрученной блендой укрывая все это от непогоды с помощью ThinkTank Hydrophobia rain cover - такой специальный неопреновый или какой-то другой чехол для объектива. Случалось, что в этой комбинации бленда под тяжестью чехла выскакивала из зацепления. Как результат - упущенные кадры. Вердикт? Как в книге Энди Уира «Марсинанин» - изолента! Сам я защитными коверами не пользовался. Небольшой опыт использования бленды выявил ее полную пригодность для защиты от моросящего дождика и снега.
Механизмы управления
Кольцо зуммирования в меру тугое. Ход вращения порядка 170-180 градусов, не позволяет без перехвата за один раз выкрутить объектив с 200 мм до 500 мм. Тубус сам не выезжает под собственным весом. Это очень хорошо. Поглядим, может быть со временем ситуация изменится. Однако во избежание подобных непредвиденных ситуаций на корпусе предусмотрен переключатель фиксации объектива в положении 200 мм. Место для фиксатора выбрано очень удачно. В ситуации, когда ты второпях выхватываешь из сумки технику и собираешься снимать, этот фиксатор оказывается под большим пальцем левой руки. Еще один плюс!
У той-же спортивной Сигмы для работы с зумом имеется пара решений. Как классическое вращение кольца, так и просто выдвижением тромбона. Что, согласитесь, гораздо оперативнее. Кроме того конструкция сигмы предусматривает «soft-lock» для фиксации в промежуточных положениях 150-200-300-400-500-600 мм.
Ближе к байонету расположены органы управления автофокусом. Две позиции позволяют переключаться из полностью ручного режима М в автоматический М/А, когда можно перехватить контроль над фокусом просто повернув фокусировочное кольцо. Ограничитель дистанции фокусировки помогает ускорить время фокусировки переключением из положения «Full» (от минимальной дистанции фокусировки до бесконечности) в положение «6м - ∞». Опять же ближние кусты или решетка на переднем плане не будут препятствовать работе автофокуса.
Ниже два переключателя стабилизатора изображения VR. Один включает работу стабилизатора. Второй переключает режимы Normal-Sport. Режим Normal дарит вам 4.5 дополнительных стопа, но изображение может сильно скакать между кадрами. Sport предлагает немного более скромные возможности стабилизации, но и скачки между кадрами не такие пугающие. Оба режима можно с успехом использовать при панорамировании, съемке с проводкой, а так же при съемке со штатива. Поверьте, смысл есть.
Кольцо ручной фокусировки
Кольцо безупречное по ширине, ходу и мягкости. Да и вообще классное, если… Если его не трогать! Так получается, что объектив вполне себе позиционируется, как техника для съемки с рук. Тут тебе и вес не запредельный, и стабилизатор великолепный, и автофокус для съемки на улице вполне вменяемый. Проблемы могут возникнуть на этапе оверрайдинга, т.е. перехвата автофокуса на ручное управление. Кольцо фокусировки сдвинуто в сторону камеры. На ФР=200 мм такое расположение еще терпимо, но на ФР=500 мм наблюдается дисбаланс. Итог: очень неудобно наводиться вручную, если съемка проводится без штатива или монопода.
3. Дизайн, функциональность, эргономика и другие субъективные моменты
Размер
Для объектива с ФР 500мм и f/5.6 стекло выглядит скорее компактным и не слишком тяжелым. Повторяю: для объектива с фокусным расстоянием 500 мм. Предыдущий текст не делает его меньше, чем он есть на самом деле. И если вы не практиковались в работе с объективами похожих размеров, уйдет некоторое время на привыкание: как его хватать, переставлять, менять объектив или тушку. Немного страшновато таскать все это в сборе держа только за камеру. Да и в инструкции к объективу изготовитель предлагает придерживать дуэт за объектив.
