Леонард Коэн: сеанс магии в Кремле

Oct 08, 2010 16:04

Фото: РИА Новости


Легендарный канадский бард и поэт дал единственный концерт в Государственном Кремлевском дворце

Уже состоявшийся приезд Леонарда Коэна в Россию - событие, без преувеличения, историческое: мало того что этот визит прославленного поэта и певца в Москву первый - он, скорее всего, и последний, все-таки возраст у мэтра уже не тот, чтобы ездить в туры раз в несколько лет. По крайней мере событие стало таковым для тех примерно 5 тысяч поклонников Коэна, которым посчастливилось попасть на концерт.

Употребляю слово «посчастливилось» потому, что площадка для выступления прославленного канадца, - Государственный Кремлевский дворец - на наш взгляд, была выбрана не вполне удачной. Во-первых, многие из тех, кто очень хотел бы посетить концерт, не смогли этого сделать из-за довольно высоких цен на билеты. По крайней мере многие мои друзья и знакомые признавались, что билеты на места в партере за 3000-5000 рублей и выше для них дороговаты. Отметим, что в зале оставалось довольно много свободных мест, которые не были заняты и после начала второго отделения. Можно, конечно, было бы сказать, что зал ГКД вполне соответствует статусу артиста, но Коэн, несмотря на свою внешнюю респектабельность, вполне способен сыграть и на рок-фесте под открытым небом, как он сделал это на Гластонбери-2009.

Во-вторых, приключения для очень многих посетителей концерта начались задолго до попадания в концертный зал и выражались в огромной и еле-еле двигавшейся очереди ко входу в Кутафью башню Кремля. Отчасти московская публика сама виновата - на мероприятия в Кремле всегда стоит проходить пораньше, учитывая «медленную» пропускную систему при входе. Многие меломаны привыкли, что именитые музыканты частенько задерживают время выхода на сцену на час, а то и на полтора. Но на этот раз - учитывая, видимо, продолжительность коэновской музыкальной программы (2 отделения, каждое чуть больше часа) и регламент работы Кремлевского Дворца, концерт начался практически вовремя. В итоге автор этих строк опоздал на любимые не только им хиты вроде «Dance Me To The End Of Love» и «Future», которыми Коэн обычно открывает свою программу. К тому же сразу же погрузиться в атмосферу лирического фолк-блюза «Bird On The Wire» и вообще как следует разглядеть легенду мешали постоянно заходящие в зал и ищущие в темноте свои места «товарищи по очереди».

К счастью, постепенно активность опоздавших сошла на нет, и стало возможно в полной мере насладиться музыкой, поэзией и зрелищем. Излучающий невероятную энергию маэстро предстал перед слушателями вместе с музыкантами, сопровождавшими его в туре 2008-2010 годов, не было только обаятельной темнокожей бэк-вокалистки Шэрон Робинсон, написавшей музыку к большинству песен Коэна последних лет. Из бэнда особенно выделялись сухопарый денди Нейл Ларсен, отвечавший за импровизации на «хэммонд»-органе, экспрессивно-нервозный Дино Сольдо, игравший на разного рода духовых, и особенно - виртуозный Хавьер Мас из Барселоны, бередивший души чувствительных слушателей длительными проигрышами на экзотической бандуре и других струнных инструментах. На подпевках трудились ангелоголосые и в общем-то ангелоподобные The Webb Sisters.

Но главное внимание, безусловно, привлекал сам Коэн, чье поведение на сцене заставили напрочь забыть о его возрасте и мифологическом статусе. Несмотря на надвинутую на глаза шляпу и строгий костюм, артист явил зрителям целую палитру пантомимических средств. Во время исполнения песен бард иронически ухмылялся, выдавал между куплетами мрачноватый хохоток, регулярно падал на колени в куплете, чтобы картинно восстать на припеве, а также вел воображаемые диалоги с бэк-вокалистками и бандуристом, носившим, к слову, такую же шляпу, как и сам маэстро. На месте был и фирменный, ничуть не испорченный временем вкрадчиво-интимный, с хрипотцой вокал, величавые стихотворные вступления к песням и полные ироничного юмора диалоги с публикой. К тому же музыкант продемонстрировал прекрасную физическую форму, буквально вприпрыжку убегая со сцены в перерывах.

Сет-лист нынешнего тура претерпел некоторые изменения по сравнению с программой, запечатленной на DVD «Live In London» - в частности, Коэн исполнил несколько совершенно новых песен - «The Darkness» и «Born In Chains». Вообще репертуар отличался большим разнообразием, прозвучали вещи разных лет, как знакомые почти всем «золотые» хиты, так и менее известные песни 60-70-х годов: «Chelsea Hotel №2», «Everybody Knows», «Waiting For The Miracle», «Anthem», торжественно завершившая первое отделение, затем ранняя классика «Suzanne», «Sisters Of Mercy», «The Partisan», созерцательный блюз «Gypsy Wife» и др.

Кульминация действа последовала на заветной «Hallelujah», несколько иронично поданной «I’m Your Man» и «Take This Waltz», после которой Коэн под овации и крики «Браво!» удалился, чтобы вернуться для ударной концовки, которую зал, словно бы очнувшись после сеанса гипноза, слушал стоя, активно хлопая и подпевая. Прозвучали «So Long Marainne» и «First We Take Manhatten», затем растроганный маэстро признался: «Друзья, мы бы с превеликой радостью играли для вас всю ночь, но законы, правила, регламенты, а также неимоверно запутанный клубок обстоятельств вынуждают нас закончить. Как говорится, пора закрываться». Немедленно грянула развеселая «Closing Time», в финале которой лукавый старец заявил буквально следующее: «Я слышал, что русские имеют репутацию пьющей нации. Поэтому, друзья, если решите немного повеселиться после концерта, берегите себя и поскорее возвращайтесь к своим семейным очагам». После чего певец, в последний раз высоко подняв над головой шляпу, окончательно попрощался с российской публикой и растворился за кулисами, оставив слушателей в состоянии благоговейного восторга.

Хорошей иллюстрацией зрительских впечатлений стал случайно услышанное автором этих строк мнение в курилке после концерта: «Звук был тихим, но какая энергетика! U2 курит в сторонке! То есть у них своя тема, громко, мощно, но Коэн - это ваааще супер! Я ведь и не думал, что столько его песни знаю, только не знаю, что это он!» Понятное дело, каждому свое, но пришедшие в гости к Леонарду Коэну в этот вечер наблюдали нечто большее, чем просто исполнение песен, это было рождение чуда - чуда поэзии, музыки и магии личности.

Никита Новиков

Источник: Голос России.
_____________________________________________________
Леонард Коэн выступил в Кремлевском дворце
Музыканты группы "U2" остались довольны концертом в Москве

Кремлевский Дворец, рок - музыка, поп-музыка, Культура, Леонард Коэн, музыка, В России

Previous post Next post
Up