Конструктив предполагает выдвижение переднего элемента вперед. Подобный конструктив наблюдается в линейке схожих продуктов у всех производителей. Будучи по конструкции тромбоном вполне вероятно в процессе эксплуатации он будет засасывать внутрь частицы пыли. Опять же на новом экземпляре не отмечено выдвижение переднего элемента под собственным весом, когда объектив смотрит вниз или вверх. Надолго ли - узнаем через некоторое время. С удовольствием почитал отзывы первых пользователей этого стекла. Один из них снимал в белых медведей в Арктике в условиях неприятно холодных, второй - в условиях Great Bear Rainforest (
https://en.wikipedia.org/wiki/Great_Bear_Rainforest) - неприятно мокрых. В обоих случаях объектив показал себя только с лучшей стороны. Ну если не считать бленду на изоленте! ;)
Вес
В принципе вес в 2.3 кг может кому-то показаться весомым, простите за тавтологию, аргументом для покупки плечевого ремня. Выбравшись в лес снимать птиц, долгое время носить три с половиной кило (учитывая вес камеры) на шее комфортом не пахнут. Самый тяжелый объектив, с которым я продолжительное время работал - Nikon 300mm f/4D ED-IF AF-S весит 1.5 кг. С неделю я к нему приноравливался и привыкал. Потом перевернул штативную лапку из классического положения на 180 градусов и у меня получилась очень удобная ручка для переноски системы тушка-объектив. Новый объектив весит больше. Вместе с тушкой первые пол-часа тоже было не совсем понятно, за что его хватать, как держать. После пары выходов на природу все вопросы сняты. Штативная лапка смотрит в небо - отличная ручка! Как вариант, можно удобно расположить пушку на локтевом сгибе. Т.е. я хочу сказать, объектив получился очень подходящим для съемки с рук. На максимально выдвинутом 500мм-хоботе в симбиозе с камерой Nikon D800 изменения центра тяжести почти не наблюдается. Не уверен, что на более легких камерах дисбаланса удастся избежать. В ситуации, когда особая мобильность не требуется, хорошим подспорьем послужит монопод. А для съемок из засидки неплохо иметь в запасе нормальный штатив и карданную штативную головку.
Штативная лапка
На штативную лапку после опыта общения с Nikon 300 AF-S я обращаю самое пристальное внимание. При всей своей шикарной картинке указанный объектив имел проблемы в виде хлипковатого штативного крепления. Проблема усугублялась отсутствием стабилизатора и приводила к небольшому смазу. А еще позволяла заработать альтернативным производителям различных железочек, типа Kirk Interprise. Новый объектив со своим могучим VR в 4.5 стопа легко справится с выдержкой 1/50 на длинном конце и выручит в случае хлипкого крепления. Когда я говорю «могучим» это так и ест. Впечатление такое, что объектив вцепляется в картинку, как скалолаз в скальный выступ.
Что ж, хороший стабилизатор косвенно указывает на заложенный производителем потенциал для съемки с рук. В этом случае лучше снять штативную лапку, носить будет легче на 208 г. Правда сам я планирую оставить ее в качестве ручки для переноски. Широкая и достаточно длинная, удобная для крепления на quick release-площадках, в принципе со своими функциями она справляется. Разве что для поворота из ландшафта в портрет не такая комфортная, как у более дорогих моделей. Но лучше то, которая установлена на Nikon 300mm f/4D ED-IF AF-S. Дальнейшее тестирование выявит нюансы. Интересует работа системы крепления при отключенном стабилизаторе на выдержках порядка 1/10-1/50. Поглядим…
Фильтр
Резьба диаметром 95 мм еще один повод почесать в затылке и подумать нужен фильтр или не очень… Просто цены на фильтры такого размера выглядят не очень дружелюбно. А если вы предпочитаете продукцию фирм, зарекомендовавших себя исключительно с хорошей стороны, готовьте кучу денег. Что же до конкурентов, повезло можно сказать, только владельцам Nikon 80-400/4.5-5.6, который предполагает использование 77 мм. Неспортивная Сигма и Тамрон так же хотят 95 мм. А спортивная и того больше - 105 мм.
По внешнему ободку оправы идет резиновый уплотнитель.
4. За оптику пара слов
В целом, если не считать отсутствия нано-покрытия, в объективе представлены все прогрессивные наработки компании: электромагнитная диафрагма, SWM - это такой тихий моторчик для фокусировки (реально тихий, совсем не слышно), IF - внутренняя фокусировка, 3 низко-дисперсных оптических элемента и самый лучший стабилизатор в мире! Ну разумеется, я утрирую. Однако про стабилизатор еще не раз скажу громко и вслух.
К сожалению мои возможности сравнить новинку с конкурентами весьма и весьма ограничены. Сравнить нос к носу его получится лишь с условным конкурентом Nikon 300mm f/4D ED-IF AF-S. Если повезет, может еще попробую достать на время Tamron. Засим могу лишь сослаться на впечатления зарубежных коллег, которые сходятся во мнении, что линейка стекол в принципе получилась адекватная своей ценовой нише. А качество остается в допустимых пределах:
До 350 мм:
Очень сложно выявить разницу в резкости между всеми участниками забега (Сигмы, Тамрон и Никон 80-400). Т.е. чтобы ее разглядеть надо очень дотошно вглядываться. Короче, при совсем упертом разборе на 200 мм можно как лидера выделить 80-400, за ним нос к носу Сигма спорт и Никон 200-500, да и «современые» Сигма и Тамрон тоже не отстают.
На промежутке от 400 до 500 мм:
80-400 неожиданно теряет в резкости. В лидеры выходит Сигма спорт, хотя вряд ли 200-500 рисует мягче. Неспортивная Сигма на третьем месте, Тамрон заметно мягче на обоих ФР 400 и 500 мм. А 80-400 чуть мягкий на 400 мм становится резким если его вернуть чуть назад - на 380 мм.
Оптическая схема Nikon 200-500mm f/5.6E ED VR отличается как от Nikon 80-400mm f/4.5-5.6G, так и от конкурентов. При весе в 2.3 кг новичок заметнее тяжелее, чем 80-400mm f/4.5-5.6G (1.57 кг). Тяжелее только спортивная Сигма. Так что если вы регулярно ходите в качалку, Сигма для вас не проблема. Напомню, что она предлагает более широкий диапазон фокусных 150-600 мм, неубиваемый конструктив, железную же бленду, кучу дырок на штативной лапке и доступность юстриовки в домашних условиях с помощью док-станции, а так же возможность быстрого зуммирования движением, как у музыкантов, играющих на тромбоне. Если не проблема для вас деньги, то берите 80-400mm f/4.5-5.6G, диапазон фокусных гораздо шире, а вес - меньше. Да и на фильтр тратится сильно не придется. Там почти стандартные 77 мм.
Выбрав Nikon, вы будете радоваться постоянной светосиле на всем диапазоне ФР, резкой картинке с полностью открытой диафрагмы, возможности прикрутить телеконвертер и увидеть далекое далеко! Но будьте готовы, что 200 мм окажутся для вас не очень то и широкими. Обращать пристальное внимание только на бОльшую цифру в паре 200-500 и забывать про меньшую - заблуждение для начинающих. Гипотетически разницу между 500 и 600 мм вы можете легко нивелировать возможностями кадрирования современных многопиксельных матриц. Тогда как разница между 200 и 150 мм может оказаться фатальной для кадра, например в спорте, когда основной объект снимаешь более широким кадром , чтобы не пропустить интересное. На этот случай обязательно положите рядом дополнительную камеру с навинченным на ней 70-200. А лучше - две! Все равно не успеете.
Боке
А давайте немного про кружочки! Nikon 200-500/5.6E VR рисуя по центру ровненькие кругляши с разбегом от центра к краю изображения превращает их в кошачьи зрачки. Все это субъективно и в целом скорее приятно. Поснимаю - покажу.
Электронная диафрагма
Означает таковую буковка «Е» в названии объектива после числа диафрагмы Nikon 200-500mm FX NIKKOR f/5.6 E ED VR
9 лепестков диафрагмы кроме положительных по сути и содержанию моментов несут в себе некоторые затыки. Они озвучены выше и проявятся на старых камерах. Ясно, что отваливаются практически все пленочные тушки. Ну так, Nikon пока не выпускает объективов уровня отусов в "коротком" диапазоне. Есть супертелевики, но там все оправдано, в том числе и использование новых камер. Я себе с трудом представляю фотолюбителя, горящего желанием установить новый 800/5.6 с электронной диафрагмой на старую пленочную камеру.
А в преимуществах шикарное быстродействие и точность срабатывания диафрагмы, за пределами точности механического привода. Нет больше необходимости в механической связи между тушкой и объективом. С обоих сторон можно убрать ненужные железочки уменьшив вес и габариты.
Другой пример. Если закрыть диафрагму на 1 стоп до f8 и попробовать сделать серию кадров на каком-нибудь Nikon D4s, который лупит со скоростью 11 кадров в секунду, вы заметите, что экспозиция от кадра к кадру будет немного отличаться. С электромагнитной диафрагмой такое невозможно в принципе. Покупайте и радуйтесь!
ISO
Фотографу всегда не хватает света, как по жизни, так и в частности, для указанной оптической схемы. А так как параметр относится скорее к камере, чем к объективу, в этой связи настоятельно рекомендую использовать теле-зум в дуэте с современными моделями зеркалок, допускающими съемку на высоких значения ISO и не утомляющих лишними шумами. Постоянная на всех ФР диафрагма f5.6 очень важный момент при выборе объектива. Всего на один стоп слабее дорогущих фиксов с f4. Современные камеры, позволяющие снимать на высоких ISO эту разницу практически нивелируют. Ах если бы тоже самое было с работой автофокуса. Но об этом чуть ниже.
Дистанция фокусировки
Беглое сравнение с 300 F4.0 было бы полезно еще и в целях выявления эффекта focus breathing - эффекта небольшого, но заметного, изменения угла зрения при фокусировке из-за движения линзы внутри объектива. Большинство фотообьективов “дышит”, так как это не критично для фотографии, если не принимать во внимание небольшое изменение размеров снимаемых объектов. Так в сравнении с 300 f4.0 на минимальной дистанции фокусировки изменение размеров совершенно незначительное. Но вот возможность сфокусироваться достаточно близко (минимальная дистанция фокусировки = 2.2 м) ОЧЕНЬ сложно переоценить!
MTF
Графики для полноты картины. Если верить графикам, в углах должно быть не так резко, как по центру.
200mm
500mm
5. Скорость автофокуса
Автофокус в этом стекле не попинал только ленивый. Т.е. на самом деле с ним все в порядке, хотя небольшой повод к беспокойству был. Сойдя со стапелей, объектив попал под «колпак к Мюллеру». Компания Nikon объявила о проблемах возникающих при одновременной фокусировке и активной работе кольцом зуммирования. Автофокус при этом впадал в ступор. Для возобновления его работы необходимо было отпустить уже полунажатую кнопку спуска затвора и придавить ее снова. Вроде бы ничего страшного, но в фотографии любое промедление грозит пропущенными кадрами. На сайте производитель указал, что объективы Nikkor 200-500mm F/5.6E ED VR с серийным номером до 2008365 нуждаются в обновлении прошивки. Если ваш объектив попал в нее, следует отправить его в сервис, где специалисты бесплатно проведут необходимые работы. В Самарской области ремонтом и обслуживанием техники Nikon занимается компания «Тайм-Сервис». Ее адрес - г.Самара, пр.Кирова, 318. Телефон:8 (846) 245-17-43
Что же касается удобства работы, фокусируется стекло абсолютно бесшумно. Разве, что при съемке видео со встроенным микрофоном вы все же услышите негромкий клик. Время фокусировки на 500 мм от бесконечности до 5 м порядка 1 секунды. На 300 мм - около 0.7 сек. Возможная причина задержек - работа движка фокусировки не в ту сторону. Ускорить процесс можно переключив его из положения «Full» в «∞ - 6m», автофокус не будет скакать по ближайшим кустам.
В идеальных условиях, когда солнце еще не село за горизонт, скорость фокусировки впечатляет. А что не впечатляет, так это тенденция, замеченная на всей линейке длиннофокусных стекол выпущенных за последний год. Фокусируются они тем хуже, чем темнее на улице. Поглядим, как покажет себя Nikon. Еще раз убедился, что обильный снегопад или туман серьезно осложняют работу любого автофокуса.
Вместе с конвертерами
Про телеконвертеры я уже упоминал в самом начале. Варианта х1.4 у меня нет, но есть другие мысли. Варианты х1.7 и х2.0 не фокусируются с использованием фазового автофокуса. С помощью LiveView все прекрасно работает. А с этим фактом появляется возможность поглядеть на резкость результатов фото, снятых на ФР 850мм f/9.5 и 1000мм f/11. Осталось дождаться ясной лунной ночи. Наконец, джокером моей колоды может стать вариант Nikon 200-500 х 1.7 х 2.0 = 1700 мм f/∞.
6. Стабилизатор изображения
Чем отличается VR и VRII я за отсутствием достаточного опыта предполагать не берусь. В ходе развития Nikon успел выкатить две системы стабилизации изображения. Одна лучше другой. На моем, видавшем виды Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR лет пять назад уже была вторая версия стабилизатора. Шикарная вещь. Выручала регулярно. Чуть позже я попробовал ту же вторую версию на Nikon 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II и не очень впечатлился. А может просто не хватило времени прочувствовать нюансы работы этого с золотым колечком стекла.
Взяв в руки новый 200-500 первым делом попробовал работу стабилизатора в условиях ручной съемки. Это нечто! Объяснять слишком муторно, лучше посмотрите
эффект стабилизации в ролике. С рабочим диапазоном фокусных расстояний в 200-500 мм производитель отработал направление на твердую пятерку. Вполне вероятно вместо 200-500 мы могли бы увидеть 80-600. Все бы радовались и в небо летели шапки. Сложность принятия такого решения состояла бы из двух бааааальших минусов:
1 - вес,
2 - цена.
Так что оставляйте как есть. Все и так великолепно! В смысле, у меня с рук получаются резкие кадры на 500 мм при выдержках 1/50-1/100 сек. Опыты съемки со штатива в статике или с проводкой еще впереди. Надеюсь, объектив позволит делать отличные снимки, как с включенным стабилизатором изображения, так и без него.
7. Применимость
Объектив достаточно специфичен, а потому имеет не так уж и много областей для применения.
Первая и самая очевидная - съемка дикой природы. Плюсы техники в данном направлении очевидны. Умеренная весовая категория делает возможной съемку с рук без дополнительного оборудования. Фактор мобильности я однозначно заношу в плюсы. В минусах отсутствие влаго- пыле- и т.д. защиты.
Другая, не менее очевидная - спортивная съемка на открытом воздухе. Оперативность, в силу небольшого веса здесь тоже только на руку. Скорость автофокуса оценить пока не удалось, засим вопрос оставляю открытым.
Следующим номером для нашего новичка идет увлечение под названием «plane-spotting». Самолеты снимать с помощью Nikon 200-500mm - одно удовольствие!
Не все кадры делаются исключительно из любви к искусству. Некоторые неплохо продаются. В наше время можно заработать продавая фото знаменитостей. Да, думаю папараци охотно воспользуются новинкой в своих меркантильных целях.
А еще ему по силам фото с большой луной или закатным солнцем в кадре.
Цена
На сегодняшний день у нового объектива в плане рассмотренной выше применимости есть конкуренты как в линейке объективов Nikon, так и среди конкурентов. Краткие комментарии ниже.
В своей линейке замечены следующие:
Nikon 80-400mm f/4.5-5.6G - 145-150 т.руб. (цены актуальны на 01.11.2015) - первоклассное стекло с влаго- и пыле-защищенностью. Широким диапазоном фокусных расстояний (80-200 мм - это же еще один объектив), меньший вес, меньший размер, стандартный диаметр фильтра 77мм и, самое главное, отличным разрешением. В минусах - непостоянная диафрагма и высокая цена. По применимости перекрывает все перечисленные направления.
Nikon 300mm f/4D ED-IF AF-S - 65-75 т.руб. - достаточно светлый объектив с фиксированным фокусным расстоянием, отличным разрешением и доступный по цене. В минусах - невозможность зуммирования, отсутствие стабилизатора изображения. Ему на смену пришла следующая модель.
Nikon 300mm f/4E PF ED VR AF-S - 130 т.руб. - логичное продолжение линейки фиксов 300 мм. Минусы предыдущей модели учтены. В новой есть стабилизатор и благодаря использованию в оптической схеме элемента Френеля существенно уменьшен вес, хорошая работа с конвертерами. Маленький минус - блики от ярких предметов имеют характерную для элемента Френеля форму. Убираются в ПО от Nikon. Большой минус - цена.
Nikon 200-400mm f/4G ED VR II AF-S - от 307 т.р. (варианты с конвертером прибавляют к стоимости порядка 30 т.р.) - дорогая профессиональная железяка, почти лишенная недостатков. Правда тяжеловата - 3.4 кг. Вам решать, стоит ли оно того.
Nikon 300mm f/2.8G ED VR II AF-S - от 270 т.р. (+конвертер см.выше). В линейке фиксов есть модели, к которым сложно придраться. Это и предыдущий зум и этот вот объектив с постоянным фокусным расстоянием. Линейка премиум-фиксов в любой системе (Nikon, Canon) определенно стоит особняком. Как правило, это очень специфичные стекла, которыми пользуются профессионалы - новостные агентства, спортивные порталы и другие состоятельные творческие единицы и коллективы. За рубежом вполне себе можно арендовать подобное и порадовать себя, проведя выходные на природе с правильным объективом. Впрочем, не за горами чемпионат мира по футболу 2018. В Самаре строится одна из площадок, на которой будут проходить игры. Ведущие бренды, включая Nikon, разворачивают свои представительства в городах проведения чемпионата. Вероятно, у нас появится возможность взять на пробу что-нибудь стоящее.
Цена в сравнении с конкурентами
Sigma 150-600mm f/5-6.3 DG OS HSM Sports за $2000 (111-119 т.руб. на 01.11.2015) - напоминает советский микроскоп, в смысле надежности и применимости при забивании гвоздей. Конструктив - железяка, пыле- и влаго-защищенность. Отсюда вес в 2.86 кг. Плюс металлическая бленда, которая выводит общий вес за 3 кг. По сравнению с ним, наш новичок уже не выглядит тяжеловесом. МДФ - 2.6 м. Дополнительные 150 мм фокусного расстояния. В плюсы можно записать возможность обновления прошивки объектива без обращения в сервис с помощью док-станции стоимостью в 3000 руб. Кстати, через эту штуку можно не только перепрошивать объектив, но и просто подстроить скорость фокусировки или поправить ошибки системы AF (фронт и бэк фокус). А он еще может работать со родным сигма-конвертером 1.4 на старших тушках Nikon. Короче, один из фаворитов. Но… после 400 мм его диафрагма уже f6.3. И с рук снимать тяжко.
Sigma 150-600mm f/5-6.3 DG OS HSM Contemporary за $1100 (порядка 60 т.руб. на 01.11.2015) - прямой конкурент предыдущей модели. Сказанное ранее для версии S справедливо и для С. По сравнению с Nikon мы экономим в деньгах и весе. Картинку стекло рисует приятную, но различия с брендом уже заметны. Но если вам нужен более широкий диапазон ФР, вы хотите легче и дешевле, выбирайте сигму или см.ниже.
Tamron SP 150-600mm f/5-6.3 Di VC USD стоимостью в $1000 (50-60 т.руб. на 01.11.2015) - при правильной съемке, достаточно неплохое стекло. Отзывы в сети показывают, что качество от экземпляра к экземпляру достаточно стабильное. МДФ чуть по-больше 2.7 м, вес - по-меньше 2 кг. Если фактор цены для вас решающий, можно остановить выбор и на нем. Доступный ценник последних двух моделей не означает компромисс в качестве картинки. При правильном подходе к съемке обе модели будут радовать вас отличными результатами.
Лично мне покупка обошлась в $1400, прямо честно, как по ценнику. Удивительно, с учетом наших российских реалий. На сайте
Яркого Фотомаркета еще в сентябре была возможность сделать предзаказ по цене 89 т.р. Условием его была 20% предоплата и оплата остатка стоимости объектива на момент получения его на склад, что согласитесь не совсем удобно. К моменту поступления в точки продаж позиция может вырасти в цене. А потому я от предзаказа воздержался. Так в целом и случилось - к началу ноября ценник обновился до 99 т.р. Я это заметил и еще раз написал в
Яркий Фотомаркет, чтобы выразить свое удивление. Как так, объектив еще не доехал до России, а уже подорожал! Менеджер ознакомившись с нашей сентябрьской перепиской, предложил мне приобрести объектив по старой цене. Врядли это скидка. Скорее, магазин купил какое-то кол-во объективов по сентябрьской цене. В любом случае - отличный шаг навстречу клиенту! Правильный!
Некоторые вещи, выводы о которых делать выводы пока рановато:
Пожалуй на этом надо заканчивать. Информацию, размещенную выше стоит рассматривать, как предварительный обзор. Заметный перевес положительных моментов говорит лишь о том, что только продолжительное использование (а не тестирование) сможет выявить дополнительные плюсы и минусы новинки. Может так случиться, что внутренние уплотнения когда-нибудь придут в негодность, стекло будет нещадно сосать пыль или собирать влагу. Приличный и крепкий пластик разболтается и хобот начнет вываливаться под собственным весом. Да что угодно может произойти. Или не произойти. Но для этого необходимо время. Что ж, поживем - увидим!
И напоследок несколько примеров, на 200 и 500 мм снято с рук в паре с Nikon D800. По нажатию открываются полноформатные изображения. Большие и тяжелые. EXIF сохранен.